СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказать, что звук распространяется в твердых, жидких и газообразных тепах; научить вычислять скорость звука.

Просмотр содержимого документа
«Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.»

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Цели урока: доказать, что звук распространяется в твердых, жидких и газообразных тепах; научить вычислять скорость звука.

Ход урока

I. Проверки домашнего задания, повторение

- Каким общим свойством обладают все источники звука?

- Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему?

- Какие колебания называются ультразвуковыми, инфразвуковыми?

- От чего зависит высота звука?

- Что такое основной той и обертоны?

- Что такое тембр звука?

- Чем определяется высота звука?

- Чем определяется тембр звука?

- Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?

- От чего зависит громкость звука?

- Как отражается на здоровье человека систематическое действие гром­ких звуков?

II. Письменная проверочная работа

Вариант I

1. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?

а) во всех направлениях; б) только по направлению распространения волны; в) только перпендикулярно распространению волны;

г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому на­правлению.

2. От чего зависит громкость звука?

а) от частоты колебаний; б) от амплитуды колебаний; в) от частоты и амплитуды; г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.

3. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических ко­лебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?

а) 0,5 м; б) 1 м; в) 2 м; г) 57800 м.

4. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?

а) не зависит от частоты; б) непрерывно возрастает с увеличением частоты; в) непрерывно убывает с увеличением частоты; г) сначала возникает, достигает максимума, а потом убывает.

5. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий - настроен на меньшую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?

а) второй; б) третий; в) оба камертона; г) ни один из них.

Вариант II

1. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?

а) во всех направлениях; б) только по направлению распространения волны; в) только перпендикулярно распространению волны; г) по направлению распространения волны к перпендикулярно этому на­правлению, .

2. Чем определяется высота звука?

а) частотой колебаний; б) амплитудой колебаний; в) частотой и амплитудой; г) ни частотой, ни от амплитудой.

3. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических ко­лебаний. Частота колебаний 680 Гц. Определите длину звуковой волны, зная что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?

а) 0,5 м; б) 1м; в) 2 м; г) 234200 м.

4. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при посто­янной амплитуде колебаний вынуждающей силы?

а) непрерывно возрастает с увеличением частоты; б) непрерывно убывает с увеличением частоты; в) сначала возрастает, достигает максимума, затем убывает; г) сначала убывает; достигает минимума, затем возрастает.

5. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий - настроен на большую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?

а) второй; б) третий; в) оба камертона; г) ни один из них.

III. Новый материал

Эксперимент

В стеклянный колокол помещают электрический звонок и выкачивают воздух. Звук становится все слабее и слабее и, наконец, прекращается.

- Почему так происходит? (Для распространения звука необходима упру­гая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.)

- А как же обстоят «дела» в газах, жидкостях и твердых телах?

В воздухе скорость звука впервые была измерена в 1636 г. французом М. Марсенном. При температуре 20°С она составила 343 м/с. Для примера, начальная скорость пули из пулемета Калашникова 825 м/с, что превышает скорость звука в воздухе. Пуля обгоняет звук выстрела и достигает своей жер­твы до того, как приходит звук.

Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температу­ры воздуха она возрастает. В разных газах скорость звука различна: чем боль­ше масса молекул газа, тем меньше скорость в нем (в водороде -1284 м/с, а в кислороде - 316 м/с).

В жидкостях скорость звука, как правило, больше, скорости звука в газах. 1826 г. Ж. Каллад и Я. Штурм впервые измерили скорость звука в воде на Женевском озере в Швейцарии. При температуре 8°С она оказалась равна 1,440 и/с. Скорость звука в твердых телах больше, чем в жидкостях и газах. Рейн приложить ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса можно услышать два звука. Один из них достиг уха по рельсу, другой по воздуху. Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в кре­постных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому зем­лей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет. Твердые тела хорошо проводят звук. Благодаря этому люди, потерявшие слух, иной раз способны танцевать под музыку, которая доходит до их слухо­вых нервов не через воздух и наружное ухо, а через пол и кости.

IV. Вопросы на закрепление

- Почему во время грозы сначала видим молнию и лишь потом слышим гром?

- От чего зависят скорость звука в газах?

- Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникаю­щих под водой?

- Почему «слухачами», которые в древние времена следили за земляны­ми работами противника, часто были слепые люди?

Домашнее задание § 37, 38 (с. 122-125); упражнения 31,32 (1,2) (с. 124, 126).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс