СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделы специальной психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разделы специальной психологии

Просмотр содержимого документа
«Разделы специальной психологии»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Разделы специальной психологии Выполнили студентки 2 курса 272 группы Направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия» факультета психолого-педагогического и специального образования Асадова Эльвира Тарлановна, Колесникова Анастасия Витальевна Саратов 2022

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Разделы специальной психологии

Выполнили студентки 2 курса 272 группы

Направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Асадова Эльвира Тарлановна,

Колесникова Анастасия Витальевна

Саратов 2022

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии. Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию.

Разделы специальной психологии Олигофренопсихология  - Сурдопсихология – Тифлопсихология – психология лиц с нарушенным интеллектом  психология лиц с нарушением слуха  психология лиц с нарушением слуха Логопсихология - Психология лиц с задержкой психического развития Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения психология лиц с речевыми нарушениями Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Психология лиц с задержкой психического развития

Разделы специальной психологии

Олигофренопсихология -

Сурдопсихология

Тифлопсихология

психология лиц с нарушенным интеллектом

психология лиц с нарушением слуха

психология лиц с нарушением слуха

Логопсихология -

Психология лиц с задержкой психического развития

Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

психология лиц с речевыми нарушениями

Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Психология лиц с задержкой психического развития

Олигофренопсихология - психология лиц с интеллектуальным недоразвитием. Изучает структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга, а также особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или рано приобретенного психического недоразвития в результате ранних органических поражений головного мозга (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Олигофренопсихология

- психология лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Изучает структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга, а также особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или рано приобретенного психического недоразвития в результате ранних органических поражений головного мозга (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Сурдопсихология - психология лиц с нарушением слуха Изучает психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности — в условиях специального обучения. Ее задачи: 1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение; 2) выявление особенностей их познавательной деятельности; 3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями; 4) изучение особенностей мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.

Сурдопсихология - психология лиц с нарушением слуха

Изучает психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности — в условиях специального обучения.

Ее задачи:

1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение;

2) выявление особенностей их познавательной деятельности;

3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями;

4) изучение особенностей мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.

Тифлопсихология - психология лиц с нарушением зрения.  Предмет тифлопсихологии - психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).  Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.

Тифлопсихология - психология лиц с нарушением зрения.

Предмет тифлопсихологии - психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).

Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.

Логопсихология - психология лиц с речевыми нарушениями  Занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.  Задачи детской логопсихологии: • изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях; • изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией; • исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией; • выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией; • определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования; • разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.

Логопсихология - психология лиц с речевыми нарушениями

Занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.

Задачи детской логопсихологии:

• изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях;

• изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией;

• исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией;

• выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией;

• определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования;

• разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.

Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич); базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этого раздела специальной психологии является изучение особенностей развития лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лиц.

Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата

(в основном, детский церебральный паралич); базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этого раздела специальной психологии является изучение особенностей развития лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лиц.

Психология лиц с задержкой психического развития ; занимается изучением особенностей развития этой категории лиц. Это многочисленная группа лиц с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Психология лиц со сложным дефектом ; к сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являются поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика. Психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм).

Психология лиц с задержкой психического развития ; занимается изучением особенностей развития этой категории лиц. Это многочисленная группа лиц с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.

Психология лиц со сложным дефектом ; к сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являются поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика.

Психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!