СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработанная статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработанная статья»

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Е.С. Богданова

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Студентка 3 курса, группы 22П-5


В Федеральной образовательной программе начального общего образования выделяется отдельная часть под внеурочную деятельность. Данная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Образовательные организации, в свою очередь, предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся [1].

Школа, где планируется реализация проекта, подняла вопрос о низком уровне сформированности читательской и естественнонаучной грамотности. Их формирование возможно через исследовательские умения при реализации внеурочных занятий.

Реализуемый проект направлен на учащихся третьих классов. В этот период обучающиеся активны, самостоятельны, им нравится исследовать всё, что незнакомо. Д.Б. Эльконин, характеризуя особенности развития младших школьников, отмечал: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим". Третьеклассники становятся самыми настоящими исследователями [3].

В современном образовании особое внимание уделяется развитию исследовательских навыков и умений у обучающихся. Исследовательская деятельность способствует развитию критического мышления, умению анализировать информацию, формулировать гипотезы и проверять их. Одним из эффективных инструментов для организации исследовательской деятельности является дневник исследователя.

Проект делится на несколько этапов. Первый этап – запуск «Первая прогулка по лесу: древесная, тоже интересная.» Во время запуска два параллельных третьих класса делятся на команды и по маршрутному листу проходят станции квеста. На станциях даны задания, направленные на читательскую и естественнонаучную грамотность. Например, на станции «Читающий дендролог» участники читают текст рассказа «Не губить, а беречь», выписывают определение «фитонциды» и подбирают подходящие для него примеры и вклеивают выбранные примеры растений. Данное задание направленно на умение найти необходимую информацию в тексте, приводить примеры опираясь на текст и жизненный опыт. На станции «Ягодная» участникам предлагалось по фотографиям ягод определить к какому дереву или кустарнику они относятся.

Данное задание направленно на умение идентифицировать растения по их плодам, а также умение распознавать объекты природы по их фотографиям, различать их в окружающем мире. На станции «Лес знаний» обучающиеся выполняли два задания: первое – вставить в пословицах и поговорках пропущенные слова (направлено на умение анализировать и дополнять текст); второе – определить по природным материалам (листья, ветки, кора) к какому дереву принадлежат (яблоня, береза, тополь). Данное задание направлено на умение распознавать объекты природы, различать их в окружающем мире.

Приведем пример пословиц и поговорок, с которыми работали обучающиеся: Что в … (лесу) родится – во дворе годится. Что ни … (дуб) – то тулуп, что ни … (сосенка) – то избенка. В лес не по груши, а по шишки … (еловые). Заблудиться в трех … (соснах).

По итогу прохождения образовательного квеста происходит анализ результатов обучающихся. Данная работа необходима, чтобы понять с какими заданиями возникали сложности, какие дефициты обнаружены в процессе выполнения заданий обучающимися. Данные сведения необходимы для того, чтобы понимать с чем предстоит работать в проекте на основном этапе.

Второй этап – исследовательский. Это непосредственно внеурочные занятия, на которых идёт формирование читательской и естественнонаучной грамотности. На занятиях участники работают с природным материалом (листьями, ветками деревьев, плодами), текстами – рассказами С. Махотина «Прогулки по лесу».

Выбор рассказов С. Махотина «Прогулки по лесу» обусловлен следующими причинам: во-первых, рассказы автора учащиеся не изучают в школьной программе; во-вторых, в данных рассказах научные факты описываются доступным языком, который понятен младшим школьникам; в-третьих, в рассказах поднимаются экологические вопросы, идёт знакомство с культурой страны: описываются животные, деревья, ягоды, насекомые, травы, птицы, грибы, отдельные страницы посвящены мифическим лесным персонажам. Поэтому, спектр работы по данному произведению достаточно широкий и разнообразный [2].

Знакомясь и работая с рассказами, а также расширяя свои представления об окружающем мире, участники создают свои собственные нестандартные задания, которые собираются в единый сборник, дневник исследователя «Заметки юного дендролога».

Третий этап – завершение проекта. Классы-участники обмениваются своими наработками друг с другом и пробуют решить задания. Разработанные задания можно применять как на других внеурочных занятиях, так и в учебной деятельности.

Таким образом, мы подчёркиваем важность функциональной грамотности. Эту важность мы перенесли на наш проект, который направлен на её формирование через исследовательские умения. Исследовательская деятельность способствует развитию критического мышления, умению анализировать информацию, формулировать гипотезы и проверять их. Очень важно учитывать возрастные особенности участников внеурочной деятельности для эффективной организации деятельности. Также важно включать в такую деятельность материал ранее не знакомый участникам, в нашем случае, это рассказы С. Махотина «Прогулки по лесу», а также задания, связанные с рассказами из данного сборника. Для нас важно также создание пособия для учителя, где будет включено полное описание реализуемого нами проекта.


Библиографический список

  1. Федеральная рабочая программа - https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/

  2. Махотин С.А. Прогулки по лесу. М. – 2010.

  3. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. —М. – 2001 – С. 61