СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Распространенные и нераспространенные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Распространенные и нераспространенные предложения"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доргелинская СОШ № 1»









Конспект урока



Класс: 5



Предмет: русский язык







Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения»




Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна









Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения».


Тип урока: ознакомление с новым материалом


Цель: дать понятие второстепенные члены предложения и распространенные и нераспространенные предложения; сформировать у учащихся умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

учебная: сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов;

познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями; второстепенными членами предложения; распространенное и нераспространенное предложение.

развивающая: развивать мышление, умение анализировать;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.



Ход урока:

1.Организационный момент 

(Слайд № 1)

2.Словарная работа (слайд № 2)

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

-Совсем недавно осень была другой.

« Роняет лес багряный свой убор» Кто автор этих строк? Это строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

-В каком  слове есть непроверяемая гласная в корне слова? (багряный). С него мы и начнем нашу словарную работу.

Выпишите, ребята, это слово

Багряный      Багровый    Багрец      Бордовый

(все слова обозначают оттенки  красного цвета)

-какой частью речи являются эти слова?

(все слова прилагательные, кроме слова багрец – существительное)

(В багрец и золото одетые леса)

 составьте и запишите словосочетание с любым  из слов, выполните разбор словосочетания.

-Какой раздел языкознания изучает словосочетание? (синтаксис)

-Что еще изучает синтаксис? (предложение)

- Что такое предложение?

(Слайд №3)

3.Объяснение нового материала Прочитайте предложения.

1.Наступила золотая осень. 2. Цветут поздние цветы. 3. Багряные листья медленно падают на землю. 4.Перелетные птицы улетают.

5.Бушуют сильные ветры. 6. Темные тучи закрывают небо и солнце.


Можно ли назвать группу этих предложений текстом? (Да, потому что они объединены общей темой, связаны по смыслу, располагаются в определенном порядке)

В каком предложении заключена основная мысль текста? ( в первом)

Озаглавьте текст.

Перепишите текст в тетради, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

-Над какими орфограммами мы работали.

-Слова с безударной гласной в корне слова (золотая, цветут, цветы, улетают,)

 -Слова с непроизносимой согласной (поздние, солнце)

 -Слова, с непроверяемой орфограммой (багряный, голубой)

-подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

- прочитайте только грамматические основы предложений

-прочитанные предложения являются текстом? (да)

-какой текст вам понравился больше?

-чем отличается второй текст от первого?

- почему?  Первый текст несет в себе больше информации)

-что в этих предложениях нам помогает разнообразить их, передать информацию более точно, подробно, выразительно?

 ( второстепенные члены)

(слайд №4)

4.Объявление темы урока

Итак, сегодня на уроке  мы должны выявить , какова роль  второстепенных членов в предложении и  научиться распознавать распространенные и нераспространенные предложения.

(записать на доске)

 А задача нашего урока -  выявить, какую роль играют второстепенные члены предложения.

Выпишите грамматическую основу  из 6 предложения

           

Тучи                             закрывают

                /какие?                               /что?

           темные                              небо и солнце

                                                                                                           

От каких членов предложения ставим вопросы?

Значит, второстепенные члены предложения могут распространять как главные ,  так и второстепенные члены предложения.

5. Работаем с учебником стр.66

 (слайд №5)

6. Физкультминутка, мы немножко отдохнем. Вставайте все возле своих парт. (слайд №6)

7.Самостоятельная работа

Выберите букву правильного ответа, а потом проверим наши знания.

(слайд №7)

1. Укажите нераспространенное предложение:

А) Наступила осень.

Б) Полюбуйтесь красотой осенних листьев.

В) Осенью сильно дует ветер. (слайд №8)

2. В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым:

А) Разноцветные листья летят по воздуху.

Б) Осень щедрая пора.

В) Природа осенью очень красива. (слайд №9)

3.Укажите односоставное предложения:

А) Птицы улетают.

Б) Сходите в лес.

В) Дует сильный ветер.

- проверяем тест, объясняя свой ответ (слайд №10,11,12) (слайд №13)

8. А теперь ответь на вопросы

1Назовите вид предложения по цели высказывания, в котором о чем-то рассказывается, сообщается? (повествовательное)

2.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение)

3.Главный член предложения, который обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)

4. Главный член предложения, который называет действие и отвечает на вопросы что делает? (сказуемое)

5. Главное и зависимое слово, которые связаны по смыслу и грамматически? (словосочетание)

6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы

Какой? Какая? (определение)

7. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? (обстоятельство)


9.Рефлексия

Понравился ли вам урок?

В каком месте вам было интересно? А где скучно?


Вы молодцы! Все хорошо работали, но особенно постарались сегодня…


10.Домашнее задание (записывается на доске)

 Упр 177 стр. 81-82, мини- сочинение «Осень»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!