Геометрическая стихия.
Однажды младший братик мой
Наведался с вопросом:
-А что такое круг, квадрат, прямоугольник, ромб..., - все дальше продолжал
-Да ты, братишка, мал еще. Узнаешь в 7-ом классе…
-Нет, я хочу узнать сейчас.
-Ну ладно, тогда слушай…
Наук на свете очень много,
История у всех своя,
Однако есть одна наука
Безумно интересная.
Она фигуры изучает
Ромб, и окружность, и квадрат,
Все свойства, что на них влияет,
Чтоб знать подробно, что да как.
Да, да, наука интересна,
Но параллельно и сложна.
Должна быть память безупречна,
Старание, сила, и тогда
Мы все узнаем и запомним,
Покажется, будто она,
Наука эта о фигурах,
Так интересна и проста!
-Так вот, наука эта есть геометрия, пока, конечно, не поймешь ты…
-Нет, я пойму, ведь я не глуп, и это пригодится…
-Ну ладно, ладно, фигур так много, вот, например, окружность:
Окружность что это такое?
Будто медуза в синем море,
Или огромный лунный шар,
А может быть и самовар.
Футбольный мяч и волейбольный,
И многое еще другое.
Имеет центр в точке «О»,
А также радиус «СО»,
Еще диаметр «СА»,
Моя окружность такова.
-Ага, я понял, вот, например, мой мяч футбольный…
-Скорее, это шар. Да даже тот же шар воздушный, такой большой и круглый…
-Ага, а что же есть еще?
-Ну, например квадрат:
Еще фигура есть одна,
Так безупречна и ровна,
Все стороны одной длины,
Как и диагонали,
А свойства-то его просты,
Да их и вовсе мало.
Фигура всем эта знакома,
Как будто окошко соседнего дома,
А может быть кубик из нашего детства,
Иль клетка на пледе с любимого кресла.
-Квадрат, как кубик с буквой «К», и с буквой «Н», и с буквой «А».
-Ага, но это больше куб. А вот картина на стене в квадратной раме…
-Да, да, я понял, давай же, расскажи еще!
-Ну ладно, слушай дальше. А помнишь, бабушка печет такие с мясом пирожки-с тремя углами?
-А как же, да! Мы с чаем их кушаем всегда.
-Так вот, они по форме треугольны, да и название-то у них аналогично - треугольники.
Вот фигура:
3 вершины,
3 угла и 3 ребра.
Напоминает крышу дома,
И пирамидку из стекла.
Как называется, запомнишь,
Ведь это просто и легко.
И да, этот многоугольник
Есть знаменитый треугольник.
-Ага, вот это да! Понятно.
-Ну что, не хватит на сегодня?
-Нет, нет, давай еще, ведь все же это интересно!
-Ну, хорошо. А что ты знаешь о фигуре, что ромбом называется?
-Немного, но мой змей воздушный, что в небе развевается, похож на ромб, да вот и все, что знаю я об этом.
-Ну, слушай, что это такое:
Возьмем еще одну фигуру:
Она похожа на квадрат,
Но только с ракурса другого,
Но что-то все равно не так.
Все его стороны равны,
И так точны, и так прямы.
А две его диагонали
Перпендикулярно пересекаемы,
Дают понятие о том,
Что данная фигура – ромб.
-Я понял, на что он еще похож – на рыцарский щит! Я видел в мультиках и кино.
-Ты прав, похож. И вот, пожалуй, тебе последняя фигура. О ней, наверное, ты никогда еще не слышал,
зато сейчас узнаешь.
А что вы слышали об этом?
2 основания у нее,
Прямоугольная, простая,
Угла четыре, вот и все.
Проста фигура, но, однако,
Немало свойств и у нее.
Она похожа на корзину,
Это сравнение просто.
И догадаться – то не сложно,
Трапеция это, вот и все!
-Ого, и правда, никогда не слышал, но буду в садике теперь рассказывать ребятам. Вот как Алешка удивится, что я такое знаю!
-Понравилось тебе?
-Конечно. Ну а сейчас пойду, пожалуй, играть к себе, и заодно, придумаю что-нибудь еще. Ох, как ребята удивятся!
-Да, но многое еще узнаешь в средних классах. Ведь геометрия-наука интересная, для любознательных, как ты, еще и очень полезная. Вот я сейчас учусь в восьмом, мы это изучаем. Могу сказать, что нелегко бывает временами. Но если будешь внимательно слушать и выполнять задания все, то будет нетрудно, наверное просто и очень полезно тебе!