СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разновидности интерактивных методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из современных активных методов обучения является интерактивное обучение.Ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разновидности интерактивных методов обучения»

Разновидности интерактивных методов обучения

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди

которых можно выделить следующие:

 творческие задания;

 работа в малых группах;

 интерактивная экскурсия;

 видеоконференция;

 социально-психологический тренинг;

 фокус группа;

 метод портфолио;

 метод проектов;

 сократический диалог;

 метод «Займи позицию»;

 групповое обсуждение;

 метод «Дерево решений»;

 метод «Попс-формула» и д.р.

Мозговой штурм, брейнсторминг, мозговая атака

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод

решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором

участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество

вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее

удачные, которые могут быть использованы на практике.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей

отделен от процесса их критической оценки и отбора.

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Мозговой штурм - это:

 максимум идей за короткий отрезок времени (чем неожиданнее идея, тем

лучше, нужны необычные идеи);

 отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на

более поздний период);

 это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется

использовать некоторые приемы:

 инверсия (сделай наоборот),

 аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении),

 эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства,

ощущения).

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее

решение, а также поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование)

возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей,

пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени

получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей,

которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают

в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7—11 человек.

Метод включает следующие шаги:

1) выбирается объект (тема);

2) составляется список основных характеристик или частей объекта;

3) для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;

4) выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей

объекта.

1. Подготовка занятия. Необходимо сформировать группу генераторов идей (как

правило, 5-10 человек). Это должны быть студенты, обладающие подвижным, активным

умом.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все

выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив

выдвижение идей, выступают как эксперты.

За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким

описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придѐт с готовыми идеями.

Следует подготовить всѐ необходимое для записи идей и демонстрации списка.

Варианты:

 доска и мел,

 листы бумаги на планшетах и фломастеры,

 разноцветные стикеры,

 ноутбук в связке с проектором.

2. Вступление. Требуется назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве

случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.

Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все

идеи.

Назначить продолжительность первого этапа.

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как

можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.

Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате

мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всѐ время была на виду.

Участники должны чѐтко представлять, зачем они собрались и какую проблему

собираются решить.

3. Основная часть. Использование методики «мозговой штурм» стимулирует

группу студентов к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на

вопрос.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная

проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в

точной и краткой форме; ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без

критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения

обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из

высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе

возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет

презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

 самое оптимальное решение,

 самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько

групп:

 генераторы идей, которые высказывают различные предложения,

направленные на разрешение проблемы;

 критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

 аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к

конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний и др.

При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее

подходящая продолжительность обсуждения - 10-15 минут.

Ведущий мозговой атаки:

Ведущий (модератор) поочередно даѐт слово генераторам идей.. Следит, чтобы все

участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои

идеи наравне со всеми. Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти

всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу. Ведущий обеспечивает

непрерывность выдвижения идей и следит за регламентом. Напоминает, сколько времени

осталось до конца выступления.

4. Выводы (рефлексия). Метод мозгового штурма эффективен:

 при решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где

решения требуются нетрадиционные;

 когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации;

 везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика

мозгового штурма универсальна.

Творческие задания. Под творческими заданиями понимаются такие учебные

задания, которые требуют от студента не простого воспроизводства информации, а

творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и

имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание,

основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и

близкое к жизни) мотивирует студента. Неизвестность ответа и возможность найти свое

собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте

своего коллеги, друга, создает основу для сотрудничества, самообучения, общения всех

участников образовательного процесса, включая преподавателя.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она

дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки

сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать,

вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Интерактивная экскурсия

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории

ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже

страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

В ходе экскурсии студенты не только видят объекты, на основе которых

раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают

практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с

помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального

объекта (будь то страна, город, национальный парк, музей, производственный объект и

т.д.).

Видеоконференция

Формой интерактивного занятия является видеоконференция. Визуализация и

использование видеоконференцсвязи относится к использованию информационно-

коммуникативных технологий в образовании.

Поскольку видеоконференция предполагает интерактивное общение преподавателя

со студентами, то электронная педагогика предъявляет особые требования к психолого-

педагогической подготовки и организации самого учебного процесса как со стороны

преподавателя, так и студентов. Для организации учебного процесса в виде

видеоконференции преподаватель должен быть подготовленным не только с

методологической, но и с технической точки зрения, что требует знаний и умений

работать с компьютером, с другими управляющими системами для переключения режима

мониторов, различных приложений.

Социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения,

целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений.

Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как

форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные

технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три

блока:

 дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики,

моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.) (см. раздел п. 2.1, 2.4);

 игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и

др.) (см. раздел п.2.2, 2.3);

 сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной

чувствительности, эмпатии к другим людям).

В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена

группы в трех плоскостях:

 познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и

способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего

поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных

ситуациях;

 эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами

группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с

другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его

самоуважение, стабилизируется самооценка;

 поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации,

способы поведения.

Фокус-группа - это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то

критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные,

имеющие качественный характер.

Фокус группы - наиболее распространенный метод качественного исследования. В

фокус группах изучаются модели потребительского поведения, осуществляется поиск

идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Обычно в состав

фокус группы входит 8-10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач

может в отдельных случаях требовать участия 3-4 человек (минигруппы) или 15-20

человек (супергруппы).

Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы

проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио

и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом

дискуссии.

Фокус группы проводят опытные специалисты в области психологии, социологии и

маркетинга, товароведения.

Метод портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как

результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый

студент самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них

своего рода учебную и творческую копилку.

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого

проекта по какой–либо теме.

В данном методе обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают

недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными

знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают

коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские

умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения

эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Сократический диалог - построен на задавании особым образом

сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние

традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в

учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация

преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

Методика «Займи позицию»

1. Использование методики «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся

мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать

аргументированное обсуждение вопроса.

2. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса,

предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или

против отмены смертной казни?»).

3. Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек,

размещенных в разных частях аудитории:

- абсолютно за, абсолютно против, скорее за, скорее против;

- полностью согласен, полностью не согласен, скорее согласен, скорее не согласен.

4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме

и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

5. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных

аргументов.

Групповое обсуждение (см. п. 2,1)

1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины

или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют

лучшему усвоению изучаемого материала.

2. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема

(например, правовой казус), выделяется определенное время, в течение которого студенты

должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

3. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения

группового обсуждения:

 задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10

ошибок);

 ввести алгоритм выработки общего мнения;

 назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

4. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение

совместно с преподавателем.

Методика «Дерево решений»

1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками

выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

2. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и

недостатки различных вариантов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!