Тема: «Разнообразие животных. Пресмыкающиеся.»
Тип учебного занятия: открытие нового знания.
2. Подвести обучающихся к восприятию новой группы животных - «пресмыкающиеся»;
3. Формировать представления о данной группе животных.
-дополнительные (компьютер, презентация с изображением пресмыкающихся, древних рептилий).
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок с повторения пройденного. | Приветствуют учителя. Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Мотивация к учебной деятельности; самооценка готовности к уроку. |
2. Актуализация (повторение )знаний | Что такое фауна? Из чего состоят все живые организмы? На какие 2 группы делятся? Одноклеточные - это…., многоклеточные –это ….. Многоклеточные делятся на (беспозвоночных и позвоночных), приведите примеры. Слайд1 Как можно назвать всех этих животных одним словом? Кто лишний? Почему? Слайд 2 Кто лишний в этой группе? Почему? О какой группе животных говорили на предыдущем уроке? Тест – проверка по теме «Земноводные» Слайд 3-4 Физкультминутка ( Беспозвоночные – руки вверх, позвоночные –присели. Бабочка, паук, окунь, щука, улитка, муха, акула, лягушка, комар, жаба, дождевой червь, сом, майский жук, карась, тритон, медуза, уклейка ) | Мир животных Из клеток Животные, состоящие из одной клетки Животные, состоящие из множества клеток
Примеры
Беспозвоночные Паук (доказывают, называя признаки насекомых) Осьминог (доказывают)
(Земноводные) Взаимопроверка 11-10 баллов «5» 9-8 баллов – «4» 7-6 баллов – «3» Менее 6 баллов – «2» Дети выполняют упражнения | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оценивать правильность выполнения заданий, используя «Лист самооценки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с результатом. классифицировать животных, относя их к определённым изученным группам Обучающиеся выдвигают свои гипотезы. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Внимание на доску . Перед вами названия животных и название групп животных. Найдите соответствия. П Р О Б Л Е М А БАБОЧКА НАСЕКОМЫЕ СОМ РЫБА ПАУК ПАУКООБРАЗНЫЕ ЛЯГУШКА ЗЕМНОВОДНЫЕ ЯЩЕРИЦА ? - К какой группе отнесем это животное?????? Это насекомое? Докажи…. Паукообразное? Рыба? Земноводное? - Поставьте цель. Слайд 5 - Кто догадался, о какой группе животных пойдет речь? О ней мы сегодня и поговорим на уроке. Задачи -Что узнаем? Представители этой группы жили на Земле много миллионов лет назад. О некоторых послушайте выступление……… Сообщение Сироченко Олеси и Акулова Александра (Слайд шоу) - А какие представители этой группы живут сейчас, попробуем разгадать загадки. Слайд 6-11 |
Сегодня мы узнаем новую группу животных. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Многоклеточные Позвоночные 1. Как они выглядят. 2. Представителей. 3. Особенности группы. 4. Происхождение. | включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока) |
4. Первичное усвоение новых знаний с проговариванием вслух. | Докажите, что это живые существа. Постараемся определить особенности группы , используя статью учебника с. 113 Слайд 12
Физкультминутка (Для глаз) Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тысячу раз! | Дышат, передвигаются… Читают статью учебника С.113 выделяют общие признаки группы Общие признаки пресмыкающихся Слайд 12 Передвигаются, прижимаясь телом к земле 2 пары конечностей по бокам Откладывают яйца Холоднокровные Зимой впадают в оцепенение Покрыты чешуйками, панцирем, пластинками Дышат легкими.
Дети выполняют упражнения | |
5. Самостоятельная работа в группах с проверкой. Ознакомление с представителями пресмыкающихся. | (Работа в группах) Мы определили общие признаки пресмыкающихся, теперь более подробно рассмотрим некоторых представителей. Где можем найти информацию? Материал учебника с.114-117, статьи из энциклопедии. Прочитайте статью о пресмыкающемся, заполните таблицу, подготовьте краткий рассказ по таблице 1,3,5 группа Таблица. См. приложение 2,4 группа План. 1. Рассмотрите животное, назовите его 2.Определите, чем покрыто его теле(чешуйки, панцирем, пластинками) 3. Есть ли у животного ноги? 4. Назовите способ передвижения животного. 5. Температура тела 6. Как размножаются 7. Интересное Слайд 13 - 15 6 группа Составление памятки по поведению в лесу(Техника безопасности) |
Учебник, энциклопедия, интернет
Дети работают в группах | использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о представителях пресмыкающихся |
6. Включение в систему знаний и повторение | -Давайте подумаем, какие общие признаки есть у пресмыкающихся с другими группами животных? (Чем похожи крокодил и птица. Откладывают яйца. Ящерица и млекопитающее . По 4 лапы. Змеи и рыбы. Чешуя. Черепахи и крабы. Панцирь.) - Ребята ,сейчас я предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю» Я читаю высказывания, а вы говорите «Верю – не верю» и доказываете свой ответ. а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Крокодилы тоже появляются из яиц. Значит, крокодилы – птицы. (Не верю) б) У млекопитающих 4 лапы. У ящерицы тоже 4 . Значит, она – млекопитающее. (Не верю) в) Тело змеи покрыто чешуйками. Рыба тоже покрыта чешуей. Змея – рыба. (Не верю) Пресмыкающиеся нашего края В лесах Ярославской области обитают некоторые виды змей и ящериц: ящерица прыткая и живородящая, безногая ящерица - веретеница ломкая (медяница), обыкновенный уж, обыкновенная гадюка, медянка. Слайд 16 Можно в природе нашего края встретить черепаху или крокодила? (магазин, зоопарк) Почему? - Ребята, а все ли пресмыкающиеся , которые обитают в нашем регионе, безопасны? (Нет, могу нанести вред укусом) Слайд 17-18 Поэтому надо быть в лесу очень внимательными. Посмотрите на экран, как различить гадюку и ужа. (Уж отличается желтыми (или почти белыми или оранжевыми) пятнами по бокам головы. Общий тон окраски гадюки – ядовитой змеи – варьирует от светло-серого до черного. Вдоль спины тянется почти черная зигзагообразная полоса; между головой и туловищем имеется резкий перехват, а на голове хорошо различим рисунок в виде латинской буквы «икс». Обыкновенные гадюки наиболее часто встречаются в болотистых лесах по окраинам болот, на лесных полянах и опушках с хорошим травостоем, на вырубках, по берегам рек и озер. В жаркие солнечные дни гадюки выползают погреться на солнышке. В это время их часто можно увидеть на старом пне или даже на утоптанной лесной тропинке. Часто встречаются на приусадебных участках.) | Дети доказывают , используя полученные на уроке знания Выступление 6 группы Памятка (Составление памятки с правилами безопасного поведения в лесу) | соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем. |
7. Рефлексия. (Подведение итогов занятия) | - Итак, урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке о новой группе животных? Что поможет вам в жизни. -Как вы оцените свою работу и настроение на уроке?
Поставь плюс в нужной графе. Если сомневаешься, используй карандаш. | Лист самооценки работы на уроке. Я хочу ещё узнать о животных самостоятельно Я могу рассказать то, что узнал на уроке Я узнал новое Я закрепил то, что знал раньше Я активно работал Мне было интересно на уроке Я ничего не делал Я ничего не смог запомнить Я ничего не понял | Заполняют листы самооценки осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Итак , пришло время домашнего задания. Используя полученные знания и дополнительные источники информации можно Найти и записать 10 примеров из устного народного творчества (поговорки, пословицы, крылатые выражения…)Например: “Крокодиловы слезы”, “В воде жить, с крокодилом речь вести”, “Черепашьим шагом”, | Обучающиеся выбирают домашнее задание. | |