Тема: Распознавание значимых частей слова.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Задачи:
1. Образовательные: систематизация знаний по теме «Состав слова»; формирование умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
2. Развивающие: развитие умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развитие памяти, внимания, мышления, умения логически рассуждать, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; развитие орфографической зоркости.
3. Воспитательные: создание положительной мотивации учащихся к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.
Оборудование: карточки с текстами, напечатанные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент
Я предлагаю, как в старину писались летописи, так и нам записывать историю нашего урока, путешествия в наши тетради-летописи. Откройте, пожалуйста, тетради запишите дату нашего путешествия.
2.Актуализация знаний, постановка целей урока.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Состав слова. Разбор слова по составу…)
- Поставьте перед собой цели на этот урок. (Закрепить знания о составе слова. Научиться разбирать слова по составу)
-Ребята, вам не страшно идти, туда не зная куда?
Так вы у меня похожи на одного из исторического героя, с которым мы познакомились на уроке литературного чтения. А про кого я говорю вы сейчас догадаетесь, когда я напомню вам про все его подвиги. Если догадаетесь, постарайтесь записать все его качества, которыми он преобладал, в нашу тетрадь – летопись.
Он часто ходил в походы, собирал дань, но любил все недоразумения решать мирным путем, заботился про сирот и вдов – это… Илья Муромец.
вспомните и запишите все его качества, которыми он преобладал. Эти качества и нам понадобятся, чтобы пройти наш путь.
(храбрый, смелый, честный, заботливый, добрый).
-А кто из вас заметил среди наших записей, слова близкие по значению? храбрый, смелый.
Какую орфограмму и в каком слове вы вспомнили, чтоб правильно записать это слово? ( честный – непроизносимая согласная «т»)
Но работа не ждет и нам пора поторопиться в нашу страну, кажется мне, что там нужна наша помощь. Запишите одним словом, как называется место, где ты родился и живешь? Родина
Подберите к этому слову однокоренные слова.
Родина, родился, родственник, родной…
Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?(эти слова имеют один корень.)
Ребята, подумайте и скажите, почему мы говорили о Илье Муромце и о Родине?(Потому что Илья Муромец всегда защищал свою Родину).
Как мы называем человека, который любит и защищает свою Родину? (патриот)
Мы приближаемся к городу, жители которого ни секунды не сидят на месте. Они всё время трудятся во благо своей страны: строят, помогают нам создавать все новое и новое.
Потому что они любят свою страну и работают во благо своей страны.
Посмотрите на домики, в которых живут горожане. Вы уже догадались, о чём идёт речь?(Здесь живут приставки, корни, суффиксы и окончания.)
Да, ребята, сегодня вы вновь встретитесь с известными вам частями слова и узнаете много новых и интересных фактов из их жизни.
Добро пожаловать в город, где живут морфемы!
3. Работа по теме урока. Извлечение новых знаний
Жители этого города так трудятся, стараются и их труд не прошел зря ведь мы пользуемся их трудом, используя слова в нашей речи.
И сейчас перед нами, как и перед Ильёй Муромцем, стоит выбор, какой же путь выбрать. Посмотрите, перед нами выросли горы и на них что – то написано. Прочитайте пожалуйста и запишите свой выбор в тетрадь.
1.Ученье лучше богатства.
2.Сидеть сложа руки.
3. Купаться в золоте.
-Какое главное слово было в нашей пословице? ученье.
Попробуйте подобрать к этому слову однокоренные слова. Какой имеет корень — это слово? Давайте выясним какое значение имеют все эти слова. Одно ли значение имеют все однокоренные слова? (Да)
Все однокоренные слова имеют одно лексическое значение – получать знания.
Ребята, я предлагаю вам, по примеру наших жителей, построить город нашей мечты. Но наш город будет строиться по мере выполнений заданий. Ведь без труда не вытащишь и рыбки из пруда. А каким вы бы хотели видеть наш город? чистым, зеленым, много людей и домов.
Я тоже мечтаю, чтоб наш город был чистым и зеленым. Так наши мечты могут осуществиться – ведь все в наших руках.
А начнем мы строить наш город с домов, где могут жить люди.
Давайте вспомним, что каждая из частей слова обозначает.
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Корень – это часть слова, в которой заключён главный смысл слова.
– Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
– Окончание – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Части слова рады, что вы так много о них знаете.
А подумайте большое ли они имеют значение для слов?
Мы думаем, что части слова имеют огромное значение для слов.
Исследовательская работа
Давайте в этом убедимся, выполнив задание и построим наш дом для нашего города. А с чего мы должны начинать стройку дома из крыши или фундамента? из фундамента.
Правильно, я с вами согласна. Фундамент – это корень дома. Ребята, а какое отношение имеет фундамент дома к корню слова? из фундамента растет новый дом, а из корня слова – однокоренные слова. Без корня не может существовать ни растение, ни слово.
Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень.
Горка, горе, горный; водица, подводный, водитель; храбрый, смелый, храбрец; белка, побелить, белый.
Дома у нас выросли, но чего – то еще не хватает. Я так думаю, что нам нужно посадить много деревьев, чтоб наш город был самым зеленым в мире. Ведь деревья приносят пользу всему человечеству. А кто мне скажет какую пользу они приносят.
Следующее задание «Чудо-дерево».
Я предлагаю каждому из вас вырастить своё дерево, подобрав однокоренные слова к корням, которые написаны на наших саженцах.
Работа в паре.
1 ряд – корень –груз- (грузчик, погрузка, выгрузить, грузовик…)
2 ряд – корень –бег- (пробежка, забег, бегун, бежать, …)
3 ряд – корень –стрел (стрелок, выстрел, перестрелка, стрельба, стрела…)
Помните о значении слова, когда будете подбирать однокоренные слова! Как известно, одна голова хорошо, а две – лучше, поэтому выполняйте работу вместе с соседом по парте. Кто быстрее всех «вырастит» дерево?
Чтение слов.
Корень в однокоренных словах не только одинаково пишется, но и имеет одно и то же значение. Чтобы увидеть предмет, который скрывается за словом, надо знать, какой смысл заложен в его корне.
Вот наш город какой зеленый стал и красивый!
Следующее задание нам поможет понять, почему приставка – значимая часть слова.
У нас есть корень -лет- из слова «лететь» и разные приставки. Наша задача – образовать новые слова.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
Прилететь, влететь, вылететь, перелететь, улететь.
Какую роль играют приставки? С их помощью образуются новые слова.
- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)
А сейчас я предлагаю поиграть.
Игра «Найди лишнее»
Отбросить, отход, отважный, отступить, отбежать, отвердеть, отплыть, ответить, Отчизна.
Что вы можете сказать о строении этих слов? в некоторых из них нет приставки ОТ-.
Кто готов объяснить, какие слова здесь лишние?
Суффикс может всё: изменить размер и рост
В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.
котище – КОТ – котик
ветрище – ВЕТЕР – ветерок
- С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?
- С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?
Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.
под, шуршат, ноги, листья, сухой
- Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.
- Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)
- Дайте характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неосложненное однородными членами предложения)
4. Практическая работа
«Одень слово». Образуй с помощью приставок и суффиксов новые слова:
сад лес
сад лес
сад лес
Составь схемы данных слов:
снежок
подводная
трава
подарок
К каждому слову подбери однокоренные слова, разбери их по составу:
школьница море
мороз
5. Рефлексия
Ну вот мы и построили город нашей мечты.
Беседа по вопросам.
– Что такое морфемы? Какие морфемы вам известны?
Посмотрите, еще раз на наш город. Он вам нравиться? Это наша с вами Родина, а мы с вами ее жители, которые будем любить, беречь и защищать. Я права?
7