Образовательные цели
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета ;
- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Главные условия качественной работы группы
- взаимопонимание между членами группы;
- умение разрешать конфликты;
- вести грамотный, культурный диалог
Правила работы в группе
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени.
Чему учит групповая работа?
- Сотрудничать
- Ставить вопросы
- Решать проблемы
- Договариваться
- Распределять роли и ответственность
- Слушать других
- Убеждать других
- Отвечать за себя
Цели использования групповых технологий в обучении детей Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех функций, которые составляют основу умения учиться. Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Технологический процесс групповой работы
- Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)- б)Инструктаж о последовательности работы.
-Раздача дидактического материала по группам.
2 . Групповая работа .
-Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
-Распределение заданий внутри группы.
-Индивидуальное выполнение задании.
-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
- Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-Сообщение о результатах работы в группах.
-Анализ познавательной задачи, рефлексия.
-Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной
Работа в парах
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока
Изучение нового материала:
«Ловушка»
учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
«Опора»
ученики оформляют новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.)
«Мозговой штурм»
Используется для генерации идей
«Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы учебника.
Стратегия «Зигзаг»
Используется при работе с текстами большого объёма.
Игра «Как вы думаете?»
Игра с карточками для группы из 4-5 человек.
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока
Закрепление изученного материала:
«Вопрос – ответ»
Учитель задаёт вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в парах или в группах)
«Ты - мне, я – тебе»
Ученики в парах по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал
Учебная встреча «Всезнайка»
Учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);
«Эксперимент»
Ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке
«Броуновское движение»
Учащиеся делятся на группы и двигаются по классу, собирая информацию по изучаемой теме
«Дерево решений» Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве»
«Мозаичная группа»
- Учитель делит тему на
- несколько частей так,
чтобы каждая группа
получила бы свою часть темы.
Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
- Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
«Сборщики»
«Творческая мастерская»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся.
- В группе выше обучаемость. Эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
- Групповой работе надо сначала научить.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Для некоторых учащихся разделение на группы – процесс болезненный.
Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы:
- Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе.
- Разрешить поменять место ученику, который хочет работать один.
- Нельзя требовать абсолютной тишины.
- Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
- Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
- Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.
Успехов в использовании групповой работы на уроке!