СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию по окружающему миру в 3 классе к УМК "Школа России".

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Методы: проблемного изложения, частично-поисковый.

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Основные термины и понятия: зоология, группы животных: черви, моллюски , иглокожие, паукообразные, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.         

Раздел: Эта удивительная природа

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»



Гасанова Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ Шилокшанская ООШ

Класс 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: проблемного изложения, частично-поисковый.

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Основные термины и понятия: зоология, группы животных: черви, моллюски , иглокожие, паукообразные, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: Разнообразие животных

Цель:Познакомиться с разнообразием животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.


Задачи:

Образовательные:
Создать условия для развития умений выделять группы животных по их групповым признакам

Развивающие:
Создать условия для познавательной активности учащихся.

Способствовать развитию умений работы с учебником и другими источниками информации
Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и интерес к миру животных..


Метапредметные результаты:
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного;

Регулятивные:
определять и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя,

искать средства для её осуществления;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме;

взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы.
Личностные:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе


Практическая реализация: в результате урока учащиеся познакомились с классификацией животных, что помогло составить таблицу о группах животных.

Осознание ценности изучаемого предмета.





Тема: Разнообразие животных.

Цель: Вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей по теме: «Животные».

  • Развивать наблюдательность, делать выводы.

  • Воспитывать в детях любовь и заботу к природе.

  • Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы), о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер для учителя, экран, проектор, авторский медиапродукт. карточки с заданиями, учебник, рисунки с изображениями животных.





ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (1 мин.) Слайд2

Перед уроком дети читают стихи.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.

Будьте все внимательны,

Прилежны и старательны!

2. Проверка домашнего задания.(3 мин.)
И начнём урок с проверки домашнего задания. Назовите мне, тему прошлого урока. (Охрана растений) у вас на парте лежит тест, как их делать вы знаете, приступайте к работе.

Слайд3

А что нужно делать, чтобы растения не стали редкими и не попали в Красную книгу?


3. Проверка знаний полученных на прошлых уроках. (5 мин.)

- Ребята, вы уже знаете, что все объекты природы (яркое солнце, звёзды, зелёную траву, маленьких бабочек и больших слонов) делят на 2 группы. На какие группы?

- (живую и неживую природу) Слайд4

Разделите картинки на доске на 2 группы.

- Что из названного вы бы отнесли к живой природе?

- Почему вы отнесли к живой природе именно эти объекты? Назовите мне признаки живой природы. (растут, развиваются, дышат, питаются, приносят потомство, умирают) Слайд5

- На какие 4 царства делят живую природу? (растений, грибов, животных, бактерий) Слайд6

- В каком царстве мы с вами были на прошлых уроках? (в царстве растений)

- Мы знаем, что и царство растений делят на несколько групп. Какие это группы? (мхи, папоротники, водоросли, хвойные растения, цветковые растения) Слайд7


4. Сообщение новой темы. (2 мин.)

А в какое царство мы отправимся сегодня вы узнаете, отгадав загадки. Слушаем первую загадку. Слайд8-12

1. «Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух и в воду плюх» (Лягушка)

2. «Чик-чирик!
К зернышку – прыг.
Клюй не робей.
Кто же это? (Воробей)

3.«Шевелится у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел» (Бабочка)

4.«Живу глубоко
Плыву легко
Зубастая, большая
Я рыба морская» (Акула)

5.«Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный» (Волк)

(На экране появляются отгадки, после того как дети отгадывают предмет)

Учитель: Как одним словом назвать все отгадки?
Ученик: Все отгадки являются  животными. Слайд13
Учитель: Так в какое царство живой природы мы отправимся?
Ученик: Мы отправимся в царство животных.


5. Знакомство с новым материалом. Работа по теме урока. (15 мин.)

Царство животных очень разнообразно. Посмотрите на экран.

Наука о животных называется зоология. Слайд14 Ученым известно около 1 мил. 500 тыс. животных. (На экране появляется схема).Так как на земле животных очень большое количество, ученые поделили их на ё группы, для того чтобы удобнее их было изучать. А на какие группы ученые делят животных, нам поможет ответить учебник: «Мир вокруг нас» С.90, 91,92.
Учитель: Прочитайте, на какие группы поделили ученые животных.

(Дети зачитывают группы животных) и одновременно рассматривают их на экране).

Наша задача на уроке, узнать, по каким признакам ученые делят животных на группы. Для этого нам предстоит рассмотреть каждую группу животных. У вас на парте лежит вот такая таблица, которую нужно заполнить. Для этого внимательно слушаем и сразу записываем. Первой мы рассмотрим самую многочисленную группу. Это насекомые. Слайд15-22

По каким внешним признакам они относятся к одной группе? (Звучат ответы детей: пара усиков, 1 – 2 пары крыльев, тело состоит из трех частей.)

Учитель: А каких насекомых вы еще знаете? Звучат ответы детей.

Учитель: Следующая группа – птицы. Слайд23-25
(Ученые насчитывают на земле 8 тыс. 600 разновидностей птиц. Птицы имеют две конечности, 2 крыла, клюв, тело покрыто пухом, перьями, умеют летать, откладывают яйца).

Учитель: Следующая группа нам самая известная. Это звери или по другому млекопитающие. Почему млекопитающие? Слайд26-29

Учитель: Рассмотрим следующую группу животных – рыбы. Слайд30-32

На земле существует более 20 тысяч разновидностей рыб. Живут они в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста. Тело их покрыто чешуей. Дышат при помощи жабр, кислородом растворенным в воде).

Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

После заполнения таблица примет вид:

 

насекомые

птицы

млекопитающие

Количество ног

6

2

4

Тело

Состоит из 2-3 частей

Покрыто перьями

Покрыто шерстью

Другие признаки

Имеют чувствительные усики

Имеют клюв и крылья

Кормят детенышей молоком

Это ещё не всё. Сначала немного отдохнём и продолжим.


6.Физ. минутка (2мин.) Слайд33

Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – расой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась
И на место приземлилась.

Это мы с вами рассмотрели уже немного известные группы животных. А сейчас я познакомлю вас с другими видами животных.

И следующий вид – это пресмыкающиеся. Слайд34-36

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто такие пресмыкающиеся? (На экране появляются иллюстрации пресмыкающихся)
Пресмыкающиеся, это животные которые передвигаются ползком на брюхе. Тело их покрыто чешуйками или панцирем. Их насчитывается 6 тысяч разновидностей.

Другая группа- земноводные. Слайд37-39

Учитель: Знаете ли вы, почему эта группа называется земноводные? (Звучат ответы детей)

(Земноводные – это животные, которые живут как в воде, так и на земле. Кожа голая нежная. Их насчитывается 3 тыс. 400 разновидностей).

Ещё одна группа- это моллюски. Слайд40

Учитель: Моллюски – это беспозвоночные, мягкотелые животные, обычно без внутреннего скелета, тело покрыто раковиной.

Иглокожие (у них имеются иголки). К ним относятся морские лилии, звёзды, ежи, огурцы.

Слайд41

Паукообразные. Учитель: Ребята, а паук это насекомое? Как вы думаете и почему? сообщение (Пауки имеют 8 ног, 8 глаз, тело состоит из двух частей, нет крыльев. На брюшке есть несколько

бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки – паутинки).

Ещё ракообразные. К ним относятся раки, крабы, креветки. Тело покрыто панцирем, есть клешни. Слайд42

И последний вид- это черви. К ним относятся дождевые черви и пиявки. Одни из низ безопасны для животных и человека, другие могут высасывать кровь. Этих пиявок используют в медицине. Слайд43


7. Работа по учебнику (с. 92-93)( 4 мин.) Закрепление знаний о существенных признаках групп животных.

- Сколько видов животных каждой группы изображено на рисунке? Сколько здесь видов птиц? (4) Сколько видов рыб? Пресмыкающихся? Земноводных? Млекопитающих?

Физкультминутка:

звери - руки вверх

птицы - руки в стороны

насекомые - жужжим

рыбы - присели, молчим

Лиса, окунь, сорока, волк, заяц, грач, карась, синица, паук, шмель, слон, тигр, олень, ворона.


8. Работа в парах.

Каждая парта получает задание: назвать только тех животных, которые относятся к данной группе.

  • 1 парта выделяет группу рыб.

  • 2.парта выделяет группу птиц.

  • 3. парта выделяет группу насекомых.

  • 4.парта выделяет группу паукообразных.

  • 5.парта выделяет группу млекопитающих.

  • 6 парта выделяет группу земноводных.

  • 7 парта выделяет группу пресмыкающихся.

Проверим, кого вы выделили?

Учитель: Ребята, о каком царстве живой природы мы говорили на уроке?
Ученик: Мы разговаривали о царстве животных. (К сожалению, многие животные занесены в Красную Книгу, как исчезающие виды, и находятся под охраной человека)

Слайд44
Учитель: На прошлых уроках мы беседовали с вами о том, что такое Красная книга. Для чего она нужна? Об этом ещё раз нам расскажут ребята.

Выступление детей.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.


Игра «Проверь себя» Слайд45


Самые, самые Слайд46-48


9. Итог. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

МОЛОДЦЫ! Слайд49


Приложение



рыбы



земноводные



млекопитающие



животные


насекомые



пресмыкающиеся



птицы


 

 



 

 


















Просмотр содержимого презентации
«разнообразие животных 3 класс Гасанова Н.А.»

Разнообразие животных 3 класс Учитель: Гасанова Н.А.

Разнообразие животных

3 класс

Учитель: Гасанова Н.А.

Громко прозвенел звонок- Начинаем наш урок. Будьте все внимательны, Прилежны и старательны!

Громко прозвенел звонок-

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны,

Прилежны и старательны!

ПРИРОДА ЖИВАЯ   НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА

ЖИВАЯ

НЕЖИВАЯ

Живая  природа Рождение Дыхание Питание  Рост  Размножение Умирание

Живая природа

Рождение

Дыхание

Питание

Рост

Размножение

Умирание

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ МИКРОБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ГРИБЫ

МИКРОБЫ

Растения Водоросли Папоротники Мхи    Хвойные Цветковые растения растения

Растения

    Водоросли Папоротники Мхи

    Хвойные Цветковые растения растения

    Животные

    Животные

    Зоология -  наука о животных 1 миллион 500 тысяч видов животных

    Зоология -

    наука о животных

    1 миллион 500 тысяч видов животных

    Н а с е к о м ы е Больше всего на свете насекомых – 200000 видов. Насекомые – это животные, у которых шесть ног ( три пары).  м у р а в е й

    Н а с е к о м ы е

    Больше всего на свете насекомых – 200000 видов.

    Насекомые – это животные, у которых

    шесть ног ( три пары).

    м у р а в е й

    б а б о ч к и

    б а б о ч к и

    пчела  Пчела проносит в улей нектар, из которого она делает мёд. А в качестве строительного материала использует воск, выделяемый железами на брюшке, и прополис  ( пчелиный клей), который насекомые добывают из почек растений .

    пчела

    Пчела проносит в улей нектар, из которого она делает мёд. А в качестве строительного материала использует воск, выделяемый железами на брюшке, и прополис

    ( пчелиный клей), который насекомые добывают из почек растений .

    ж у к и

    ж у к и

    б о ж ь я к о р о в к а   Коровками их называют потому, что они умеют выделять молочко. Оно у них не белое, а оранжевое.  На самом деле это не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят коровок ни птицы, ни ящерицы. Коровки и окрашены так ярко, чтобы предупреждать врага: « Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

    б о ж ь я к о р о в к а

    Коровками их называют потому, что они умеют выделять молочко. Оно у них не белое, а оранжевое.

    На самом деле это не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят коровок ни птицы, ни ящерицы. Коровки и окрашены так ярко, чтобы предупреждать врага: « Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

    к у з н е ч и к  У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья, у самок сзади «мечи» или «сабли» с помощью которых они откладывают яички в землю, в стебли растений.  Они «поют» при помощи крыльев и у всех «уши» на передних ногах. Все кузнечики хорошо прыгают, отталкиваясь ногами, спускаются медленно с помощью крыльев.

    к у з н е ч и к

    У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья, у самок сзади «мечи» или «сабли» с помощью которых они откладывают яички в землю, в стебли растений.

    Они «поют» при помощи крыльев и у всех «уши» на передних ногах. Все кузнечики хорошо прыгают, отталкиваясь ногами, спускаются медленно с помощью крыльев.

    с т р е к о з ы   Самые прожорливые хищники планеты. Их добыча по весу  в несколько раз больше самого насекомого. Очень быстро летают. У большинства стрекоз по тридцать тысяч глазков, слепленных вместе с каждой стороны. Верхние глазки различают только чёрные и белые цвета, а нижние - все остальные.

    с т р е к о з ы

    Самые прожорливые хищники планеты. Их добыча по весу

    в несколько раз больше самого насекомого. Очень быстро летают. У большинства стрекоз по тридцать тысяч глазков, слепленных вместе с каждой стороны. Верхние глазки различают только чёрные и белые цвета, а нижние - все остальные.

    м у х и   Эти насекомые могут взлетать без разбега и совершать сложные фигуры высшего пилотажа, ходить и ползать с помощью присосок на лапках по любым поверхностям.

    м у х и

    Эти насекомые могут взлетать без разбега и совершать сложные фигуры высшего пилотажа, ходить и ползать с помощью присосок на лапках по любым поверхностям.

    П Т И Ц Ы   Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. На земле насчитывается около 9 тысяч видов птиц. Есть птицы очень большие, а есть очень маленькие. Одни летают выше облаков, а другие и вовсе не летают.  Одни питаются только рыбой, а другие – насекомыми. Хищные поедают других птиц, а есть такие, которые едят только ягоды и семена.  голубь

    П Т И Ц Ы

    Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. На земле насчитывается около 9 тысяч видов птиц. Есть птицы очень большие, а есть очень маленькие. Одни летают выше облаков, а другие и вовсе не летают.

    Одни питаются только рыбой, а другие – насекомыми. Хищные поедают других птиц, а есть такие, которые едят только ягоды и семена.

    голубь

    Птицы

    Птицы

    Млекопитающие  Млекопитающие – это животные, тело которых покрыто шерстью. Они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком.  л и с а

    Млекопитающие

    Млекопитающие – это животные, тело которых покрыто шерстью. Они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком.

    л и с а

    Звери - млекопитающие

    Звери - млекопитающие

    Млекопитающие

    Млекопитающие

    шея туловище хвост голова ноги

    шея

    туловище

    хвост

    голова

    ноги

    Р ы б ы  Рыбы – животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники и хвост. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде . карась

    Р ы б ы

    Рыбы – животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники и хвост. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде .

    карась

    Рыбы

    Рыбы

    с о м  щ у к а

    с о м

    щ у к а

    Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

    Утром бабочка проснулась,

    Улыбнулась, подтянулась,

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – улетела.

    П р е с м ы к а ю щ и е с я   Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. гадюка

    П р е с м ы к а ю щ и е с я

    Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

    гадюка

    Ящерица – это вёрткое,  прыткое животное. Она быстро бегает и резко меняет направление.

    Ящерица – это вёрткое,

    прыткое животное. Она

    быстро бегает и резко меняет направление.

    крокодилы  Крокодилы – одни из самых древних жителей планеты.  Сейчас на земле обитает 21 вид этих огромных рептилий. От своих древних предков они сохранили привязанность к жаркому климату и жизни в воде. Именно поэтому они обитают только в тропических странах.  Крокодилы великолепные пловцы и отличные ныряльщики.

    крокодилы

    Крокодилы – одни из самых древних жителей планеты.

    Сейчас на земле обитает 21 вид этих огромных рептилий. От своих древних предков они сохранили привязанность к жаркому климату и жизни в воде. Именно поэтому они обитают только в тропических странах.

    Крокодилы великолепные пловцы и отличные ныряльщики.

    З е м н о в о д н ы е  Земноводные – животные, у которых кожа голая, нежная. К ним относятся лягушки и жабы. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.

    З е м н о в о д н ы е

    Земноводные – животные, у которых кожа голая, нежная. К ним относятся лягушки и жабы. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.

    Земноводные САЛАМАНДРА ТРИТОН

    Земноводные

    САЛАМАНДРА

    ТРИТОН

    л я г у ш к а ж а б а

    л я г у ш к а

    ж а б а

    Моллюски

    Моллюски

    Иглокожие Морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

    Иглокожие

    Морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

    Ракообразные Раки, крабы, креветки. Живут и в пресной и в солёной воде и даже на суше. Сверху тело ракообразных защищено панцирем. У них 4 пары ног и крепкие клешни.

    Ракообразные

    Раки, крабы, креветки.

    Живут и в пресной и в солёной воде и даже на суше.

    Сверху тело ракообразных защищено панцирем. У них 4 пары ног и крепкие клешни.

    Черви Дождевые черви живут в почве.  Пиявки тоже черви, но живут в воде.

    Черви

    Дождевые черви живут в почве.

    Пиявки тоже черви, но живут в воде.

    Кто из животных зверь?

    Кто из животных зверь?

    Самые, самые, самые… Самая смертоносная-  королевская кобра . Её яд смертелен, и нападает она  всегда без промедления.  Самое живучее животное – это гидра : если её разрезать, то каждый кусочек вновь станет гидрой.

    Самые, самые, самые…

    Самая смертоносная-

    королевская кобра . Её яд смертелен, и нападает она

    всегда без промедления.

    Самое живучее животное – это гидра : если её разрезать, то каждый кусочек вновь станет гидрой.

    Самые , самые, самые … Чемпионом тяжеловесом среди насекомых является облачённый в массивный панцирь африканский жук голиаф – вес 100 граммов .  Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры . Размах её крыльев достигает 26-28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.

    Самые , самые, самые …

    Чемпионом тяжеловесом среди насекомых является облачённый в массивный панцирь африканский жук голиаф – вес 100 граммов .

    Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры . Размах её крыльев достигает 26-28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.

    Самые, самые, самые…  Самым крупным животным является синий кит .  Его средняя длина –  около 24 метров.  Самое большое животное на суше – африканский слон:  Высота – 3.8 м в холке, длина 10 метров, вес – 10,8 тонны.

    Самые, самые, самые…

    Самым крупным животным является синий кит .

    Его средняя длина –

    около 24 метров.

    Самое большое животное на суше – африканский слон:

    Высота – 3.8 м в холке, длина 10 метров, вес – 10,8 тонны.

    МОЛОДЦЫ!

    МОЛОДЦЫ!


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!