Практическая работа к теме 3.6. Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка
1) выявите в Вашей практике успешные педагогические технологии, приемы, методы, которые позволили Вам добиться намеченных результатов
Технология полного усвоения: задает единый для обучающихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Технология проблемного обучения: предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Создание проблемной ситуации на занятии: при проблемном обучении педагог остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека, сообщающего информацию в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает мыслительные операции обучающихся, исправляет ошибки.
Технология развития критического мышления (ТРКМ): в основе технологии лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
2) проанализируйте способы организации рефлексии у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установить их связь с применяемыми Вами технологиями, методами, приемами
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить применяемые способы и методы. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния (какое отношение?)
- Рефлексия деятельности (как учили?)
- Рефлексия содержания учебного материала (что узнали?)
Приёмы формирования рефлексии:
1.Метод «Рефлексивная мишень»
2. Метод «График». Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося в различных направлениях, получение педагогом информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.
Письменное интервью
Цель применения: подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: обучающиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…
3.«Одним словом»
Цель применения: активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.
4.«Заверши фразу». Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление обучающимися процесса и результатов учебной деятельности.
5.«Интервью». Цель применения: активизация личностной и коммуникативной рефлексии, организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.
3) зафиксируйте неудачный профессиональный опыт, проанализируйте причины неудачи. Определите ресурсы научно-методического сопровождения Вашего региона, сетевые ресурсы, которые могут помочь Вам в преодолении возникших затруднений
Анализ классного часа «Что излучаешь, то и получаешь»
Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на создание условий формирования нравственных качеств у обучающихся, усвоению этических норм и правил поведения в социуме; формирования привычки критически относиться прежде всего к своему поведению; вырабатыванию привычки доброжелательного отношения к одногруппникам в ситуации конфликта и недопонимания.
Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. В ходе мероприятия обучающиеся вспомнили этические нормы и правила поведения. Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы. Обучающиеся старались с терпением относиться к поступкам и противоположной точке зрения окружающих, одногруппников. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе работы с обучающимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь обучающихся общим делом.
Общая оценка воспитательного мероприятия
Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Удалось привлекать обучающихся к анализу ситуаций.
Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и обучающихся: учить ребят самостоятельно делать выводы, обобщать, анализировать. Вырабатывать свою точку зрения, не навязывая её окружающим. Набираться терпения при разрешении спорной, конфликтной ситуации.
Продолжить работу по развитию монологической речи обучающихся. Многие стесняются высказывать вслух свои мысли, не хватает словарного запаса для обоснованного ответа на вопросы.
Пути преодоления
Обеспечение полного соответствия содержания занятия образовательным, воспитательным и развивающим задачам. Выделение в содержании главного, существенного. Соответствие объема содержания материала занятия отводимому на его изучение времени. Привлечение к проведению подобных мероприятий педагогов-психологов. Дифференциация содержания образования для обучающихся с разным уровнем подготовленности. Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач. Подготовка заданий и продумывание видов деятельности обучающихся на занятии, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей.
4) отберите на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия
Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом. Активность обучающихся, готовность вести диалог и участвовать в общем деле, выполнять коллективные и творческие работы. Каждый обучающийся на таких занятиях становится субъектом собственной деятельности. Появляется возможность и желание высказать свою точку зрения и доказать её.
5) определите критерии и параметры оценки эффективности Вашей деятельности с точки зрения аксиологического подхода
Педагог как носитель базовых национальных ценностей, как высшая ценность, как субъект, способный к организации своей деятельности в работе с обучающимися на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм. Он становится примером в поведении, человеком, вызывающим доверие.
6) сформулируйте на основании определенных Вами критериев и параметров оценки ключевые показатели, которые составят основу чек-листа
Тема классного часа, интересы и потребности обучающихся, тех.карта классного часа, активность обучающихся и готовность участвовать, психологический климат в группе, сплочение группы, отсутствие конфликтов, обратная связь.
7) составьте ранжированный список сформулированных ключевых показателей
Интерес обучающихся к теме внеурочного занятия; активность обучающихся, включение в коллективную деятельность; сплочение группы, появление совместных ценностей, переживаний и чувств; индивидуальная и групповая рефлексия.
8) сформулируйте ключевые показатели в виде действий классного руководителя (куратора)
Куратор – носитель базовых ценностей; человек, вызывающий доверие. Кроме того, куратор - это человек, поведению которого можно подражать, а высказывания – цитировать.
9) определите и зафиксируйте последовательность сформулированных действий
Отбор материала и грамотное применение его на внеурочных занятиях. Взаимопонимание и поддержка обучающихся. Способность выслушать и принять другую точку зрения, а также способность рассуждать.
10) определите формат представления чек-листа
Документ Word, размер А4.
11) оформите чек-лист в выбранном формате
1. Выберите тему внеурочного занятия с учетом интересов и потребностей обучающихся, а также текущей обстановки и определите его цель и задачи.
2. Составьте техкарту занятия или воспользуйтесь готовым сценарием с учётом возрастных особенностей обучающихся.
3. При подготовке занятия используйте презентации, полезные ссылки, фото (изображения), видеоролики.
4. Подключите к процессу подготовки обучающихся.
5. Определитесь с датой и временем проведения мероприятия.
6. Подведите итоги, проведите рефлексию.
12) соотнесите выполненную Вами работу с критериями, оценив каждый положительный ответ в 1 балл, соотнесите результаты оценивания с интерпретацией результатов, при необходимости доработайте чек-лист
5 баллов - разработанный чек-лист готов к апробации в практической деятельности