СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор слова по составу. «Урок - путешествие в страну «Части слова»»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разбор слова по составу. «Урок - путешествие в страну «Части слова»»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сергеевка

Партизанского муниципального района

(МКОУ СОШ с. Сергеевка)









 

Конспект

урока русского языка

в 3 классе

Разбор слова по составу.

«Урок - путешествие в страну

«Части слова»»





Составил:

учитель начальных классов

Белобородова Анна Владимировна

                  









с. Сергеевка

2022 г.


Тема. Разбор слова по составу


Цель: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Состав слова».


Задачи:

Образовательная: формировать умение разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, формировать навык грамотного письма.

Развивающая:          развивать память, внимание, мышление, фантазию,   воображение и речь учащихся, расширять словарный запас.

Воспитательная:    воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Тип урока: закрепление знаний умений и навыков

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки ««Где есть желание, найдётся путь!»», макет автобуса, карта, смайлики для рефлексии, задания в конвертах.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна. Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнёмся всем, кто пришел сегодня на урок.

Сегодня урок русского языка у нас с вами не совсем обычный. Мы отправимся с вами в путешествие, девизом к нашему уроку будут такие слова: «Где есть желание, найдётся путь!»

- Ребята,  вы любите путешествовать? А поедем мы в путешествие на автобусе.

(на доску вывешивается макет автобуса)

- Мы отправимся в путешествие по городам в страну «Части слова». А в путешествие мы возьмем карту. (на доску крепится карта)


ІІ. Актуализация опорных знаний

Ребята знакомятся с картой.

- Такие же карты лежат у вас на партах, рассмотрите их. В какие города мы поедем?

- Что вам напоминают названия городов? (на доску вывешиваются знаки частей слова).


III. Мотивация учебной деятельности. Самоопределение темы и цели урока.

- Мы отправляемся в страну Части слова.

- О чем мы с вами будем говорить, путешествуя по этой стране? (Разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи суффикса и приставки)

IV. Повторение и закрепление основных знаний, умений и навыков

1. Мозговой штурм (Разминка для ума)

- Перед отправкой проверим готовность нашего автобуса, а заодно проверим себя.

– А поможет нам «Разминка для ума».

Отвечайте хором, быстро.

- Общая часть родственных слов это … (корень)

Чтобы найти в слове корень надо подобрать… (родственные слова).

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это… (приставка)

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это… (суффикс)

- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется…(окончание)

- часть слова без окончания называется…(Основа)

 

- Молодцы! Проверили себя и готовность нашего транспорта.

На столах у вас лежат маршрутные листы. На каждом этапе нашего путешествия будут задания, а вы будете оценивать свою работу в баллах от 1 до 2.

2.Работа в группах

А путешествовать по городам мы будем группами.

- Правила работы в группе.

- Вам надо выбрать командира в своей группе.

Ну, что в путь? (Сигнал автобуса)

Физминутка под песню «Веселые путешественники» (на местах)

1 станция Корень.

Мы приехали в самый главный город Корень. Жители этого города просят у вас помощи. Вот то, что они рассказывают: «Когда то из корня выросло деревцо, а на нем появились новые слова – веточки, все они были похожи друг на друга и стали называться однокоренными. Ведь все они были детками одного папы-корня, т.е. родственниками. Но забрался чужак и выдает себя за родственника, помогите его найти»

У вас на партах в красном конверте задание.

Упражнения на отработку навыка находить в слове корень.

1 задание

Найди в каждом столбике «лишнее» слово. Зачеркните его. В однокоренных словах обозначь корень.

Соль, солить, солонка, посолить, рассол, соловей, соление, солевой.


2 задание

Подберите и запишите 3 однокоренных слова, используя корень "мир".

- Посмотрите на экране верные ответы и сверьте со своими.

- Какую часть слова называют корнем? (общую)

- Как в слове определить корень? (найти однокоренные слова)

Оцените вашу работу и запишите в маршрутный листы. (макс. 2 балла)

По 1 баллу за каждое верное задание.

За выполненную работу жители города вас благодарят.

- Мы покидаем город Корень и едем дальше.

Физминутка под песню «Веселые путешественники»


2 станция Приставка.

Мы приехали в город Приставка.

Нас встречает пес Барбос. Он принес нам задание. У вас на партах в желтом конверте.


Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи приставки, находить в словах приставки.


1 задание

- Какие части слова вставляли? (Приставку)

2 задание

-
Где находится приставка?

- Для чего служит она?

Оцените вашу работу и запишите в маршрутный листы. (макс. 2 балла)

По 1 баллу за каждое верное задание.

- А мы продолжаем путь.

Физминутка под песню «Колесики» с движением.


3 станция Окончание

Мы приехали в село Окончание.

Все жители села - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Но сегодня они вышли к вам.

Жители села для вас приготовили тоже задания. У вас на партах в зеленом конверте.

1 задание

Упражнения на отработку навыка находить в слове окончание.

Посмотрите сначала на экран и прочитайте.

В деревне построили новую школа. Около школа растёт большой сад. К школа ведёт узкая тропинка. (на экране)

- Что вы заметили? (непонятные предложения, не связанные по смыслу)

- Что нужно сделать, чтобы восстановить связь по смыслу? (изменить слово).

Вставьте пропущенные окончания в словах и запишите к этим словам вопрос.

В деревне построили новую школ_. Около школ_ растёт большой сад. К школ_ ведёт узкая тропинка.

- Вы изменили окончания, изменился ли смысл предложений? (нет).

- Где находится окончание?

- Для чего служит она?

2 задание

Запишите 3 слова, изменив форму слова и выделите окончания

лиса ________________________________________

Оцените вашу работу и запишите в маршрутный листы. (макс. 2 балла)

1балл – справились с 1 заданием.

1 балл – справились с 2 заданием

- Продолжим путь. Поехали.

Физминутка под песню «Веселые путешественники»


Мы приехали в город Суффикс.

Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи суффикса.

В этом городе живут Гном и Великан. Они постоянно ссорятся потому, что не могут поделить между собой некоторые предметы. Давайте поможем им. У вас на партах в оранжевом конверте задание.

Превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. Например: стол – столик – столище.

нос - _____________________________________

дом - ____________________________________


Оцените вашу работу и запишите в маршрутный листы. (макс. 1 балл)

1балл – справились с заданием.

- А мы продолжаем путь.

Физминутка под песню «Веселые путешественники»


Мы приехали в город Основа.

В этом городе всегда собираются жители всей страны. Они ходят в парк аттракционов и катаются на паровозике. Первым в вагончик садится приставка, следующий – корень, далее суффикс. А окончание всегда опаздывает, а то может и вовсе не прийти. Поэтому основа - это часть слова без окончания.

Паровоз с вагончиками называют состав, поэтому и части слов тоже назвали составом.

- И последнее задание от всех жителей страны Частей слова. Оно у вас на партах в синем конверте.

- Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, мы должны вспомнить порядок разбора слова по составу.

Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

 

Задание: Разобрать слова по составу.

Горный, море, пришкольный.

Проверка

Оценка работы групп

- Вот и заканчивается наше путешествие по стране Частей слова.

Чтобы благополучно вернуться домой вам необходимо пройти тест «Состав слова».

Я буду читать вопросы теста и варианты ответов, а вы обводите правильный вариант, обозначенный буквой.

Тест.

1.   Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова  - это:

Н) слова, имеющие общую часть и сходные по смыслу;

У) слова, сходные по смыслу.

3.Окончание служит для образования новых слов?

А) нет;

Е) да.

4.Суффикс служит для связи слов в предложении?

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу нужно начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов?

И) да;

Г) нет.

- Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили слово ЗНАТОКИ. (экран)

VИтог урока

- Понравился вам урок?

- В гостях у каких частей слова мы побывали?

- А теперь подсчитайте свои баллы в маршрутных листах. А командир группы назовет количество набранных баллов.

Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам приклеить к автобусу смайлики.  

На экране слова:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Е щё придётся потрудиться.


Дети  приклеивают смайлики на макет автобуса, которые им больше подходят к окончанию урока).

А жители страны оставили вам памятки.

- Молодцы, ребята!

VI. Домашнее задание

Сочинить сказку о частях слова.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!