Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Разделы специальной психологии
Выполнили студентки 2 курса 272 группы
Направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки «Логопедия»
факультета психолого-педагогического и специального образования
Асадова Эльвира Тарлановна,
Колесникова Анастасия Витальевна
Саратов 2022
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию.
Разделы специальной психологии
Олигофренопсихология -
Сурдопсихология –
Тифлопсихология –
психология лиц с нарушенным интеллектом
психология лиц с нарушением слуха
психология лиц с нарушением слуха
Логопсихология -
Психология лиц с задержкой психического развития
Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
психология лиц с речевыми нарушениями
Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Психология лиц с задержкой психического развития
Олигофренопсихология
- психология лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Изучает структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга, а также особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или рано приобретенного психического недоразвития в результате ранних органических поражений головного мозга (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.
Сурдопсихология - психология лиц с нарушением слуха
Изучает психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности — в условиях специального обучения.
Ее задачи:
1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение;
2) выявление особенностей их познавательной деятельности;
3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями;
4) изучение особенностей мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.
Тифлопсихология - психология лиц с нарушением зрения.
Предмет тифлопсихологии - психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
Логопсихология - психология лиц с речевыми нарушениями
Занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.
Задачи детской логопсихологии:
• изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях;
• изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией;
• исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией;
• выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией;
• определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования;
• разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.
Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата
(в основном, детский церебральный паралич); базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этого раздела специальной психологии является изучение особенностей развития лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лиц.
Психология лиц с задержкой психического развития ; занимается изучением особенностей развития этой категории лиц. Это многочисленная группа лиц с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.
Психология лиц со сложным дефектом ; к сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являются поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика.
Психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм).