СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор словосочетания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме "Разбор словосочетания"

Просмотр содержимого документа
«Разбор словосочетания»

Разбор словосочетания

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о словосочетании и предложении, углубить знания о грамматической основе предложения

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок разбора словосочетания; уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://festival.1september.ru/subjects

http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского*. Послушайте фрагмент этого произведения и скажите, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

– Как вы думаете, почему чувства грусти, печали?

– Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятиями «словосочетание» и «предложение»

Слушают учителя, участвуют в диалоге

с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное

учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.





Выразительное чтение. Просмотр мультимедийной презентации «Осенний лес»

– Вспомните, что вы знаете о словосочетании?

– Какие бывают словосочетания по главному слову?

– Чем словосочетание отличается от предложения?

Упр. 133 – словарный диктант.

– У вас на партах лежат карточки со стихотворением А. С. Пушкина. Прочитайте его.

– Может, кто-то желает прочитать наизусть?

1-й вариант

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2-й вариант

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.







Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы















Листы обратной
связи

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, игра по группам

Задание по рядам.

– Выпишите по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам:

сущ. + сущ., сущ. + прил., гл. + сущ.

– Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

– Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

– Будут ли словосочетаниями слова приятна краса; покрыты небеса; октябрь наступил? Почему?

(Нет, не будут, это подлежащее и сказуемое в предложениях, они выражают основную мысль предложения.)

– Подчеркните грамматические основы во всех предложениях

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Работа с учебными пособиями

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

– Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем. (Люблю я пышное природы увяданье. А. С. Пушкин.)

– Выпишите все словосочетания, которые найдете в этом предложении. Составьте их схемы.

– Пользуясь материалом учебника, подготовьте рассказ о том, что мы называем словосочетанием. Предложением? Чем они отличаются друг от друга?

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.

Объясняет правила организации работы в группе

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Составляют

в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Составление памятки

5. Самостоятельная работа

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

– Запишите текст. Назовите его тему и основную мысль. Подчеркните грамматические основы предложений.

Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали желтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво!

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами.

Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!»

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная. Групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие

трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной

Связи

Составление связных рас-

сказов

– Составьте свой рассказ об осени по данному началу.

Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковер.

Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу…

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Письменная

работа

Чтение работ обучающихся. Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы

Заслушиваются сочинения обучающихся. Проводится обсуждение.


– Ребята, что значит «пышное природы увяданье»?

– Действительно ли осень приносит с собой только грусть и печаль?

Читают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Оценивание работы обучающихся на уроке