1.Мотивация к учебной деятельности | Дети входят в класс под музыку «Полька» - Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на уроке музыки - Я хочу, чтобы мы сегодня поздоровались с вами музыкально. Для этого повторяйте слова и движения за мной. (звучит песня «В этот чудесный день добрый день») - Какое настроение у вас осталось после нашего музыкального приветствия? - А хорошее и радостное оно у вас, потому что вы встретились с музыкой. | Здороваются с учителем. Повторяют слова и движения за учителем. - Хорошее, радостное и т.д. | ЛУУД: Формировать основы уважительного отношения к русской культуре; ПУУД: Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения | Метод эмоциональной драматургии, игровой метод |
3.Организация познавательной деятельности. | -Мы знаем, что существуют три «кита» или три простых жанра, которые помогают понять музыку. Назовите их?
- Сегодня вы с вами познакомимся со вторым «китом» или жанром. Что это за жанр? - Тогда предположите, какая же у нас сегодня тема урока? - Вы правы, сегодня вы с вами поговорим о жанре -танец.
- Скажите, а когда люди обычно танцуют?
- А вы знаете, когда же появился танец?
- Первоначально танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции
-Кто из вас хоть раз в жизни танцевал или ходил в хореографическую студию?
-А какие танцы вы знаете?
-А под какую музыку вы входили в класс в начале урока? (послушать музыку ещё раз, если дети затрудняются ответить - Да, полька. Полька - это весёлый танец. Его танцуют парами легко, отрывисто и с подскоками. Пара за парой несутся ребята по кругу. И вдруг, движения меняются. Движения другие, топают каблучками, показывают пятку и носок. А потом меняется ещё раз. - Полька – это быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки, который впервые появился в Чехии, то есть это чешский народный танец. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент этого танца. - Русский композитор П.И. Чайковский написал пьесу для фортепиано и назвал её «Итальянская полька». Я предлагаю вам послушать её, но перед прослушиванием обратите внимание, на сколько частей разделена эта пьеса. - А что вы заметили эти части похожи между собой? - Какой характер был у музыки? - Я предлагаю вам станцевать польку под музыку Чайковского. - Для начала распределитесь по парам. Показывает движения польки без музыки, а затем с музыкой. - Мы поговорили с вами о польке. А сейчас я предлагаю вам поговорить о вальсе, который во всём мире называют королём танцев. Вы знали об этом? - Рождён вальс на границе трёх стран: Германии, Венгрии и Чехии в 17-18 веках, очень много лет назад, но он до сих пор считается лучшим танцем во всём мире. Другие танцы уходят, изменяются, а вальс- вечен. -Великий русский композитор П.И. Чайковский написал очень много красивых вальсов и хотя он и жил больше 100 лет назад, я думаю, вам очень понравится его вальс. -Поднимите руки вверх и качайте их в такт музыке, когда музыка изменяется, ставим руки на пояс. -Звучит вальс И.П. Чайковского из балета «Спящая красавица» - какая музыка была по характеру? - Какие характерные движения у вальса? - Давайте попробуем выполнить движения под эту музыку. Показывает движения под музыку. - Мы уже познакомились с танцами, которые родом из Чехии, Венгрии и Германии, а теперь давайте поговорим о нашем осетинском народном танце, а что это за танец вы скажете мне, послушав музыку. Звучит музыка древнего танца «Цоппай» -так о каком же народном танце мы сегодня с вами поговорим? -Какие движения характерны для хоровода? - Танец « Цоппай» В честь Бога Вачела» был описан этнографом Вахушти в 15 столетии. Происхождение этого танца связано с теми отдалёнными временами, когда силы природы , гром и молния наводили страх на человека, Бого Вачела – громовержца, бросающего на землю огненные стрелы. Поражённый огнём человек был , по народному поверью, особым среди других. Оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было ступать. С этого момента это место считалось священным. Каждый год в урочное время устраивали пир в честь умершего. - Давайте и мы с вами попробуем выполнить движения. Показывает движения в хороводе. | - Песня, танец, марш. -Танец. -«Танец» -Когда праздник, когда весело, когда День села, день рождения, в кино, в спортивных соревнованиях по танцам и т.д. - Высказывают предположения. - Слушают историю возникновения танца. Ответы детей. -Полька, вальс , Симд, хонга кафт -Полька Слушают рассказ учителя -Слушают «Итальянскую польку». Она разделена на 3 части, 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть на контрасте с ними. -Весёлый, резвый, быстрый. Повторяют движения за учителем. Слушают историю происхождения вальса. -Дети слушают вальс и качают руками в такт музыки. - медленная, красивая, чарующая - кружиться, плавные движения руками. Повторяют движения за учителем. Дети слушают - о древнем танце «Цоппай» - Хождение по кругу Слушают историю танца Дети выполняют движения | РУУД: Формировать умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; КУУД: Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. ПУУД: Развивать умения письменно излагать текст на основе зрительного и слухового восприятия | Метод проблемной ситуации, метод моделирования художественно- творческого процесса, метод музыкального обобщения, метод пластической импровизации |
4.Рефлексия учебной деятельности. | - С каким жанром музыки мы познакомились сегодня? - С какими танцами мы сегодня познакомились с вами? - Какие движения характерны для польки? - Какие движения характерны для вальса? - Какие движения характерны для хоровода? -Какой из этих танцев вам больше всего понравился? -А теперь все встаньте в круг и покажите движение, которое отражает ,настроение, которое осталось у вас после урока. | - С танцем - Полька, вальс, «Цоппай» - Быстрые движения с подскоками. - Кружиться, выполнять плавные движения руками. - Хождение по кругу Ответы детей. Дети становятся в круг и показывают движение. | ЛУУД: РУУД: Формировать умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении всего урока. | Метод интонационно- стилевого постижения |