1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: – Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского*. Послушайте фрагмент этого произведения и скажите, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? – Как вы думаете, почему чувства грусти, печали? – Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятиями «словосочетание» и «предложение» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Выразительное чтение. Просмотр мультимедийной презентации «Осенний лес» | – Вспомните, что вы знаете о словосочетании? – Какие бывают словосочетания по главному слову? – Чем словосочетание отличается от предложения? Упр. 133 – словарный диктант. – У вас на партах лежат карточки со стихотворением А. С. Пушкина. Прочитайте его. – Может, кто-то желает прочитать наизусть? 1-й вариант Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. 2-й вариант Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы Листы обратной связи |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, игра по группам | Задание по рядам. – Выпишите по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам: сущ. + сущ., сущ. + прил., гл. + сущ. – Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности? – Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства? – Будут ли словосочетаниями слова приятна краса; покрыты небеса; октябрь наступил? Почему? (Нет, не будут, это подлежащее и сказуемое в предложениях, они выражают основную мысль предложения.) – Подчеркните грамматические основы во всех предложениях | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Работа с учебными пособиями | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем. (Люблю я пышное природы увяданье. А. С. Пушкин.) – Выпишите все словосочетания, которые найдете в этом предложении. Составьте их схемы. – Пользуясь материалом учебника, подготовьте рассказ о том, что мы называем словосочетанием. Предложением? Чем они отличаются друг от друга? Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Объясняет правила организации работы в группе | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Составляют в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Групповая | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Составление памятки |
5. Самостоятельная работа | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы | – Запишите текст. Назовите его тему и основную мысль. Подчеркните грамматические основы предложений. Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали желтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво! Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами. Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!» | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная. Групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной Связи |
Составление связных рас- сказов | – Составьте свой рассказ об осени по данному началу. Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковер. Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу… | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Письменная работа |
Чтение работ обучающихся. Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы | Заслушиваются сочинения обучающихся. Проводится обсуждение. – Ребята, что значит «пышное природы увяданье»? – Действительно ли осень приносит с собой только грусть и печаль? | Читают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Оценивание работы обучающихся на уроке |