Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием «распространенные и нераспространенные предложения», актуализировать и восстановить ранее изученное о второстепенных членах предложения. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать определение распространенных и нераспространенных предложений, обще определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; полученной в результате чтения. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока. |
Основные понятия | Распространенные и нераспространенные предложения; второстепенные члены предложения. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово. - Вот уже несколько уроков русского языка мы говорим с вами о предложениях. - Все ли вы знаете о них? Давайте проверим. | Слушают учителя, Участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Просмотр мультимедийной презентации по теме урока. Осознание формулировки определения понятия. | На слайде вам представлены утверждения. Ваша задача: ответить, верно ли каждое из них. Если верно-тихий хлопок, нет-тишина. Молодцы! -Переходим к следующему заданию, в ходе выполнения которого вы постараетесь определить тему и цель нашего урока. Внимание на слайд: прочитайте тексты, сравните их. Какой вариант текста помогает более точно и ярко представить картину написанного? Что вам помогло? Как называются эти члены предложения? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Взаимопроверка по учебнику. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Выявление места и причины затруднения | Работа с учебными пособиями | - Ребята, откройте учебник на стр. 81-82 и найдите ответы на вопросы: • Какие члены предложения называются второстепенными? • Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения? - Запишите текст упр. 176, распространив предложение второстепенными членами. - В чем состоит роль второстепенных членов в предложении? - Сделайте вывод, какое из предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным. Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения, и нераспространенными, если в них нет второстепенных членов предложения. | Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Задают вопросы для уточнения информации. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
4. Практическая деятельность | Прослушивание музыкального отрывка, составление предложений | - А сейчас, ребята, послушайте отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Ноябрь». - Поделитесь с соседом по парте: какие чувства вызвала эта музыка у вас? Составьте одно или несколько распространенных предложений, запишите их в тетрадь. | Слушают музыку, составляют предложения. | Парная, индивидуальная. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
5. Первичное закрепление с комментированием | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | - Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. | Высказывают и обосновывают точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
| | - Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие? (Осень наступила. Высохли цветы.) - Распространите их, то есть добавьте второстепенные члены предложения. Микровывод: чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь. Контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей. | | | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Обучающая игра. | Игра «Добавь слово». Правила: Первый игрок называет любое слово-предложение. Следующий игрок должен в начале или в конце присоединить свое слово, подходящее по смыслу, - сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют второстепенные члены предложения. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное и логичное предложение. | Участвуют в игре. | Групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - Подведем итоги. Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? - Какие предложения называются нераспространенными? Распространенными? -Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените себя на полях тетради с помощью «смайла». -Запишем домашнее задание. | Подводят итоги игры под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |