РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные ,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)
Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
Повторение.
Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:
Впереди, одиннадцать, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, пассажир.
Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Помещение, где хранятся книги.
Слово – приветствие.
Путь от одного пункта до другого
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Человек, который едет в транспорте.
Число, стоящее между 10 и 12.
3. Где идет командир в строе?
Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
Красивый, замечательный, …
Развитие речи.
Составить со словами из 1 задания мини-сочинение, придумай заголовок.
а) В любом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое.
б) Любое слово разобрать по составу.
.в) Выписать по два слова с безударной гласной.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
Повторение.
1.Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:
Жёлтый, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом, комбайн.
2.Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Событие, которое произошло накануне. Когда это было?
2. Сын помогает отцу вести домашнее …
3. Дело, которое сразу не сделал. Отложил на…
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Цвет одуванчика.
2. Вперёд, ни шагу …
3. Легковой транспорт.
4. Машина – царь полей.
3.Составить со словами мини – сочинение.
Задания:
Разобрать любые два слова по составу.
Определить части речи в двух предложениях. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Игра «Я – поэт» (придумать рифму)
а) … вчера
…пора
( Н.р. Лето кончилось вчера –
На учёбу всем пора)
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.
Уровень 3.
Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…...
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …
Спиши, вставь буквы:
Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
Спиши ,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций…..
Уровень 3.
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.
Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.
Уровень 2.
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко росли.
Р…дник между ними из почвы бесплодной,
Журча, проб…вался в…лною х…лодной,
Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,
От знойных лючей и л…тучих песков.
Уровень 3.
Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:
Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает
Последние л…сты с нагих св…их в…твей,
Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,
Журча ещё б…жит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает
В отъезжие п…ля с охотою св…ей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.
Уровень 2.
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
Уровень 3.
Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:
Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.
Выпиши словосочетания с существительном в творительном падеже:
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью. (А.Прокофьев)
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Просклоняй существительные:
Дерево, улица
Спиши, определи склонение выделенных существительных:
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.
Уровень 2.
Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:
Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.
Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:
Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностьюэтого красивейшего края.
Уровень 3.
Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
У, школьники, площадка, расчистили, школа.
Полили, площадка, они, вода.
Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
Дети, на, катались, коньках.
Было, весело, всем.
Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:
С днем рождения!
С началом нового учебного года!
С Новым годом!
С победой на олимпиаде!
С новосельем!
С праздником!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном падеже:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.
Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.
Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.
На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.
Уровень 3.
Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:
На безлюдный простор побелевших полей
Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, - и на ветках берёз,
Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ. «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
1 ЧАСТЬ.
Словарный диктант.
Шоссе, жилище, агроном, везде, гореть, горизонт, около, календарь.
2. Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Годовой кусточек каждый день теряет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт.
Огонь (что делает?) … Поставь ответ в начальной форме)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Замени выделенное слово близким по значению:
Рядом с деревней расположен лес.
2. Дом, в котором мы живём.
3. Магистральная дорога
4. Как называется видимое вокруг нас пространство?
5. Кто главный в поле?
6. Замени одним словом:
Всюду, повсеместно.
3.Составление мини-сочинения .
Задания:
Найди 5 существительных, определи род, число, падеж, склонение.
В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое.
Любое словарное слово – фонетический разбор.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 2 ЧАСТЬ.
Словарный диктант.
Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, килограмм, восемь.
2. Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Этот день воскресный
Был очень …
2. 8 х 2
3.Здание, в котором пассажир ждёт свой поезд.
4. 1000 грамм - ?
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.(в ед.ч.)
Посылка наша не легка,
Пришла она…
Запись на конверте о том, кому отправить письмо.
4. Назови число, которое стоит в ряду чисел перед самым большим однозначным числом.
3.Составление мини – сочинения со словами.
а) Морфологический разбор двух существительных.
б) Фонетический разбор 1 существительного.
в) Морфемный разбор 1 существительного.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЧИСЛО. РОД.
Уровень 1.
Запиши, измени окончания прилагательных, определи число, род прилагательных:
Холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро, зимн… день, вкусн… молоко, солён… капуста.
Спиши, подчеркни прилагательные:
У моей России очи голубые, очи голубые, русая коса.
На лесных озёрах, на степных просторах
Поднялась Россия – дивная краса. (Н.Палькин)
Уровень 2.
Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные
ТЯЖЁЛЫЙ, ЛЁГКИЙ, ЖАРКИЙ, ГОРЯЧИЙ, ХОЛОДНЫЙ. Определите род прилагательных.
… сумка висела у меня на плече. На небе появилась … туча. По реке скользила … лодочка. Летом нужна… одежда. Стояло … лето. Между товарищами разгорелся … спор. С моря дул … ветер. В роднике и в жару … вода.
Прочитай, выпиши словосочетания существительных с прилагательными. Определи число, род прилагательных.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не смолкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный – всё вторит весело громам.
Всё красное лето мы были в красе,
Играли с лучами, купались в росе.
Уровень 3.
Составь правильно словосочетания, меняя окончания прилагательных, обозначь род прилагательных:
Праздный, праздничный – занятие, платье. Почётный, почтительный – гражданин, поведение. Понятный, понятливый – малыш, объяснение.
Стекольный, стеклянный – ваза, завод. Запасной, запасливый – колесо, зверёк.
Спиши, определи число, род прилагательных. Придумай и закончи текст:
Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав Мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом. Наливное, восковое, румяное яблочко упоминается в сказках. Я тоже очень люблю яблочки….
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ПАДЕЖИ.
Уровень 1.
Измени по падежам словосочетания, выдели окончания прилагательных:
Зелёное яблоко
Спиши, определи падежи прилагательных:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стоне,
Глухо шепчет тёмный лес. (Н.Некрасов)
Уровень 2.
Измени по падежам словосочетания, выдели окончания прилагательных:
Светлый день, сильная жара, яркое солнце
Спиши словосочетания, заменяя прилагательные противоположными по значению, например – ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ. Определи падежи прилагательных:
Идти с тяжёлой ношей, любить раннюю весну, съехать с высокой горы, сварить из горькой ягоды, перейти широкую улицу.
Уровень 3.
Спиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные, определи их падеж:
Мечтать о … подарке, участвовать в … конкурсе, командовать … парадом, объявить о … празднике, рассказать об … композиторе, встретиться с … писателем.
Спиши, дописывая окончания, определяя падеж прилагательных. Допиши ещё 2 пословицы:
Хорош… дело два века живёт. Больш… кораблю – больш… плавание. Добр… семенем поле засевать – никогда нужды не знать. Не жди лета долг…, а жди лета тёпл… . смел… воину уважение, а труслив… презрение.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
Словарный диктант.
Электричество, электростанция, медленно, электровоз, расстояние, километр, металл, двенадцать, вагон, шофёр, направо.
Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ.
Предприятие по выработке электрического тока.
Локомотив, работающий на электрическом токе.
Поворот в правую сторону.
Как ползёт черепаха?
Путь от одного города до другого.
Сплав, изготавливаемый из руды.
Поезд тянет за собой …
ПО ВЕРТИКАЛИ.
1. Энергия, вырабатываемая на электростанции.
2. Расстояние, равное 1000 метров.
3. Число между 11 и 13.
4. Водитель машины.
Составление мини-сочинения , используя словарные слова.
Морфологический разбор 3 прилагательных.
В первом предложении найти грамматическую основу.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
ТЕСТ
Какая часть речи называет признак предмета?
а) существительное
б) прилагательное
в) глагол
Каким членом предложения является прилагательное?
а) дополнением
б) определением
в) обстоятельством
Вставь нужную букву в окончание прилагательного.
Быстр…м шагом, с тёпл…м словом, над нужн…м вопросом.
а) ым
б) ом
Выберите нужное окончание у прилагательного ж.р.
Люблю ранн…ю весну, надела син…ю кофту.
а) ую
б) ею
Определи род, число прилагательных
При весеннем солнце, в синем небе
а) с.р. ед.ч.
б) ж.р. мн.ч.
Определи род, число, падеж прилагательных.
Зелёного жука, интересного фильма
а) с.р. мн.ч. П.п.
б) м.р. ед.ч. Р.п.
Определи род, падеж прилагательных
Тёмной ночью, мной дочерью
а) ж.р. Т.п.
б) м.р. В.п.
Определи прилагательное в предложении.
Я видела, как ночью на небе падали яркие звёзды.
а) видела
б) ночью
в) яркие
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
МЕСТОИМЕНИЕ.
Уровень 1.
Спиши, найди местоимения, обозначь лицо:
Я буду кататься на санках. Ты будешь кататься на коньках. Он будет кататься с горки. Мы пойдём на лыжах.
Спиши, заменяя выделенные существительными местоимениями:
Мы пришли на речку. Речка теперь замёрзла. А летом мы в речке купались. По речке плавали пароходы. Зато теперь на речке ребята могут кататься на коньках!
Уровень 2.
Запиши по памяти. Подчеркни местоимения, обозначь лицо, число прилагательных:
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я. (Р.Рождественский)
Спиши, подчеркни личные местоимения, определи лицо, число.. Выделенные слова разбери по составу. В первом предложении сделай синтаксический разбор:
Ты по стране идёшь . И нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Уровень 3.
Спиши, местоимения в скобках поставь в нужной форме, определи лицо, число местоимений:
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего (ты) надобно, старче?»
Перед (она) усердные слуги,
Она бьет их. За чупрун таскает.
«Как ты смеешь , мужик, спорить со (я),
Со (я), дворянкой столбовою?» (А.С.Пушкин)
Составь мини – сочинение по теме «Как я ходил в театр».Найди местоимения и предлоги в тексте.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
МЕСТОИМЕНИЕ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Уровень 1.
Спиши, употребляя местоимения в скобках в нужной форме:
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно старче?»
«Как ты смеешь, мужик, спорить со (я),
Со (я), дворянкой столбовою?» (А.С.Пушкин)
2.Измнени по падежам местоимения Я, ОН.
Уровень 2.
Спиши пословицы, найди личные местоимения, обозначь падеж:
Велик океан, но и капля для него прибыль. Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Вызвался служить народу, иди за него в огонь и в воду.
Спиши, вставляя местоимения в нужной форме:
Я. Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
ТЫ. Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.
ОН Я учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с …
Уровень 3.
Подумай и отгадай. Запиши отгадки.
а) Какие два местоимения вместе мешают движению на дороге?
б) Сколько личных местоимений в слове семья?
в) Первый слог – личное местоимение. Второй слог – детская болезнь. Вместе - предмет, который удерживает судно. Что это за слово?
г) Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе - овощ.
д) Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе – мелкая клевета, человек, который постоянно жалуется на другого.
е) Первое слово – личное местоимение. Второй слог найдёшь в словах сварщик, барабанщик, пильщик. Вместе – вместилище для чего-нибудь, например, в шкафу их несколько.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«МЕСТОИМЕНИЕ».
Словарный диктант.
Экскурсия, корабль, желать, газета, чёрный, путешествие, космонавт, слева.
Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ.
1. Периодическое издание.
2. Расположение с левой стороны.
3. как называется поход с классом в лес?
4.Стремление что-либо приобрести. Глагол в начальной форме.
ПО ВЕРТИКАЛИ.
Морское судно.
2. Цвет угля.
3. Я мечтаю отправиться в кругосветное …
4. Ю.А.Гагарин – первый …
Составление мини – сочинения со словарными словами.
Морфологический разбор местоимений.
Синтаксический разбор любого предложения.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ГЛАГОЛ.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.
Уровень 1.
Спиши однокоренные слова, подчеркни глаголы. Какое слово ты не списал?:
Наградить, награждать, награда, награждение, вознаградить, народ, вознаграждение.
Выпиши глаголы в неопределённой форме:
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову! (И.Никитин)
Уровень 2.
Подбери к каждому существительному подходящий по смыслу глагол, запиши словосочетания:
Города, электростанции, дома, железные дороги | Сооружают, строят, возводят, прокладывают |
Орлы, ласточки, мухи | Реют, парят, вьются |
Капуста, картофель, морковь | Выкапывают, срезают, выдёргивают |
Замени словосочетания глаголом в неопределённой форме так, чтобы он отвечал на указанный вопрос. Напиши:
Оказывать помощь – (что делать?) …, осуществить строительство – (что сделать?) …, вести наблюдение - …, одерживать победу - …, давать совет - …, выразить благодарность - …, принять решение - …
Уровень 3.
Спиши, правильно изменяя слова в скобках. Найди и подпиши наверху глаголы:
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям.(Дремать) лес: ни звука.
К данным словосочетаниям подбери и запиши близкие по значению глаголы в неопределённой форме. Составь с любым словосочетанием предложение и запиши его
:
Гладить по головке - …, повесить голову - …, зарубить на носу - …, дать по шапке - …, бить баклуши - …, класть зубы на полку - ….
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С УДАРНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ.
Уровень 1.
Спиши, над глаголами поставь цифрой спряжение:
И поля цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах света белого
Про тебя идёт слава громкая. (И.Никитин)
Спиши пословицы. Над глаголами надпиши лицо, число:
Слово скажешь как узлом завяжешь. Дружба правдой крепнет. Цыплят по осени считают.
Уровень 2.
Спиши. Над глаголами напиши спряжение:
Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит. Не дрожит ни один колосок, не шелестит трава. Вы лежите в тени старого дуба и ждёте, когда спадёт жара.
Спиши, правильно употребляя глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначь время, спряжение глаголов:
У папы день рождения. Мама (печь) пирог, а мы с сестрой (испечь) торт. В день прощания с лагерем на лесной поляне мы (зажечь) костёр. Колючий ветер (жечь) лицо.
Уровень 3.
Прочитай, выпиши глаголы с ударным окончаниям в два столбика:
1 спряжение 2 спряжение
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень…
Высоко, высоко в небе точка дрожит,
Колокольчик весёлый над степью звенит.
В ковале гудовень – и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат… (И.Никитин)
Напиши мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия». Надпиши над глаголами спряжение.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА.
Уровень 1.
Спиши, поставь ударение над глаголами, выдели окончание:
Ярко солнце светит, в воздухе тепло,
И, куда не глянешь, всё кругом светло.
Дремлет лес: ни звука, лес не шелестит.
Только жаворонок в воздухе звенит. (И.Суриков)
Спиши, вставь пропущенные буквы:
Почему синицы люб…т дятла? Зимой дятел не только себя корм…т, но и синицам помога…т. Сун…т клюв в сухую лесину и достан…т себе пищу. Куски сухой коры щедро роняя…т на землю. А в них синицы ищ…т и наход…т заснувших жучков.
Уровень 2.
Расположи глаголы в порядке усиления действия. Напиши их, вставляя пропущенные буквы.
1)Барабан…т, стуч…т. 2) Хихика…т, хохоч…т, смеётся. 3) Говорит, шепч…т, кричит. 4) Разруш…т, испорт…т, слома…т. 5) Люб…т, обожа…т. 6) Плач…т, хныч…т. 7) Хвал...т, превознос...т, одобря...т.
Спиши, ставя над глаголами спряжение:
Морская выдра обычно плава...т вдоль берега. В поисках пищи она ныря...т под воду. Вынырн...т из воды, ляж...т на спину, а в лапах у неё морской ёж или краб. Иногда она принос...т со дна раковину моллюска и камень. Выдра кладёт камень на грудь , крепко сжима...т моллюска и ударя...т раковиной о камень. Колот...т раковину до тех пор, пока она не тресн...т.
Уровень 3.
Спиши предложения, дополняя их глаголами , противоположными по смыслу. Определи спряжение:
Ласточка день начина…т, а соловей…
Смелый наступа…т, а трус… Мир стро…т, а война…
Дождик вымоч…т, а солнышко… От радости смеются, а от горя…
Допиши конец рассказа, определи спряжение глаголов:
Жалобы зайца.
Живёшь в лесу. Встаёшь утром рано. Заслыш…шь шорох, выпрыгн…шь из куста и попадёшь охотнику под ноги. Хитришь, лукав…шь, а рано или поздно всё равно беды не избежишь. Идёшь к речке и глядишь, не спрятался ли кто на берегу…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ПОВТОРЕНИЕ А ГОД».
Словарный диктант.
Справа, сверху, снизу, сверкать, оборона, хлебороб, до свидания.
2) Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Человек, занимающийся выращиванием хлеба.
Расположение чего-либо на нижней части.
Синоним слову «сиять».
Расположение чего-либо в правой стороне.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Расположение чего-либо в верхней части.
Защита крепости от врагов.
3)Мини – сочинение со словарными словами.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксический разбор предложения.