Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный этап. Мотивация. 3 мин | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы. | Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Сергеевна, рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Сегодня наш урок будет проходить под 3 главными правилами: Не шуметь. Отвечать только после поднятой руки. Слушать ответы друг друга. Проверьте наличие учебных принадлежностей, улыбнитесь к друг другу, вспомните правила посадки. Наш урок начинается с цитаты. Что такое цитата? «Самое главное украшение – чистая совесть.» (Цицирон, римский политический деятельно, оратор, философ). О чем эта цитата? Что такое совесть? Нужна ли совесть человеку? Что значит поступать по совести? | Цитата | Дети приветствуют учителя, Проверяют наличие на парте пенала и его содержимого, тетради, учебника, вспоминают правила посадки, улыбаются друг другу и настраиваются на работу на уроке. -Цитата-это точные слова человека. -Эта цитата о совести. Внутренний голос человека, который говорит, что правильно, а что нет. Нужна. Поступать правильно, честно, откровенно. |
Локализация затруднений. 1 мин | Обсуждение затруднений; осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний. | На доске портрет автора и иллюстрация из произведения. Какая тема нашего урока? Какая цель ? Правильно, сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Почему?». | | - Осеева «Почему?» -Закончить изучение рассказа Осеевой «Почему?» |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 1 мин | Постановка целей учебной деятельности; выбор способа и средств их реализации. | Что мы будем сегодня делать? Какие задачи перед нами стоят? | | Мы перечитаем произведение. Проанализируем его. Сделаем вывод. |
Актуализация и пробное учебное действие 5 мин | Повторение изученного материала необходимого для "открытия нового знания"; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Вспомним, содержание произведения для этого самостоятельно отметьте «+» и «-» верные и неверные ответы. Подпишите карточку. Перед вами карточка 1. «Верно-неверно». Мальчик с собакой сидели на кухне. Собака разбила папину чашку. Сын соврал. Собаку выгнали из дома. Сын был наказан. Мальчику стало стыдно. Мальчик признался во лжи. Обменяйтесь с соседом и проверьте верные ответы. -О чем рассказ? -Сколько всего было персонажей? Назовите их. -Где отец мальчика? Как вы думаете, мальчик обманывал раньше? А мама догадалась, что он соврал? Докажите используя текст. Почему мальчик не признался сразу? Мучала ли мальчика совесть в начале произведения? | Учебник стр 66-71 | 1.+ 2.- 3.+ 4.+ 5.- 6. + 7.+ О том, как мальчик соврал о том, кто сломал чашку, а потом чувствовал вину за это. -Трое. Мальчик, мама, Бим. -Умер. -Нет. -Да. «Ты очень испугался? Если ты нечаянно…» -Он испугался, потому-что мама бережно относилась к вещам отца. Испугался, что его накажут за это. |
Обобщение затруднений с проговариванием 7 мин | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; применение знаний в практической деятельности. | Откроем учебник на странице 66. Перечитаем фрагмент произведения. Слушаем внимательно, я буду спрашивать вас по тексту. Найдем момент, когда герой отходит ко сну. Это страница 69, предпоследний абзац. Читаем по абзацу. Читать начинаем со слов: «Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку.» До слов: «Это я разбил чашку! Это я, я !Пусти Бума…» Почему мальчик все-таки признался? Что испытывал мальчик? Докажите по тексту. Для чего автор использует описание природы? Как вы думаете можно ли назвать то, что испытывал мальчик муками совести? Почему рассказ называется именно так? Какие «почему?» были у героев произведения? Приведите цитаты из произведения. Как вы думаете, почему мы знаем имя только 1 персонажа, Бима? Было ли тебе когда-нибудь стыдно за то, что ты подвел маму? Помог ли тебе этот рассказ подумать о своих поступках? | | Открывают учебники, читают по абзацам. - Ему стало жалко Бима. -Тревогу, страх…(цитируют текст) -Чтобы передать эмоциональное состояние мальчика. В конце произведение все трое героев думают, почему это все произошло. (Приводят цитаты) -Потому-что он ничего плохого не сделал. Нам жалко его больше всего. |
Физминутка 1-2 минуты | | Встаньте. Разыграем без слов события рассказа. Представьте, что вы уронили кружку и пытаетесь ее поймать. Выпрямитесь Опустите виновато голову. А теперь представьте, что вы мама и отводите Бума на улицу (Потопайте.) Представьте, что вы дождь и разыграйте звук капель (кап-кап-кап). Обхватите себя руками, ведь вы переживаете за Бума. Затем улыбнитесь друг другу, ведь вы поняли, что все хорошо закончилось и Бум вернулся домой. | | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели нового учебного действия. | Сейчас мы будем составлять план произведения для пересказа. Для этого поделимся на группы по 4 человека. Вы знаете правила работы в группах? Напомните правила работы в группе. | Образец плана в приложение | Работать вместе. Слушать друг друга. Работать в пол голоса, чтобы не мешать другим. Работают в группах. |
Проверка | | -А теперь сверяем результат. | | План пересказа: |
Включение в систему знаний и повторение | | Полный пересказ в соответствии с планом. Критерии оценки пересказа: соответствие с планом (Парная работа. Ученики опрашивают друг друга, учитель проверяет.) | | Пересказывают друг другу содержание рассказа. |
Подведение итогов урока, рефлексия 5 мин | Осознание учениками учебной деятельности; самооценка результатов работы на уроке. | Наш урок подходит к концу. Какая была тема сегодняшнего урока? Какая была цель? Мы её достигли? Вспомним цитату. Можно ли сказать, что совесть-это самое главное украшение человека? Перед вами рефлексивная мишень, оцените себя на уроке. Чью работу вы хотели бы выделить сегодня на уроке? Отметка за: Пересказ. Выразительное чтение Составленный план. Ответы на вопросы по произведению( Анализ) | «Самое главное украшение – чистая совесть.» | Осеева «Почему?» Закончить работу над произведением. |
Домашнее задание 1 мин. | Закрепление знаний полученных на уроке; формирование интереса к предмету. | Если не закончили пересказ подготовить его дома. Если закончили то стр учебника 72 пункт 3. Или учебник стр 72 пункт 4. Или учебник стр 72 пункт 7. | | |