СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по теме "Знаки препинания в предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для самостоятельной работы на закрепление расстановки знаков препинания в предложении.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Знаки препинания в предложении"»


Раздаточный материал для самостоятельной работы

по теме «Знаки препинания в предложении»

5 класс

(объяснить расстановку знаков препинания, разобрать предложения, составить схемы)

  1. Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Утром выпал снег, и все вокруг побелело.

Снега покрылись твердым настом, по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе.

Воевода говорит: «Петушок опять кричит».



  1. Клюква — последняя ягода сентября.

 Солнце за день нагулялося, за кудрявый лес спускается.

Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше.

В лесу еще снег лежит, а на просеке уже чернеют пятна земли.

«А ты чего тут распоряжаешься?» — вмешался Незнайка.



  1. Сентябрь — отлетная пора.  

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло.

Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркало озер.

Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

«А почему медведь зимой не спит?» — спросила Катюша отца.



  1. В природе сентябрь — вечер года.

Уж ночь идет, огни по небу рассекает.

Тайга дышит теплом и доносит запах смолы.

 И лягушкам не поется, если осень настает.

Петька встретил меня ворчаньем: «Ты что так долго?»



  1. Астра — царица маргариток.

Пальнул Федор Федорович по сороке, да не попал.

Дождь прошел, и трава будто ожила.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

 Бабушка сказала: «Сейчас уху варить будем».



  1. Октябрь — месяц прощания птиц с родными гнездами.

Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек.

Коала ест много листьев эвкалипта, и их сок заменяет ему воду.

Бежит заяц по полю, а след за ним тянется.

«Расскажи», — попросила мама.



  1. Москва — северная граница распространения дубов.

Солнце с каждым днем раньше всходило по утрам и все неохотнее скрывалось по вечерам.

День выдался жаркий, и звери потянулись к реке.

Я увидел, что выпал снег.

Мама напомнила: «Далеко от дороги не ходите».









  1. Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота.

Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. Свежий ветер врывался в окно и напоминал о море.

Летом будет хороший урожай трав, если в апреле на заливных лугах стоит вода.

«Что-то мне плохо», — сказал раненый.



  1. Зяблик — защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. Малиновка щебетала четко, весело, звонко.

Огонь погас, и комары вновь атаковали нас.

Как-то раз Кот узнал, что король собирается на прогулку по берегу реки.

Раненый поинтересовался: «Отец-то где работает?»



  1. Сорока — самая болтливая птица на свете.

Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет.

Собака рванулась вперед, и охотник отпустил поводок.

Во всем сестры спрашивали совета у Золушки, потому что у нее был хороший вкус. «Теперь с Сенькой помириться не стыдно», — объявил Петька.



  1. Сова — житель полярных стран.

После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши.

В этот миг Снежная королева подхватила Кая, и они взвились на черное облако. Потянул свежий ветерок, и белая туча вскоре заволокла горизонт.

Петька выпалил: «Слышали ваш разговор».



  1. Рысь — свирепая лесная кошка.

Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища птиц: грачей, скворцов, чаек, ласточек.

Старая королева сбросила с кровати тюфяки и положила на голые доски горошину. Когда мы проснулись, солнце уже поднялось высоко.

 «А как ее звать?» — спрашивают ребята.



  1. Лошадь — животное травоядное.

С севера летят к нам другие птицы: щеглы, сойки, клесты.

Сойка вытянула шею и беспокойно завертела головой.

Я заметил, что мои спутники устали.

Ребята после этого вовсе на голубую змейку осердились: «Не будем о ней говорить!»



  1. Конец зимы — самое голодное время в лесу.

Синица съедает вредных насекомых: жучка, листогрыза, листовертку.

Наконец мальчик облюбовал дерево и полез на него.

Весенний лес не смолкает ни на минуту, и ухо ловит невольно каждый звук.

Девочка попросила: «Возьми меня завтра на рудник с собой».





  1. Некоторые думают, что крот — грызун.

В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами, шишками.

Желтеет сень кудрявая дубов, и красен круглый лист осины.

Солнце уже скрылось, и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

Она и говорит: «Вот бы мне такой цветочек».



  1. Лягушки — хладнокровные животные.

Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет.

Кусты зашевелились, и на поляну вышел огромный лось.

Когда мы поднялись на гору, я увидел большое селение внизу.

Девочка тогда и говорит: «Она тебя в снегу согреет и домой выведет».



  1. Крапива — одно из самых любопытных растений.

Малиновка щебетала четко, весело, звонко.

Была гроза с сильным ветром, и ночью гнилое дерево рухнуло.

Петя не пойдет в поход, потому что заболел.

«А как же зимой в лесу ночевать станешь?» — спрашивает Даренка.



  1. Первый признак цунами — отступление океана от берега.

Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек.

Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица.

«А как же зимой в лесу ночевать станешь?» — спрашивает Даренка.



      



























































1.Не с глаголами:(Не) чувствуешь усталости; (не) был на лекции; ураган (не)истовствовал; отцу(не)здоровилось; (не) участвовал в соревновании;(не) дойдешь до станции; (не) увидишь в музее; (не)взлюбила падчерицу; (не)навидеть ложь.



      2.Правописание -тся и -ться в глаголах. Записать в два столбика:      
      1) Вода течет вниз, а человек стремится вверх. 2) Храбрым считаться — никого не бояться. 3) Облениться — хлеба лишиться. 4) Называться человеком легко, быть человеком труднее. 5) Не трудиться — так и хлеб не родится. 6) Вместе сходиться — рекой становиться, врозь расходиться — ручейками стать. 7) В умной беседе — ума набраться, в глупой — себя потерять. 8) Легко подружиться — тяжело разлучиться.



      3.Определить лицо, число, время, вид глаголов. 1) Вдруг в тишине раздается крик птицы. 2) Стало смеркаться. 3) Можно было отправляться на рыбалку. 4) Все из рук валится. 5) Удастся ли муравьям проникнуть в улей? (В. Арсеньев) 6) Мгла спускается с гор и ложится на лес, на речку. 7) Возятся под снегом лесные мыши. (И. Соколов-Микитов) 8) Снег искрится, сверкает на солнце. 9) Только смельчаки не боятся ходить в одиночку на медведя. (В. Арсеньев) 10) Этот крик заставил людей еще раз встряхнуться. (В. Арсеньев)



      4. Вставить пропущенные буквы и объяснить выбор: дыш..шь; подыш..шь; увид..шь; распил..шь; слыш..шь; скач..шь; гре..шь; слуша..шь; се..шь; та..шь; ка..шься; чу..шь; реша..шь; стро..шь; нос..шь; стел..шь; кле..шь; кол..шь; руб..шь; дремл..шь; хвал..шь.







     1.Не с глаголами:(Не) чувствуешь усталости; (не) был на лекции; ураган (не)истовствовал; отцу(не)здоровилось; (не) участвовал в соревновании;(не) дойдешь до станции; (не) увидишь в музее; (не)взлюбила падчерицу; (не)навидеть ложь.



      2.Правописание -тся и -ться в глаголах. Записать в два столбика:      
      1) Вода течет вниз, а человек стремится вверх. 2) Храбрым считаться — никого не бояться. 3) Облениться — хлеба лишиться. 4) Называться человеком легко, быть человеком труднее. 5) Не трудиться — так и хлеб не родится. 6) Вместе сходиться — рекой становиться, врозь расходиться — ручейками стать. 7) В умной беседе — ума набраться, в глупой — себя потерять. 8) Легко подружиться — тяжело разлучиться.



      3.Определить лицо, число, время, вид глаголов. 1) Вдруг в тишине раздается крик птицы. 2) Стало смеркаться. 3) Можно было отправляться на рыбалку. 4) Все из рук валится. 5) Удастся ли муравьям проникнуть в улей? (В. Арсеньев) 6) Мгла спускается с гор и ложится на лес, на речку. 7) Возятся под снегом лесные мыши. (И. Соколов-Микитов) 8) Снег искрится, сверкает на солнце. 9) Только смельчаки не боятся ходить в одиночку на медведя. (В. Арсеньев) 10) Этот крик заставил людей еще раз встряхнуться. (В. Арсеньев)



      4. Вставить пропущенные буквы и объяснить выбор: дыш..шь; подыш..шь; увид..шь; распил..шь; слыш..шь; скач..шь; гре..шь; слуша..шь; се..шь; та..шь; ка..шься; чу..шь; реша..шь; стро..шь; нос..шь; стел..шь; кле..шь; кол..шь; руб..шь; дремл..шь; хвал..шь.



1. Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными.

      Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.


      2. Обозначить условия выбора гласных в суффиксах.

      I. Сеющийся дождь; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; пенящиеся волны; тающий снег; дышащий прохладой; стелющийся туман; клокочущий водопад; плачущий малыш; клеящие коробки; хлопочущие о детях; борющийся с ленью; хлещущий дождь; хвалящийся успехами; числящийся по списку; держащие знамена; зависящие от нас обстоятельства; значащееся по списку количество; колющий предмет; дежурящий милиционер; пилящий дрова; охраняющие границы; прячущийся в кустах; ненавидящий ложь; плещущееся море; рубящие лес; слышащие шум; зависящие от погоды; лечащий врач; рокочущая вдали; тяжело дышащий.     Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие корабль.



3.Написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

          I. Соленые огурцы; груженый вагон; сушеные фрукты; вязаные варежки; плетеная корзина; жареные грибы; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; отшлифованная деталь; дисциплинированная девочка; организованная экскурсия. Собранный урожай; испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; соленная в кадушке капуста; тетради проверены; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; груженные кирпичом; плетенная из веток; просеянная мука; выстроенное здание; полученное письмо.



4.Слитное и раздельное написание не с причастиями. По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; не подоспевшие вовремя на помощь; неисправленная работа по математике; незаселенные на окраине дома; нерешенная задача по физике; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая; не встреченный никем.











1. Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными.

      Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.


      2. Обозначить условия выбора гласных в суффиксах.

    II. Увлекаемый течением; колеблемый ветром; убираемый мамой; орошаемый водой; изображаемый художником; преследуемый врагом; освещаемый луной; исследуемый учеными; поддерживаемый отцом; окружаемый заботой; воспеваемый в стихах; рекомендуемый для чтения; мучимый сомнениями; едва видимые облака; избираемые народом; зависимые от обстоятельств; невидимый во тьме; изучаемое в школе; гонимые ветром; исполняемый певцом; уважаемый всеми; прерываемый гулом; управляемый по радио; ведомые проводником; возобновляемый полет; плохо видимый предмет; пилотируемый летчиком,колеблемые ветром листья; надеющийся на помощь; тающие на щеках снежинки; клокочущего вдали водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах экзамена; едва видимого во тьме; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения книга; от жалящих пчел; корабль, борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся над речкой тумане.

3.Написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательныхII. Несоленый суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм. Люди взволнованы сообщением; его речь была взволнованна; войска сосредоточены на границе; девочка внимательна и сосредоточенна; блюда изысканны; средства на экскурсию изысканы родителями; собравшиеся увлечены рассказом; люди унылы и подавленны; ягоды подавлены в корзине; девочка избалована родителями; девочка капризна и избалованна.

4.Слитное и раздельное написание не с причастиями. II. Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!