СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие архитектурных форм"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по предмету Искусство для 8-9 классов. Содержит информацию и определения по теме архитектура.

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие архитектурных форм"»

                      Архитектурные формы  Урок по Искусству 8-9 класс

Архитектурные формы

Урок по Искусству

8-9 класс

Архитектурная форма — это элементы зданий и сооружений, внешний вид которых связан с функциями здания, с его конструкцией и его красотой. 

Архитектурная форма

это элементы зданий и сооружений, внешний вид которых связан с функциями здания, с его конструкцией и его красотой. 

Архитектурные формы разнообразны. Выберем из этого разнообразия лишь самые главные, которые позволят более подробно рассматривать и анализировать сооружение:   Фундамент  — конструктивная основа любого здания. Он полностью находится в земле и передает давление надземной части постройки на прочный слой грунта. Широкая нижняя плоскость — подошва фундамента — необходима для придания зданию устойчивости. Фундамент зависит от природных условий, например, влажный климат требует свайного фундамента.  Стены  делятся на наружные и внутренние. Наружные предохраняют здание и несут груз междуэтажных перекрытий и крыши. Роль внутренних — нести нагрузку (капитальные, или несущие стены) и разделять помещение (перегородки).  Наружная нижняя часть стены от верха фундамента до уровня пола первого этажа называется  цоколем .

Архитектурные формы разнообразны. Выберем из этого разнообразия лишь самые главные, которые позволят более подробно рассматривать и анализировать сооружение:

  •   Фундамент  — конструктивная основа любого здания. Он полностью находится в земле и передает давление надземной части постройки на прочный слой грунта. Широкая нижняя плоскость — подошва фундамента — необходима для придания зданию устойчивости.

Фундамент зависит от природных условий, например, влажный климат требует свайного фундамента.

  • Стены  делятся на наружные и внутренние. Наружные предохраняют здание и несут груз междуэтажных перекрытий и крыши. Роль внутренних — нести нагрузку (капитальные, или несущие стены) и разделять помещение (перегородки).
  • Наружная нижняя часть стены от верха фундамента до уровня пола первого этажа называется  цоколем .
фундамент

фундамент

Стена Цоколь

Стена

Цоколь

Р устовк а - облицов ка стены камнями различной формы или их имитацией.
  • Р устовк а - облицов ка стены камнями различной формы или их имитацией.
Грановитая палата Московского кремля

Грановитая палата Московского кремля

Палаццо Питти

Палаццо Питти

В зданиях XVIII–XIX вв., часто имевших массивные стены, делались прямоугольные или полукруглые  ниши  для установки скульптуры. Полукруглые ниши имели форму  арки . Арка — это архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием в верхней части. По латыни «аркус» значит «дуга».
  • В зданиях XVIII–XIX вв., часто имевших массивные стены, делались прямоугольные или полукруглые  ниши  для установки скульптуры. Полукруглые ниши имели форму  арки .
  • Арка — это архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием в верхней части. По латыни «аркус» значит «дуга».
Арка Ниши

Арка

Ниши

Креповка или раскреповка – небольшой выступ стены по всей высоте здания.

Креповка или раскреповка – небольшой выступ стены по всей высоте здания.

Креповка или раскреповка

Креповка или раскреповка

Стены могут быть оформлены полуколоннами и пилястрами .  Они похожи тем, что не стоят отдельно, а слиты со стеной. Полуколонной называют колонну, выступающую из стены на половину диаметра. Пилястра — плоский прямоугольный выступ из стены, обработанный капителью и базой

Стены могут быть оформлены полуколоннами и пилястрами .  Они похожи тем, что не стоят отдельно, а слиты со стеной.

Полуколонной называют колонну, выступающую из стены на половину диаметра.

Пилястра — плоский прямоугольный выступ из стены, обработанный капителью и базой

Полуколонны

Полуколонны

Пилястры

Пилястры

Карниз – горизонтальный выступ в верхней части стены, а также над окнами и дверями. Стены завершаются снаружи  карнизом . Его функция — защищать здание от потоков воды, визуально завершать силуэт и поддерживать свес крыши.

Карниз – горизонтальный выступ в верхней части стены, а также над окнами и дверями.

  • Стены завершаются снаружи  карнизом . Его функция — защищать здание от потоков воды, визуально завершать силуэт и поддерживать свес крыши.
Карниз

Карниз

 Выше карниза устанавливается  парапет  в виде каменной невысокой стенки или сквозной решетки. ПАРАПЕТ - ограждение балкона, кровли здания, моста, набережной и т. п. В некоторых случаях парапет решается как декоративный художественный элемент  А ттик  - в ысокий массивный парапет, располагающийся обычно над центральной частью фасада   (Михайловский, или Инженерный, замок в Ленинграде).

Выше карниза устанавливается  парапет  в виде каменной невысокой стенки или сквозной решетки.

  • ПАРАПЕТ - ограждение балкона, кровли здания, моста, набережной и т. п. В некоторых случаях парапет решается как декоративный художественный элемент
  • А ттик - в ысокий массивный парапет, располагающийся обычно над центральной частью фасада   (Михайловский, или Инженерный, замок в Ленинграде).
  Парапет

Парапет

Аттик

Аттик

 Над центральной частью фасада завершение может быть и в форме аттика, и в форме фронтона . Фронтон — это архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом.

Над центральной частью фасада завершение может быть и в форме аттика, и в форме фронтона .

  • Фронтон — это архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом.
В стене устанавливаются  проемы дверные и оконные  . Дверь по-французски la porte , а выразительно оформленный вход в здание называется портал ,  навес перед входом в здание или ряд колонн, отмечающий вход, получили название  портик .
  • В стене устанавливаются  проемы дверные и оконные  .
  • Дверь по-французски la porte , а выразительно оформленный вход в здание называется портал ,
  • навес перед входом в здание или ряд колонн, отмечающий вход, получили название  портик .
Портал

Портал

Портик

Портик

 Нали́чники  — декоративное оформление оконного или дверного проёма. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник . Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
  • Нали́чники  — декоративное оформление оконного или дверного проёма. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник . Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
Выше оконных и дверных перемычек устанавливаются карнизики прямоугольной или треугольной формы — сандрики. 
  • Выше оконных и дверных перемычек устанавливаются карнизики прямоугольной или треугольной формы — сандрики. 
К  опорным формам  относятся фундамент, стены и отдельно стоящие столбы. Столбы делятся на  пилоны и колонны . Пилон — это столб прямоугольной формы, колонна — круглой. В египетской архитектуре пилоны, стоящие при входе в храм, имели форму плоских усеченных пирамид. Колонна имеет три части: базу (основание), ствол и капитель (завершающую часть).
  • К  опорным формам  относятся фундамент, стены и отдельно стоящие столбы. Столбы делятся на  пилоны и колонны .
  • Пилон — это столб прямоугольной формы, колонна — круглой. В египетской архитектуре пилоны, стоящие при входе в храм, имели форму плоских усеченных пирамид.
  • Колонна имеет три части: базу (основание), ствол и капитель (завершающую часть).
Пилон

Пилон

Пилоны

Пилоны

Колонны

Колонны

(Карниз, цоколь, фронтон)   1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ

(Карниз, цоколь, фронтон)

  • 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии.
  • КАР КОЛЬ
  • ЦО ТОН
  • ФРОН НИЗ
(Фундамент, колонна)   2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ

(Фундамент, колонна)

  • 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим.
  • ФКОУНЛОДАННМЕНАТ
3. Исправить ошибки в определениях. АТТИК — это треугольное завершение крыши, образованное двумя скатами и карнизом. ФРОНТОН — высокий парапет, обычно завершающий фасад здания.

3. Исправить ошибки в определениях.

  • АТТИК — это треугольное завершение крыши, образованное двумя скатами и карнизом.
  • ФРОНТОН — высокий парапет, обычно завершающий фасад здания.
( Портик, фундамент)   4. Вставить буквы, чтобы появилось новое слово. П_Р_ _К, Ф_Н_ М_ _Т

( Портик, фундамент)

  • 4. Вставить буквы, чтобы появилось новое слово.
  • П_Р_ _К, Ф_Н_ М_ _Т
Стена Шифровка: 1, 4, 2, 3, 5; С Е Н Т А 

Стена

  • Шифровка: 1, 4, 2, 3, 5; С Е Н Т А 
( пилон  — отделен от стены).   2. Игра «Третий лишний». ПОЛУКОЛОННА, ПИЛОН, ПИЛЯСТРА

( пилон  — отделен от стены).

  • 2. Игра «Третий лишний».
  • ПОЛУКОЛОННА, ПИЛОН, ПИЛЯСТРА
Домашнее задание: Нарисуй фасад дома и включи в него как можно больше архитектурных форм.

Домашнее задание:

  • Нарисуй фасад дома и включи в него как можно больше архитектурных форм.
Источники: А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура). – (Вариации прекрасного) http://art.1september.ru/article.php?ID=200602109 -  Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2006, № 21

Источники:

  • А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура). – (Вариации прекрасного)
  • http://art.1september.ru/article.php?ID=200602109 -

Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2006, № 21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!