Распространённые и нераспространённые предложения
Цель урока:
закрепить понятия о способах выражения подлежащего и сказуемого; формировать понятия о распространённых предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании и предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Задачи:
обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространённые и нераспространённые члены предложения;
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Планируемые результаты:
1.Научить обучающихся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространённые предложения от нераспространённых, конструировать распространённые предложения, объяснять языковые явления (предметные)
2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознание значимости изучаемого материала, выделять главное в познавательном объекте
3. Развивать монологическую и диалогическую речь (метапредметные)
4. Формировать умение планировать достижение цели, оценивать результат, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности (метапредметные)
5. Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, формирования умения работать в коллективе и индивидуально. Помочь осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Ход урока
1. Организационный момент
Придумано кем- то и просто, и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Актуализация и пробное учебное действие
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
- Ребята, какой раздел русского языка мы с вами продолжаем изучать?
Работа в парах, у доски.
На партах карточки со словами (предложение, словосочетание, распространенные предложения, нераспространенные предложения, подлежащее, сказуемое, имя существительное, женский род, наречие, глагол, прилагательное, число, склонение, спряжение, междометие, падеж)
- Я попрошу одну пару выйти к доске, а другие пары останутся работать самостоятельно. Оставьте только те термины, которые относятся к разделу «Синтаксис».
- Какие из собранных вами карточек относятся к данному разделу?
- Кто самостоятельно, без помощи справился с заданием?
- Кому помощь понадобилась?
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. (3 мин. Постановка проблемы) На доске:
В полях лежит серебристый снег.
Лежит снег.
Снег.
Серебристый снег
Лежит в полях
– Исследуйте, к чему относятся записи на доске? Докажите свою правоту.
4. Постановка учебной задачи (2 мин.)
- Посмотрите на доску. Найдите среди прикрепленных вами терминов те, о которых мы не говорили на предыдущих уроках и которые будут темой нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь: «Распространенные и нераспространенные предложения»
- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте цель нашего занятия.
5. Первичное закрепление (7 мин. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение)
- Дайте свое определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»
- Откройте учебник на стр. 81 прочитайте теоретический материал.
- Что-то нового есть для вас в прочитанном материале?
Работа у доски - упражнение 175 .
Физминутка (1 мин.)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 мин. Работа в парах. Работа по карточкам)
Перед вами текст (2 мин на работу):
Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры.
- Какие предложения вы видите? Почему?
- А теперь давайте попробуем распространить несколько предложений по парам.
- Посмотрите, ребята, какое скучное повествование было перед нами и какой текст в красках получился у вас.
7. Игра «Снежный ком»
А теперь поиграем. Игра называется “Снежный ком” В качестве снежного кома выступит слово: листья (я записываю все слова на доску)
Представим, что это слово – маленький снежный комочек.
1)распространить в предложении главный член подлежащее.
2) распространить в предложении еще раз главный член подлежащее.
3) добавить 2 сказуемых.
4) распространить 1-ое сказуемое.
5) распространите 2-ое сказуемое.
Вывод. От чего разросся снежный ком?
Подведение итогов урока
Подводя итоги нашей работы, попрошу вас вспомнить те цели, которые мы с вами наметили в начале урока.
Все ли нам удалось выполнить?
10. Домашнее задание
11. Рефлексия деятельности (Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)
- Сегодня я узнал……
- Своей работой я …