СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения»

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения


Цели урока: Повторить изученный материал о предложении;

  • Познакомиться с понятиями «распространенное» и «нераспространенное» предложение;

  • Научиться различать нераспространенное и распространенное предложения и находить их в тексте;

  • Познакомиться с второстепенными членами предложения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, таблицы, схемы предложений, мяч.

Содержание:

—Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Садитесь.

Ну-ка проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку пять?

Молодцы!

1. Любой урок начинается со словарной работы. От этой традиции мы не отступим и сегодня. Диктант - молчанка на зимние слова

Учитель показывает картинку с изображением предмета, ученики молча записывают его название.

Снежинка, снег, варежки, метель, снеговик, коньки, сугроб, снегирь, каток, ледянка.

Самопроверка. Подсчет количества ошибок.

2.Давайте проверим ваши знания предыдущего материала, вспомним и повторим правила, которые мы изучали на прошлом уроке.

-Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Чем может быть выражено подлежащее?

- Чем может быть выражено сказуемое?

- Когда мы ставим тире между подлежащим и сказуемым?

3.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной цели.

- Ребята, давайте попробуем составить предложение со словом «снег». (Ученики предлагают свои варианты предложений)

Предложение записывается на доске.

Идет снег.

-А теперь выделим грамматическую основу данного предложения. Это предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Давайте попробуем распространить это предложение. А второе предложение? Из каких членов предложения оно состоит?

(Запись составленного предложения)

На улице идет сильный снег.


Обратим внимание на схемы и составим предложение.

Снег

Какой?

Сильный

Идёт

Где?

На улице






-Давайте проанализируем наши предложения. Из чего состоит первое предложение? Что мы сделали с предложением? (Распространили его с помощью второстепенных членов предложения). Теперь попробуем сформулировать тему урока: «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». Запишем тему в тетрадь. (Слайд тема урока)

-А для чего мы будем изучать данную тему? Давайте поставим цель урока.


4. - Если в предложении есть только главные члены, то такое предложение называется нераспространенным.

- Если в предложении, кроме главных членов, есть второстепенные, то такое предложение называется распространенным.

Сказка – миниатюра.

5. Как поссорились распространенное и нераспространенное предложение

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Было у царя два сына. Одного звали Распространенное предложение, а другого –  Нераспространенное предложение. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: « Дети мои милые! Потешьте меня старика, сочините сказку». Принялись братья за работу, но стали спорить, чья сказка окажется лучше? Нераспространенное предложение сказало: «Моя сказка короче и лучше

запоминается». Распространенное предложение ответило брату: «А моя сказка будет красочнее, интереснее». Написал каждый  брат свою сказку. Принесли отцу, стал он их читать. Сказка Нераспространенного предложения показалась царю скучной, чуть не уснул, пока читал. Сказка Распространенного предложения, наоборот, показалась слишком длинной, еле-еле до конца дочитал. Пока царь  читал, сыновья стояли рядом и наблюдали, как отец хмурится, зевает, вздыхает. Поняли тогда братья, что врозь им не справиться. Сочинили они сказку сообща, принесли отцу. Почитал царь, повеселел, очень ему сказка понравилась. Решили братья больше врозь ничего не делать и поняли, что оба они одинаково важны. И жили они долго и счастливо и радовали отца разными сказками.

Тут и сказки конец, а кто слушал молодец! 


6.- Я вам предлагаю на несколько минут представить себя писателями и составить красивые предложения

Задание на экране. Ученики составляют распространённые предложения из нераспространённых.

1 ряд Наступила зима.

2 ряд Ребята катаются.

3 ряд Деревья стоят.

- Рассмотрим полученные варианты предложений.

Пример: Неожиданно наступила снежная зима.

Весёлые ребята с удовольствием катаются на коньках и санках.

В саду стоят покрытые инеем белоснежные деревья.

Ребята, на что похожи эти предложения? (На текст)

Что такое текст? Назовите тему данного текста. Какова основная мысль?

7.Физкультминутка Снеговик


8.Выборочный диктант

Упр. 175, стр. 81.

1. Выписывают распространенные предложения и выделяют в них грамматическую основу.

2. Выписать нераспространенные предложения и самостоятельно распространить их.

9.Игра «Снежный ком».

В качестве снежного кома выступает предложение

Светит солнце. Представим, что это предложение маленький снежный ком. Я предлагаю вам долепить его, т.е. распространить второстепенными членами.

От чего разросся снежный ком?

(Слайд) Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. (Дальнейшее изучение этих тем, по одному уроку на каждый член предложения)


10.Работа в парах

Допишите второстепенные члены предложения в тексте, используя слова для справок.

Зима

Морозы сковали (что?). Замерзли реки и озера. (Где?) лежит (какой?) снег. Дети рады (чему?). По свежему снегу приятно бежать (на чём?). Серёжа и Женя играют (во что?). Лиза и Зоя лепят (какую?) бабу.

Только животным тяжело в (какую?) стужу. Птицы летят ближе (к чему?).

Ребята, помогите (когда?) нашим (каким?) друзьям. Сделайте для птиц (что?).

Слова для справок: везде; кормушки; маленьким; зимнюю; землю; к жилью; белый, пушистый; зиме; снежную; зимой; в снежки.

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.


Задание: распределить предложения данного текста в два столбца, в первый с второстепенными членами, во второй без них.

Зима

1. Наступила зима. 2.Земля, вода и лес — все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. 3.Замерли травы, кусты и деревья. 4.Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные.5.Замерли, но не умерли. 6. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. 7. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. 8. Поел, свернулся калачиком — спи крепко, смотри сладкие сны. 

С второстепенными членами

Без второстепенных членов

2,4,6,7,8

1, 3, 5.


11. Закрепление.

12.Рефлексия.

Сегодня на уроке 
я узнал…
мне понравилось…
я  испытывал трудности…
я  чувствовал себя…
мне было интересно…
я хотел бы…
я запомнил…

13. Выставление оценок. Домашнее задание: §35, упр. 176,


14.- Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?

Метель очень ласково одела деревца елового царства.

Молодец!

- Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!