СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие форм и методов групповой работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды групповой работы и организация контроля учебной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие форм и методов групповой работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС"»

 Образовательные цели  стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета ;  повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;  развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;  изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;  саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Образовательные цели

  • стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета ;
  • повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
  • развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
 Главные условия качественной  работы группы    взаимопонимание между членами группы; умение разрешать конфликты;  вести грамотный, культурный диалог

Главные условия качественной работы группы

  • взаимопонимание между членами группы;
  • умение разрешать конфликты;
  • вести грамотный, культурный диалог
 Правила работы в группе  говори спокойно и ясно;  говори только по делу;  говори по очереди;  реагируй жестами и знаками;  возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;  убедись, что в разговоре участвует каждый;  обращайся к другу по имени.

Правила работы в группе

  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся к другу по имени.
 Чему учит групповая работа? Сотрудничать Ставить вопросы Решать проблемы Договариваться Распределять роли и ответственность Слушать других Убеждать других Отвечать за себя

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать
  • Ставить вопросы
  • Решать проблемы
  • Договариваться
  • Распределять роли и ответственность
  • Слушать других
  • Убеждать других
  • Отвечать за себя
 Цели использования групповых технологий в обучении детей     Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса.   Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.  Дать каждому ребенку опыт выполнения тех функций, которые составляют основу умения учиться.  Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Цели использования групповых технологий в обучении детей Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех функций, которые составляют основу умения учиться. Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.

 Технологический процесс групповой работы Подготовка к выполнению группового задания.  - Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)- б)Инструктаж о последовательности работы.  -Раздача дидактического материала по группам. 2 . Групповая работа .  -Знакомство с материалом, планирование работы в группе.  -Распределение заданий внутри группы.  -Индивидуальное выполнение задании.  -Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.  - Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).  - Подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть.  -Сообщение о результатах работы в группах.  -Анализ познавательной задачи, рефлексия.  -Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

Технологический процесс групповой работы

  • Подготовка к выполнению группового задания.

- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)- б)Инструктаж о последовательности работы.

-Раздача дидактического материала по группам.

2 . Групповая работа .

-Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

-Распределение заданий внутри группы.

-Индивидуальное выполнение задании.

-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

- Подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-Сообщение о результатах работы в группах.

-Анализ познавательной задачи, рефлексия.

-Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

 Работа в парах

Работа в парах

 Примеры групповых форм работы на различных этапах урока Изучение нового материала:   «Ловушка» учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы; «Опора» ученики оформляют новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.) «Мозговой штурм» Используется для генерации идей «Охота за сокровищами»  Учитель составляет вопросы. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы учебника. Стратегия «Зигзаг» Используется при работе с текстами большого объёма. Игра «Как вы думаете?» Игра с карточками для группы из 4-5 человек.

Примеры групповых форм работы на различных этапах урока

Изучение нового материала: 

«Ловушка»

учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

«Опора»

ученики оформляют новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.)

«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей

«Охота за сокровищами»

Учитель составляет вопросы. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы учебника.

Стратегия «Зигзаг»

Используется при работе с текстами большого объёма.

Игра «Как вы думаете?»

Игра с карточками для группы из 4-5 человек.

 Примеры групповых форм работы на различных этапах урока Закрепление изученного материала: «Вопрос – ответ» Учитель задаёт вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в парах или в группах) «Ты - мне, я – тебе» Ученики в парах по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал Учебная встреча «Всезнайка» Учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы); «Эксперимент» Ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке «Броуновское движение» Учащиеся делятся на группы и двигаются по классу, собирая информацию по изучаемой теме

Примеры групповых форм работы на различных этапах урока

Закрепление изученного материала:

«Вопрос – ответ»

Учитель задаёт вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в парах или в группах)

«Ты - мне, я – тебе»

Ученики в парах по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал

Учебная встреча «Всезнайка»

Учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);

«Эксперимент»

Ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке

«Броуновское движение»

Учащиеся делятся на группы и двигаются по классу, собирая информацию по изучаемой теме

 «Дерево решений»   Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве»

«Дерево решений» Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве»

 «Мозаичная группа» Учитель делит тему на несколько частей так,  чтобы каждая группа  получила бы свою часть темы.  Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

«Мозаичная группа»

  • Учитель делит тему на
  • несколько частей так,

чтобы каждая группа

получила бы свою часть темы.

Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

  • Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
  «Сборщики»

«Сборщики»

 «Творческая мастерская»

«Творческая мастерская»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПЛЮСЫ МИНУСЫ Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся. В группе выше обучаемость. Эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Групповой работе надо сначала научить. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Для некоторых учащихся разделение на группы – процесс болезненный.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся.
  • В группе выше обучаемость. Эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
  • Групповой работе надо сначала научить.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • Для некоторых учащихся разделение на группы – процесс болезненный.
 Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы: Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе. Разрешить поменять место ученику, который хочет работать один. Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума. Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.

Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы:

  • Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе.
  • Разрешить поменять место ученику, который хочет работать один.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины.
  • Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
  • Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
  • Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.
     Успехов  в использовании  групповой работы  на уроке!

Успехов в использовании групповой работы на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!