Просмотр содержимого документа
«Разработка инновационной площадки»
10
Администрация Мариинского муниципального района
Управление образования администрации
Мариинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № »
Муниципальная инновационная площадка
на тему: «Освоение современных проектных технологий на уроках в начальной школе»
Мариинск
Паспорт инновационного проекта
Тема инновационного проекта | Освоение современных проектных технологий на уроках в начальной школе |
Руководитель инновационного проекта | Ростовцева Елена Викторовна. |
Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | Ростовцева Е. В.; учителя начальных классов «МБОУ «ООШ №3» |
Исполнители инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | . :учителя начальных классов «МБОУ «ООШ №3» |
База реализации инновационного проекта | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Основная образовательная школа № 3» |
Цели и задачи | Цель: формирование универсальных учебных действий и проектных умений, как основы для компетентностной составляющей образовательной деятельности. Задачи: 1. Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательной деятельности. 2. Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе. 3. Разработать серию уроков в начальной школе, используя метод проектов. 4. Апробировать разработанную серию уроков в образовательной деятельности. 5. Выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе. |
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта | 1 этап сентябрь 2017г-сентябрь 2018г. (Организационный) Провести анализ ресурсных возможностей МБОУ «ООШ №3» (кадровых, методических, материально-технических, финансовых) для реализации задач инновационного проекта. Разработать инновационный проект, определить его участников, руководителя. Организовать положительную мотивацию участников инновационного проекта к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности, провести подготовку педагогов МБОУ «ООШ №3» инновационной площадки к реализации задач. Уточнить содержательный, календарный и ресурсные планы инновационного проекта. 2 этап эксперимента: октябрь2018г.– июнь 2019г (Практический) Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательном процессе. Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе. Разработать серию уроков в начальной школе, используя метод проектов. Апробировать разработанную серию уроков в образовательном процессе. Выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе. 3 этап эксперимента: сентябрь 2019г. – май 2020 г. (Обобщающий) Систематизировать материал, накопленный в ходе инновационной деятельности. Обобщить результаты проделанной инновационной работы (презентации, мастер-классы, доклады, публикации) на районном уровне. Оформление методических рекомендаций по итогам инновационной деятельности. |
Сроки реализации инновационного проекта | Сентябрь 2017 года - май 2020 года. |
Область изменения | Систематизация, распространение информационных материалов о ФГОС НОО и технологиях его реализации. |
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки | Формирование компетентностей ребенка по освоению универсальных учебных действий в рамках ФГОС. Сборник уроков по теме «Современные проектные технологии на уроках в начальной школе.» |
Актуальность темы инновационного проекта
В настоящее время все более актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Научный аппарат инновационного проекта
Цель инновационного проекта: формирование универсальных учебных действий и проектных умений, как основы для компетентностной составляющей образовательной деятельности.
Задачи:
. 1.Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательной деятельности.
2. Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе.
3. Разработать серию уроков в начальной школе, используя метод проектов.
4. Апробировать разработанную серию уроков в образовательной деятельности.
5. Выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе.
Календарный план реализации инновационного проекта
Этап | Задачи | Перечень запланированных мероприятий | Сроки проведения | Исполнители | Ответственный |
Организационный | Определить готовность МБОУ «ООШ №3» к осуществлению инновационной деятельности | Анализ ресурсных возможностей МБОУ «ООШ №3» (кадровых, методических, материально-технических, финансовых) для реализации задач инновационного проекта. | Сентябрь-декабрь 2017 | | Администрация |
2. Подготовить документацию для реализации инновационного проекта | Разработка инновационного проекта, определение его участников, руководителя. Распределение функциональных обязанностей между участниками инновационного проекта | Январь-сентябрь 2018 | Ростовцева Е.В.;и д.е . | Ростовцева Е.В. |
Практический | 1 .Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательной деятельности. | Определение рабочей группы для изучения теоретических сведений о методе проекта. Выступление на ШМО | Октябрь-ноябрь 2018 | Учителя нач кл | Ростовцева Е.В. |
2.Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе. | Круглый стол учителей начальных классов | Декабрь 2018 | Учителя начальных классов | |
3.Разработать серию уроков в начальной школе, используя метод проектов. | Разработка серии уроков в начальной школе, используя метод проектов. | Январь-март 2019 | Учителя начальных классов | |
4. . Апробировать разработанную серию уроков в образовательной деятельности. | Проведение открытых уроков на базе ОУ | Апрель 2019 | Учителя начальных классов | РуководительШМО |
5. Выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе. | Мониторинг качества образования в начальной школе | Май 2019 | Учителя начальных классов | Завуч |
Обобщающий | Систематизировать материал, накопленный в ходе инновационной деятельности. | Оформление инновационных продуктов для обмена опыта | Сентябрь-декабрь 2019 | Учителя начальных классов | Иванова |
2.Обобщить результаты проделанной инновационной работы (презентации, мастер-классы, доклады, публикации) на районном уровне. | Участие в семинарах по обмену опытом Проведение мастер-классов | Январь-март 2020 | Учителя начальных классов | Завуч |
3. Оформление методических рекомендаций по итогам инновационной деятельности. | Подведение итогов инновационного проекта Оформление отчётной документации | Апрель-май 2020 | Ростовцева Е.В. . | Ростовцева Е.В. |
Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов
Содержание деятельности (согласно этапам) | Ожидаемый результат | Продукты инновационной деятельности | Ответственные исполнители |
Организационный этап | Получение объективной картины о готовности МБОУ «ООШ №3» к осуществлению инновационной деятельности, | Данные мониторинга готовности. | Завуч по УВР |
Оформление документов для реализации инновационного проекта, определение участников и руководителя инновационного проекта | Инновационный проект | Директор |
Практический этап | Заинтересованность педагогических работников ОУ в реализации деятельности по освоению современных проектных технологий | Повышение качества образования учащихся | Учителя начальных классов. |
Прогноз возможных отрицательных последствий и
средства их компенсации
Наименование внутренних рисков | Описание рисков | Механизмы минимизации рисков | Уровень риска |
Кадровые риски | Педагоги школы, не имеют достаточного опыта участию в инновационной деятельности. | Организация для педагогов консультаций, семинаров | Низкий |
Технологический риск | Недостаточное владение педагогами ИКТ- технологиями. | Организация для педагогов практических мероприятий (обмен опытом: круглые столы, мастер-классы и др.) по развитию ИК- компетенций и овладению ИКТ- технологиями | Средний |
Административно- управленческий риск | Компоненты информационно- образовательной среды не встроены в учебно- воспитательный процесс школы | Слаженная деятельность членов администрации по организации разработки модели, ее компонентов и координация ее реализации в учебно- воспитательном процессе. Оперативное управляющее воздействие по реализации проекта и корректировки отклонений от плана. | Низкий |
Личностные риски | Низкая мотивация педагогов к участию в инновационной деятельности | Организация для педагогов консультаций, семинаров по разъяснению сути инноваций и их положительного влияния на качество образования и выполнение требований ФГОС | Низкий |
Распределение функциональных обязанностей участников инновационной деятельности
Участники педагогического эксперимента | Функциональные обязанности |
Организатор инновационной деятельности | поэтапно организует инновационную деятельность; проводит занятия, групповые и индивидуальные консультации (очные и дистанционные) в рамках реализации образовательной программы инновационной деятельности; контролирует и вносит коррективы в программу инновационной деятельности; оказывает содействие в создании научно-методической базы инновационной деятельности; принимает участие в редактировании информационно-образовательных продуктов (учебно-методических пособий) – результатов инновационной деятельности. |
Директор | выступает с инициативой проведения инновационной деятельности; организует экспертизу муниципального органа управления образованием об уровне инновационной деятельности в образовательном учреждении; определяет кадровый состав участников инновационной деятельности; распределяет между ними функциональные обязанности; составляет программу финансирования инновационной деятельности; обеспечивает условия для подготовки информационно-образовательных продуктов (учебно-методические пособия) – результатов инновационной деятельности. |
Координатор инновационной деятельности | принимает участие в корректировании программы инновационной деятельности; координирует работу участников инновационной деятельности; организует сбор информации о ходе и результатах инновационной деятельности; организует доступность учебно-методического обеспечения инновационной деятельности для её участников. |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | организует проведение диагностики в ходе инновационной деятельности; контролирует посещение занятий и мероприятий участниками инновационной деятельности; организует работу по трансляции материалов и результатов инновационной деятельности для всех субъектов образовательного процесса; контролирует готовность информационно-образовательных продуктов (учебно-методические пособия) – результатов инновационной деятельности. |
Педагогические работники | разрабатывают учебные программы, учитывая цели и задачи инновационной деятельности; разрабатывают познавательные пятиминутки как малую форму организации формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры в урочной деятельности; готовят методические разработки занятий по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры во внеурочной деятельности; осуществляют внедрение результатов инновационной деятельности в образовательный процесс; анализируют условия внедрение результатов инновационной деятельности в образовательный процесс. |
Классные руководители | организуют сбор информации о запросах обучающихся и их родителей в рамках инновационной деятельности; ведут разъяснительную работу с учащимися и их родителями. |
Заведующий библиотекой | организует работу по созданию банка данных информационного, учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности. |
Техник-программист | решает технические проблемы, возникающие со связью, с задержкой доставки информации; оказывает консультативную помощь по пользованию ИКТ; |
Учащиеся | принимают участие в информировании всех участников воспитательно-образовательного процесса о ходе и результатах инновационной деятельности (школьная газета, школьный web-сайт и др.), активно участвуют в исследовательской работе в рамках изучаемых предметов на основе освоения учебно-познавательных универсальных учебных действий. |
Родители | участвуют в реализации информационного метода «прозрачной» успеваемости; оказывают любого рода поддержку инновационной деятельности. |