К темам 2.7 — 2.11
Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития личности. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия. В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатываются с учетом особенностей обучаемых, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения.
Процесс обучения состоит из основных компонентов: обучение, воспитание, развитие (коррекция). В процессе обучения достигаются три основные группы целей: образовательные, воспитательные, развивающие (коррекционные).
Развивающий (коррекционный) компонент связан с развитием внимания, памяти, мышления, творческих способностей использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает формирование у школьников мотивов учения и стимулирование их учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.
Содержательный компонент (образовательный) определяется учебным планом и учебной программой изучаемого предмета. Содержание тем отдельных уроков конкретизируется непосредственно учителем в каждом отдельном случае.
Операционно-деятельностный компонент связан с процессуальной стороной обучения: восприятием учебного материала, его осмыслением, запоминанием и применением его на практике.
Эмоционально-волевой компонент предполагает возникновение у учащихся интереса к учению, привлечение к учебно-познавательной деятельности. Он также предполагает приложение волевых усилий, направленных на преодоление учащимися внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе обучения.
Контрольно-регулировочный компонент связан с организацией обратной связи учителем в ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. На основе контроля за ходом усвоения учебного материала учащимися учитель в случае отклонения от запланированного вносит соответствующие коррективы в дальнейший ход учебного процесса. На характер регулирования существенное влияние оказывают сложность учебного материала, его объем, уровень обученности учеников, наличие наглядных пособий и т.п.
Оценочно-результативный компонент предполагает оценку учителем и самооценку учащимися результатов обучения. Регулярное использование этого компонента в обучении повышает активность учащихся, формирует ответственность и прилежание к работе, предупреждает упущения в учебной работе.
Принципы обучения учащихся с ОПФР и их содержательные характеристики
Принцип – это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования. Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориентиров и являются универсальными для всех учебных предметов. Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и другие. Принципы обучения детей с ОПФР определяет специальная дидактика. Она обосновывает особенности реализации общедидактических принципов при реализации специального образования.
1. Принцип наглядности в обучении. Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых, использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным.
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему образовательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.
3. Принцип доступности – это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту обучающихся, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого учета индивидуальных особенностей детей. Доступность понимается как мера посильной трудности. Для этого нужно хорошо знать каждого обучающегося. Среди детей с ОПФР встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятельностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Дети первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задание медленно, не проявляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учебного процесса. Таких обучающихся необходимо выводить из застойного состояния, чаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т.д. Во время работы следует больше подходить к таким детям с соответствующими вопросами или репликами, активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную педагогом, они тотчас же приступают к выполнению. Основная задача в работе с такими детьми – преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими учащимися надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.
4. Принцип научности предполагает, что даже на самых первых этапах овладения научными понятиями очень важно не допустить упрощенчества и примитивизма в преподавании учебного материала.
5. Принцип сознательного обучения требует активного включения детей в познание изучаемых предметов и явлений. Дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практических ситуациях. Активность ребенка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчеркиванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно.
6. Принцип систематичности и последовательности трактуется не только применительно к содержанию программы, его расположению, но и к соблюдению последовательности действий обучающегося и педагога, диктуемой логикой трудовых процессов. Для лучшего закрепления и прочного усвоения важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание материала, в характер его усвоения.
7. В основе реализации принципа прочности в обучении лежат объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. У детей дошкольного и школьного возраста с ОПФР отмечаются нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь разную степень выраженности. У большинства - снижен объем запоминаемого материала, причем установлена зависимость между объемом запоминания и степенью абстрактности материала. Точность и прочность запоминания также могут быть снижены в разной степени. При воспроизведении одни много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику; часто повторяются; привносят новые элементы; могут быть случайные ассоциации. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием.
8. Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения обучающихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся предполагает необходимость воспитывать группу (класс) как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех обучающихся, и в то же время индивидуально подходить к каждому ребенку.
Содержание образования
1. Современное образование в качестве своих ориентиров имеет рациональные и общечеловеческие ценности. Связь образования и культуры неразрывны. Структура и содержание образования обусловлены национальной культурой и той экологической ситуацией, в которой оказалась Беларусь. Человеку, прежде всего, предстоит вырасти достойным человеком, самореализоваться в обществе. Вместе с тем развитие ребенка должно проходить в единстве с природой, образование должно иметь экологическую направленность.
Например: Образование детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН) имеет нецензовый характер, что не соответствует принятым в нашей стране для массовых школ образовательным стандартам. Это значит, что специальная школа не ставит своей целью обеспечить связь содержания специального образования с ее содержанием в других звеньях системы образования. Поэтому из всей совокупности знаний, что преподается в общеобразовательной школе отбирается тот минимум, который необходим для развития личности учащегося, для коррекции недостатков его интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер и для подготовки его к трудовой деятельности в условиях привычного социального окружения. Завершенность образования не обозначает, что в школе образование дается в таком объеме, что выпускникам закрываются двери для самообразования и совершенствования профессионально-трудовой квалификации. Образование в школе без дополнительного образования обеспечивает элементарную ориентацию выпускников в событиях общественной жизни, объектах живой и неживой природы, производственных отношениях, а главное – самостоятельность и независимость в быту, в своей семье.
При определении содержания образования детей с ОПФР учитывается характер доступности материала. Доступность не обозначает, что в программе нет такого материала, который требует максимальных усилий и соответствует обучающимся с достаточно высоким уровнем психофизического развития. Доступность не может быть обеспечена без дифференциации его содержания, без выделения нескольких уровней изучения материала. Содержание характеризуется вариативностью и вариантностью. Современная коррекционная педагогика признает соединение общеобразовательной значимости учебного материала с его практической реализацией. У учащихся формируются трудовые, практические, моральные, бытовые умения и навыки на основе тех знаний, которые усваиваются. Содержание образования во многом носит прикладной характер. Отличительной особенностью является наличие пропедевтического периода – короткого ознакомительного этапа в усвоении знаний. Его задача – формирование у обучающихся определенного круга элементарных представлений, умений в учебной и познавательной деятельности, свойств ума, которые обеспечивают подготовку к усвоению элементарных понятий. Реализация этих требований к содержанию образования способствует созданию специальных условий для решения центральной и специфической задачи специального образования – коррекции недостатков психофизического развития и подготовки обучающихся к общественной самостоятельной жизни. Вместе с тем, содержание образования только создает условия для осуществления этих задач. Реализация задач зависит от качества образовательного процесса, его организации, осуществления руководства, что в полной мере определяется учебным планом и программами.
2. Анализ учебного плана согласно задания проводится самостоятельно по аналогии с предложенным образцом. ( Например: Учебный план вспомогательной школы I отделение (для детей с легкой ИН) представлен предметами общеобразовательного характера (русский язык, белорусский язык, математика, литературное чтение, человек и мир, естествознание, география, биология, история Белоруссии), предметами, направленными на эстетическое образование и воспитание (изобразительное искусство, музыка), физическое воспитание (физическая культура и здоровье). Предусматривается трудовое обучение в течение всего срока обучения. Учебный план обеспечивает социальную адаптацию (социально-бытовая ориентировка – СБО), коррекцию недостатков развития (коррекционные занятия – занятия по развитию познавательной деятельности, по ритмике и танцам, игра). В старших классах вводятся элементы компьютерной грамоты
3. Содержание образования конкретизируется в программах, которые отображают коррекционный характер обучения. В них конкретизируются пути и средства исправления недостатков общего, речевого и физического развития в процессе овладения каждым предметом. Размещение материала в программах может быть линейным (каждая следующая часть учебного материала является продолжением предыдущей) или концентрическим (учебный материал повторяется с усложнением и дополнением на следующей степени обучения). (Например, Программы вспомогательной школы в основном построены концентрично, что позволяет неоднократно обращаться к учебному материалу, повторять его и углублять).
4. Организация коррекционных занятий осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Группы комплектуются с учетом однородности нарушений развития у учащихся. Содержание образования представлено в учебниках, которые отвечают определенным требованиям. Задания в учебниках позволяют реализовать образовательную и коррекционно-воспитательную функции: формируются как знания, так и способы познавательной деятельности и учебной работы. Как правило, в учебниках выделены основная мысль и выводы. Значительный материал представлен для закрепления и повторения, есть неплохое наглядное обеспечение, серии рисунков для устных и письменных работ. Учебный материал часто имеет практическую направленность.
Формы организации учебного процесса в коррекционном образовательном учреждении
Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Классификация форм организации обучения осуществляется:
1) по количеству учащихся – коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия;
2) по месту учебы и виду учреждения – дошкольные (занятия), школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке), внешкольные (экскурсии, занятия на дому, на предприятиях);
3) по продолжительности учебных занятий – уроки (40–45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, занятия с учителем-дефектологом) (от 15 до 45 минут), работа в системе группы продленного дня (самоподготовка) (от 60 до 90 минут);
4) по направленности учебного процесса, целям и задачам обучения – индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов,
игротерапия и т.д.
Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
Основными требованиями, которые предъявляются к занятию (уроку) в специальном образовании, являются:
· реализация всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
· создание условий для продуктивной деятельности педагога и обучающихся;
· использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
· умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
· учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся;
· научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
· рациональное использование наглядности;
· формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Каждый урок (занятие) в системе специального образования решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Общеобразовательная задача предполагает:
· четко определенную дидактическую цель;
· наполнение занятия (урока) содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей;
· сочетание разнообразных методов обучения;
· соответствующие интеллектуальным возможностям обучающихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.
Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям обучающихся.
Воспитательная задача предполагает:
· формирование у обучающихся потребности в овладении знаниями;
· воспитание у обучающихся сознательного отношения к учебному процессу;
· использование воспитательных возможностей занятия (урока), его учебного материала;
· формирование качеств личности: аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность, др.;
· обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающие задачи занятия (урока):
· комплексное воздействие на обучающихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;
· формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
· изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
· изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;
· использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;
· осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Система методов обучения обучающихся с ОПФР
В дидактике методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности педагога и обучающихся, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Он определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должны выполнять педагог и обучающийся.
Словесные методы. Сообщение знаний обучающимся осуществляется с помощью рассказа, объяснения, работы с книгой. Рассказ – яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль. Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педагогический отличается от художественного тем, что в нем используются только отдельные приемы художественного рассказа. Рассказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ-вступление. Слово является источником знаний.
К речи педагога предъявляется ряд требований: безукоризненность с фонетической и логической стороны; яркость, выразительность, четкость; четкое произношение окончаний, правильность ударений; замедленность темпа; доступность для понимания. Работа с книгой как словесный метод имеет огромное значение, так как сама книга – источник знаний. Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1–4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы учителя. К чтению про себя необходимо относиться избирательно, так как не все дети могут организовать себя на такой вид деятельности. Объяснение в основном представлено беседой. Это такой метод, при помощи которого обучающиеся отвечают на вопросы педагога. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключительную. Беседы используются на разных этапах занятия (урока) с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой обучающихся. К проведению беседы педагог должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему занятия (урока), его цели; подобрать материал; затем определить вид беседы; продумать вопросы. Требования к постановке вопросов: четкость и правильность формулировок; доступность содержания; связь между задаваемыми вопросами; разнообразие их форм и формулировок; вопрос не должен содержать несколько вопросов; вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям обучающихся. Особое внимание педагог должен уделять построению обучающимися ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими детьми. Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения.
Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие обучающимися действительности. Определяя объекты для наблюдения, педагог должен продумать: последовательность их предъявления; организацию изучения каждого объекта. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении обучающихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид(величину, форму, цвет, составные части, их взаимоотношение). Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах вспомогательной школы предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изображениям. В системе специального образования активно используется символическая и схематическая наглядность. Важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект – муляж, макет; изобразительная наглядность – карта, схема). Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционном образовании избирательно, так как не для всех категорий обучающихся этот вид наглядности подходит. Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный опыт самих обучающихся. Наблюдение – процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями обучающегося, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению. К выбору и использованию наглядности в учебном процессе предъявляется ряд требований:
· демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден обучающимся со всех сторон;
· педагог должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на занятие (урок), на каком этапе занятия (урока) его лучше использовать; необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить детям наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.
· следует демонстрировать наглядность последовательно;
· важно использовать словесное описание, что поможет обучающимся определить отдельные свойства предмета.
Ценность экскурсии заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях. К экскурсии их надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать. К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать обучающимся динамику развития явлений (извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.). Требования к использованию ТСО: целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет; необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний обучающихся; фильмы лучше показывать после изучения темы с целью закрепления знаний; целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит педагог; можно частично познакомить обучающихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.
Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программированного обучения. Практические методы помогают обучающимся глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Источником знаний является сама деятельность детей. Использование данной группы методов происходит в основном после изучения большой темы или ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных занятиях (уроках). Упражнения (письменные, устные) – это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специальные, производные и комментированные упражнения. При обучении письму, счету, чтению используется каждый вид упражнений. Но специальный вид – чаще, так как предполагает многократное повторение. Производные упражнения используются реже, поскольку они способствуют их вариативному выполнению и направлены на закрепление ранее сформированных навыков. Комментированные упражнения используются при выполнении заданий по русскому языку, математике (комментированное письмо). Сильные ученики комментируют их выполнение под контролем учителя. Упражнения могут быть устные и письменные. На уроках по каждому учебному предмету используются соответствующие упражнения. На уроках русского языка – грамматические и орфографические; на уроках математики – упражнения в решении примеров и задач, в устном счете; на уроках истории – работа с картами, картинами; на уроках физкультуры – выполнение общеразвивающих и коррекционных упражнений.
Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям: быть посильными и доступными для учащихся; быть небольшими по объему и содержанию; учитывать особенности познавательной деятельности обучающихся и степень сформированности у них умений и навыков; должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности. Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Обучающиеся выполняют задания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисляют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимися. Практические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики. Ход урока, на котором проводится практическая работа, имеет четкую структуру:
1) объяснение учителя; 2) показ (инструктаж); 3) первые пробы выполнения заданий;
4) выполнение работы; 5) контроль со стороны учителя; 6) отчет учащихся.
Самостоятельные работы – это особый вид деятельности обучающихся. Ребенок должен быть готовым к выполнению предстоящей работы. Различают следующие типы работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя основными факторами:
1) готовностью детей к самостоятельной работе;
2) уровнем знаний обучающихся по конкретному содержанию самостоятельной работы.
Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.
2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.
3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014
Задания и вопросы:
1. Раскройте суть понятия «дети с тяжелыми нарушениями речи»
2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения
3. Изложите Методические основы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии
5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.
*звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности