СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с разнообразием животного мира. Дети повторяют, углубляют, закрепляют знания о зверях, рыбах, птицах, насекомых, знакомятся новыми группами животных: земноводными, пресмыкающимися.

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие животных"»

Цели: повторить материал о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); выделить существенные признаки животных разных групп; развивать умение сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.

Предметные: Формировать представления о разных видах животных, населяющих нашу землю. Воспитание бережного отношения к природе, к животным, как части природы

Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы).

Познавательные: Различать (узнавать) изученные объекты живой природы.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: Умение строить монологические высказывания.

Оборудование: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии с изображением животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных.






Ход урока

І. Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!

Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

ІІ. Проверка домашнего задания

1.Работа в парах.

- Наша работа начнется с того, что вы поработаете в парах. Перед вами лежат карточки с изображениями растений. Ваша задача: распределить их по группам. Одна пара учащихся работает у доски.

- Как распределили?

2. Блиц-опрос о растениях «Закончи предложение».

  • Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, на­зывают... (плодовыми).

  • Растения, из которых получают волокна, называют... (пря­дильными). Это лён, хлопок.

  • Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют... (зерновыми).

  • Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цвет­никах, называют... (декоративными).

  • Растения, которые выращивает человек, называют... (куль­турными).

  • Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения.

Молодцы, так много узнали о растениях.

ІІІ. Актуализация опорных знаний. СЛАЙД №1

1.Вступительное слово учителя.

-Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа. На прошлом уроке мы с вами совершили увлекательное путешествие в царство растений. Наше путешествие продолжается. Путешествовать мы будем под девизом: СЛАЙД №2

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

В какое царство мы сегодня отправимся? Разгадайте кроссворд и получите ответ. СЛАЙД №3

2) Разгадывание кроссворда. СЛАЙДЫ 4-11

1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)


2.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)


3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)


4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)


5.Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)


6.Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (Филин.)


7.Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)


8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)

-В царство кого мы отправляемся сейчас?



ІV. Сообщение темы и целей урока.

-Откройте учебник на странице 60. Прочтите и скажите, что мы узнаем и чему будем учиться на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД №12

-Какие бывают животные-нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

V. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

СЛАЙД №13

-Какие только животные не встречаются на нашей планете! Некоторые ошеломляют своими размерами, кто-то изумляет повадками и образом жизни, есть и такие, которые удивляют фантастической окраской. Красота мира животных – особенная. Её надо увидеть, услышать. Природная красота – самая правильная. Некоторые животные завораживают одним своим видом.

Наука о животных называется зоология. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки. Помогать мне будут наши журналисты, СЛАЙД №14

мудрая сова, но самыми первыми помощниками и активными участниками являетесь, конечно же, вы, друзья мои.

Проблемный вопрос.

СЛАЙД №15

Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил такое существо в лесу…Может быть, папа захотел подшутить над детьми?

- А вы можете назвать животное, которое изображено на слайде? (такого не существует)

- Из каких частей собрано это животное? Давайте разбираться.

- От какой группы животных взяли голову?

СЛАЙД №16 (Видеоролик о зверях)

- Звери. К зверям относятся очень разные внешне существа. Крылатые летучие мыши, похожие на рыб дельфины, изящные жирафы, тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, львы, тигры – всё это звери. Отличительной особенностью животных этого класса является то, что у них тело покрыто шерстью и они выкармливают своих детёнышей молоком. Отсюда название – «млекопитающие».

СЛАЙД №17 (Сообщение детей о зверях)

Много лет ученые спорили между собой о том, в какую полоску зебра: черная в белую или наоборот. В конце концов, они единогласно пришли к тому, что она белая в черную полоску. СЛАЙД №18

А вот у тигров полосатым является не только мех, но и кожа. (Черткова У.) 

- Обратимся к таблице. СЛАЙД №19

-Итак, отличительным признаком зверей является 4 конечности, тело, покрытое шерстью и они вскармливают своих детенышей молоком.

Работа в тетради, стр.18, № 3

СЛАЙД №20

- У кого наше животное взяло крылышки и половину хвоста, как вы считаете?

СЛАЙД №21 (Видеоролик о птицах)

-Отличительной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают птиц от ушибов, царапин, холода и жары. Вы уже знаете многих птиц и безошибочно можете их определить. Давайте назовем птиц, появившихся на слайде - воробья, синицу, снегиря, ласточку, сороку, лебедя и мн.др. А вот знаете ли вы, что самой маленькой птичкой считается колибри-пчёлка. Она весит около 2 г, а длина ее тела 6 см, причем половину длины составляют хвост и клюв. Кроме того, это единственная птица, способная летать назад.

СЛАЙД №22 (Сообщение детей о птицах)

Самым крупным представителем птиц является африканский страус. Он вырастает до 2 м 70 см и весит 156 кг. Он самый быстрый бегун в мире птиц. Развивает скорость до 72 км/ч. (Мостовая Д.)

СЛАЙД №23

- Возвращаемся к таблице. Особенности птиц – это тело, покрытое перьями.

Работа в тетради, стр.18, № 3

СЛАЙД №24

- Теперь давайте посмотрим на нижнюю часть живота нашего животного. У кого можно было взять такую?

СЛАЙД №25 (Видеоролик о рыбах)

- Рыбы. Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет, и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. А с помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. Большинство рыб для воспроизведения потомства откладывают икру. Но есть несколько видов рыб, которые рождают живых мальков.

СЛАЙД №26 (Сообщение детей о рыбах)

Нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила. (Озеров В. )

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. СЛАЙД №27

Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавни­ки и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров. ( Киселёва А.) СЛАЙД №28

Ещё более необычная рыба - это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

( Чепурновас О.) СЛАЙД №29

- Итак, чем рыбы отличаются от других животных?

Работа в тетради, стр.18, № 3

СЛАЙД №30 Физминутка.

И г р а «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, дятел, ёж, слон, чайка, окунь, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

VІ. Продолжение работы по теме урока.

СЛАЙД №31

- Обратите внимание на лапки. У кого это животное их позаимствовало? (У насекомых).

СЛАЙД №32 (Видеоролик о насекомых)

- Насекомые – самая многочисленная группа животных. К ней относятся красивые бабочки, неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи, комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе. Одни из них приносят пользу (божьи коровки, пчелы), а другие вред (комары, саранча) Насекомые самые распространённые обитатели животного мира на Земле. Их более 1 млн. видов. А назвали их так потому, что на теле этих животных есть полосы – насечки. Посмотрите, какие они все разные.. Но все насекомые важны и нужны природе.

СЛАЙД №33 (Сообщение детей о насекомых)

Одним из самых крупных насекомых мира считается павлиноглазка атлас. Размах крыльев ее 24 см. СЛАЙД №34 Самым крупным жуком считается дровосек титан. Его длина может достигать 17 см. (Мельникова Е.)

СЛАЙД №35

- Отличительными особенностями насекомых являются разделенное на 3 части туловище, 6 конечностей, пара чувствительных усиков.

Работа в тетради, стр.18, № 3

СЛАЙД №36

- Посмотрите на это животное. Как оно называется? К какой группе относится? К птицам, рыбам, насекомым, зверям? Ни к одной из зтих групп лягушку отнести нельзя.

СЛАЙД №37 (Видеоролик о земноводных )

Земноводные. К этой группе принадлежат лягушки, жабы, тритоны, саламандры. Как вы думаете, за что эти животные получили такое название – «Земноводные»? Земноводные – удивительные существа! Они могут жить и в воде, и на суше. Уникальна и кожа земноводных. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.

СЛАЙД №38

- Земноводные имеют голую влажную кожу.

СЛАЙД №39

-Назовите этих животных. Кто знает, к какой группе они относятся?

СЛАЙД №40 (Видеоролик о пресмыкающихся )

- Пресмыкающиеся. Представителями этой группы являются змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками. По другому, пресмыкающиеся называются рептилиями. Кожа у них всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться.

СЛАЙД №41(Сообщение детей о пресмыкающихся)

Крокодилы глотают камни, чтобы перемалывать пищу и глубже нырнуть. (Ашков А.)

СЛАЙД №42

- Пресмыкающиеся отличаются телом, покрытым сухими роговыми чешуйками.

VІІ. Закрепление и осмысление изученного материала.

Работа в группах. СЛАЙДЫ №43-46

VІІІ.Домашнее задание СЛАЙД №47

IX.Рефлексия. СЛАЙД №48

Каждый ученик прикрепляет на яблоню картинку, соответствующую оценке его работы на уроке.

У каждого ребёнка на столе картинки:

Плод – я узнал много нового.

Цветок – урок прошёл неплохо.

Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком.

Жёлтый листок – мне было не интересно.















«Оценка урока»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!