СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ. Изложение, близкое к тексту.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый из двух уроков по развитию речи, посвященных написанию изложения по рассказу А. А. Куприна «Ю-ю». Сегодня эти уроки очень востребованы, т.к. на них  мы обучаем детей разбираться в прочитанном  и на основе этого создавать свои собственные тексты.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ. Изложение, близкое к тексту.»

Тема: Рассказ. Изложение, близкое к тексту.

Цели: 1. Продолжить изучение темы: Рассказ

2. Развивать умение писать изложение, близкое к тексту

3. Прививать у себя любовь к животным

Ход: I Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! Рада вас все сегодня видеть. За окном чудесная погода, поэтому наш сегодняшний урок хотелось бы начать с лёгких лирических ноток. Послушайте отрывочек из стихотворения Н. Гумилева «Носорог»:

Видишь, мчатся обезьяны

С диким криком на лианы,

Что свисают низко, низко,

Слышишь шорох многих ног?

Это значит - близко, близко

От твоей лесной поляны

Разъяренный носорог.

Вы, наверное, уже догадались, кто будет героями текстов, с которыми мы сегодня будем работать? Мы будем говорить о животных.

На доске у нас уже написана тема урока. Попробуйте сформулировать задачи, которое нам сегодня на уроке предстоит решить. ( Дети формулируют задачи урока) – совершенно верно! Спасибо! (Слайд № 1)

II Интрига

Теперь приступим к проверке домашнего задания. Вам было предложено написать сочинение по первой строчке текста: «Бежал ёжик по лесной дорожке». (Слайд №2). Давайте послушаем, что у вас получилось? Но для начала выберем двух экспертов, которые будут оценивать наши работы.(дети читают сочинения и обсуждают их). Спасибо, ребята! Вы все успешно справились с заданием! А хотите ли вы узнать, что на самом деле случилось с ежиком? Тогда я рекомендую вам взять в библиотеке рассказ «Бежал ежик по лесной дорожке», написанный замечательным мастером слова - Николаем Ивановичем Сладковым.

III Вызов

Прежде чем начать работу над текстом изложения, давайте проведем словарную работу, чтобы вспомнить слова-термины, которые позволят нам успешно справиться с задачами урока. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Листочки уже лежат перед вами на партах. Изучите их внимательно. В одной колонке приводятся термины, а во второй колонке их толкования. Ваша задача соединить стрелочками термин и правильное толкование к нему. Готово? Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность ео ответов. В этом вам поможет слайд № ……

Физминутка!!!! Отложите листочки. Для того, чтобы продолжить работу, нам нужно отдохнуть и сосредоточиться. Поэтому мы сейчас проведем небольшую разминку на внимание. для этого нам необходимо встать, выйти из-за парт. Я буду называть упражнение, а вы, внимательно слушая меня, будете его выполнять.

А теперь я хочу познакомить вас с очень интересным текстом.

IV Прогнозирование.

(Слайд № 3). Текст называется «Ю-ю». Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь в тексте? (Дети приводят варианты). Что моет произойти с главным героем на ваш взгляд? Сложно определить по одному названию тему и выяснить, кто будет главным героем? Сложно!

Тогда послушайте текст, написал его Александр Иванович Куприн- известный русский писатель, сегодня он будет нашим учителем словесности (Читаю текст изложения. ) Понравился ли вам текст? Что именно?.... (Слайд№ 4

Давайте обратимся к плану текста.) Посмотрите внимательно на план. Можно ли по нему ответить на вопросы:

- Сколько частей в этом тексте?

- Сколько действующих лиц? Кто является главным действующим лицом?

-Как вы думаете. К какому жанру относится этот текст? (Это рассказ)

Давайте вспомним композицию рассказа. В этом нам поможет кластер (Слайд № 5). Прокомментируйте, о чем говорит вам этот кластер.

Ребята, давайте попробуем разобраться, опираясь на план:

-Какой пункт плана соответствует Вступлению?

-Какой- Основной части?

-Где будет, по-вашему, Заключение?

Мы познакомились с исходным текстом рассказа, разобрали его. Теперь вашей задачей будет написать изложение, близкое к тексту. В написании нам помогут строительные материалы текста, т.е. слова-кирпичики. Я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждая группа получает конверт, в котором слова из текста. Ваша задача выбрать из конверта ключевые выражения, всего должно получиться по 5 слов. Первая группа будет искать детали портрета Ю-ю, вторая группа будет искать поэтические находки автора, т.е. художественные тропы, третьей группе я предлагаю поискать слова-ключики, которые ответят на вопрос: «Какую цель поставил автор?». Четвертая группа попробует доказать, что автор любит свою кошку? (Дети разбирают конверты, работают со словами.)

Вы все успешно справились с заданием, я проделала ту же самую работу. Обратите внимание на доску (Слайд № 6) . Ребята, перед вами лежат листочки с планом текста и строительными материалами. Попробуйте дома по памяти написать свой рассказ о Ю-ю.

VРефлексия

Ребята, у меня есть Цветик-семицветик, я попрошу вас продолжить, написанное на его лепестках (Мне было сложно…, Самым интересным на уроке Было…, Я бы хотел(а)…. )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!