Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса»
МОУ Багаевская СОШ №1.
Программа элективного курса по биологии
На тему: «Здоровье – одно из условий востребованности в современном обществе».
Автор Кононенко Лариса Григорьевна, учитель биологии и химии МБОУ Багаевской СОШ №1.
Согласовано:
Ст. Багаевская 2013год.
По своей направленности данный элективный курс относится к межпредметным, т. е. он знакомит подрастающее поколение с комплексными проблемами и способами их решения, а также ориентирует в современном мире и знакомит со спецификой типичных видов деятельности.
Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в развитых странах. Последнее десятилетие в области здоровья характеризуется резким ухудшением: наблюдается увеличение заболеваемостей и смертности. Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых людей.
Во многом такая ситуация определяется неблагоприятными социальными и материальными условиями жизни.
Одной из причин этого является низкий уровень знаний в вопросах здоровья.
Цеди и задачи данного курса.
Формирование знаний и развитие навыков, установок, привычек, способствующих физическому, психическому и социальному благополучию.
…необходимых для трудоустройства и удовлетворения требований постоянно изменяющегося мира труда.
Развитие пытливости, ума и желания учиться на протяжении всей жизни.
Развитие чувства общественной ответственности.
Развитие самодисциплины и понимания самого себя, формирование позитивного «Я» путем реалистичной оценки собственных возможностей и ограничений.
Развитие понимания роли семьи в обществе.
Развитие понимания смысла жизни, этических и духовных ценностей.
Для эффективного влияния на поведение, обучение здоровью предусматривает формирование навыков в рамках определенных тем, имеющих отношение к вопросам сохранения здоровья:
Забота о личном здоровье.
Психическое и эмоциональное здоровье.
Обучение здоровому питанию.
Физическая активность.
Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев.
Грамотность потребления производимых товаров.
Методы активного вовлечения учащихся в процесс формирования навыков обучения здоровью:
дискуссия;
«мозговой штурм»;
демонстрации и практические действия под руководством учителя;
ролевые игры;
работа в малых группах;
образовательные игры и моделирование ситуаций;
изучение отдельных случаев (кейс – стади);
рассказывание историй;
дебаты;
10) проектный метод;
11) аудио-визуальные средства (музыка, театр, танцы).
Результативность курса характеризуется подготовкой проектов, презентаций, докладов, творческих отчетов и других видов деятельности учащихся.
Основными критериями оценивания в данном случае являются показатели личностного развития, которые определяют уровень интеллектуальной, эмоциональной развитости, волевой и мотивационной сторон личности, уровень развитости ее познавательных и других интересов и потребностей.
Учебно – тематический план.
№ | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся. | Формы контроля. | Критерии оценивания. |
1. | Введение. Основные аспекты курса. | 1. | Репродуктивная. | --------- | ---------- |
2. | Самопознание и самооценка. | 2. | Самостоятельная работа учащихся. | Самоконтроль. | Способность к рефлексии. |
1) | Я и мои социальные роли. | | | | |
2) | Проявление эмоций и темперамент. | | | | |
3. | Взаимоотношения с другими людьми. | 3. | Дискуссии, ролевые игры, моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев. | Контроль активности со стороны учителя в виде пед. анализа. | Оценивается уровень креативности ребенка (способность к самостоятельному переносу знаний в новую ситуацию, видение новых проблем, создание собственных оригинальных способов решения). |
1) | Группы по интересам, молодежные группировки, банды. | | | | |
2) | Нормы поведения, этикет. | | | | |
3) | Отношения в семье, разрешение конфликтов в семье. | | | | |
4. | Выбор здорового образа жизни. | 8. | Дискуссии, работы в малых группах, анализ ситуаций, проектирование ситуаций и их разрешение. | Защита проекта. | Оценивается умение самоопределяться, степень нравственной, эстетической и физической развитости. |
1) | Питание и здоровье, возрастные потребности в пище. | | | | |
2) | Зависимость от питания текущего и будущего здоровья. | | | | |
3) | Производство, обработка и распределение продуктов питания. | | | | |
4) | Физические упражнения и спорт для здоровья. | | | | |
5) | Планирование работы и отдыха. | | | | |
6) | Вред от употребления психоактивных веществ (ПАВ). | | | | |
7) | Профилактика инфекционных заболеваний. | | | | |
8) | Компетентность в вопросах здоровья ( физическое, психическое, социальное здоровье). | | | | |
5. | Безопасность, предупреждение несчастных случаев, травматизма. | 3 | Применение знаний, поиск , творчество. Подготовка агит-бригад, кейс-стади (изучение отдельных случаев). | Тестирование. | Оценивается уровень эмоциональной и волевой сторон личности, а также степень нравственной и экологической развитости. |
1) | Причина несчастных случаев. Предупреждение несчастных случаев | | | | |
2) | Способы оказания первой помощи пострадавшим. | | | | |
3) | Предупреждение насилия. Поведение в опасных ситуациях. | | | | |
6. | Заключительный этап. | 3. | Защита проектов, творческих работ, выступления с отчетами и докладами. | Итоговый контроль. | Оценивается любая деятельность учащихся по теме курса. При оценивании учащихся можно использовать : грамоты, подарки, сертификаты участия и т. д. |
| Итого: | 20часов. | | | |
| | | | | |