СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект инновационной площадки в образовательном учреждении

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении последних  лет  процесс информатизации образовательного процесса школы  сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

•в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;

•в административную систему школы  для повышения эффективности и качества процессов управления;

•в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Проект инновационной площадки в образовательном учреждении»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

город Красный Сулин Ростовской области













Инновационный образовательный проект





Информационно-техническая среда образовательного учреждения

как условие достижения нового качества образования





















2012




  1. Обоснование актуальности проекта

На протяжении последних лет (2007 - 2011 гг.) процесс информатизации образовательного процесса школы сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

  • в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;

  • в административную систему школы для повышения эффективности и качества процессов управления;

  • в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.

Педагогическая деятельность в школе претерпела значительные изменения в связи с развитием и внедрением информационных технологий. С 2007 года постоянно ведется работа по оснащению учебных кабинетов современным компьютерным оборудованием. Увеличилось количество компьютерных классов (3), 14 интерактивных досок, другие медиасредства. Ежегодно проводится паспортизация кабинетов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В кабинетах информатики в течение всего рабочего дня учащимся и учителям предоставлен доступ к Интернет-ресурсам, а также возможность  получения консультаций со стороны учителей информатики при выполнении творческих заданий и регистрации в различных интернет-проектах.

Практически на каждом уровне образовательной системы школы (начальное звено, среднее и старшее звено) накоплены определенные научно-методические и дидактические материалы для формирования банка обмена информацией внутри школы, а также с другими образовательными учреждениями. В 2011 году школа начала внедрять электронный журнал с помощью сервиса Dnevnik.ru.

В школе работает 23 педагога, из которых 6 имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую категорию. Три учителя имеют звание Почетный работник общего образования РФ, два педагога являются победителями ПНП «Образование», и один педагог награжден премией губернатора РО.

В целях повышения профессионального уровня педагогических кадров в использовании информационных технологий была организована курсовая переподготовка учителей по теме «Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс» (2009 г – 4 педагога, 2010 г – 4 педагога, 2011 – 6 педагогов). Организована работа по обеспечению учителей электронными образовательными ресурсами.

Вместе с тем необходимо отметить, что эффективность и качественный уровень информационного образования не в полной мере соответствует индивидуальным и общественным запросам, назрела необходимость координации целей и задач компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса. В школе не завершено создание целостной системы информационного образования, отвечающей современным требованиям.


  1. Цели проекта

  • Переход МБОУ СОШ № 3 в качественно новое состояние открытой информационной образовательной системы, ее превращение в обучающуюся организацию и центр культурного и социального развития местных сообществ;

  • Формирование у выпускников и учащихся школы качеств современной мобильной информационной личности, способной к самореализации, саморазвитию, культурологической, методологической, технологической компетентностей (информационная модель выпускника современной школы);

  • Формирование информационной и технологической культуры педагога как основы профессиональной культуры и условие достижения нового качества образования (информационная модель преподавателя современной школы);

  • Формирование на основе информатизации всех направлений развития образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства школы как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»;

  • Разработка и апробация комплексной информационно-технологической среды школы.

  1. Задачи проекта:

Управленческие:

  • формулирование ясной и четкой политики информатизации школы; внедрение ИКТ как составной части программы развития;

  • выбор модели информатизации школы: определение иерархии элементов информационной среды, роли субъектов, порядок делегирования функций и полномочий, правила функционирования системы;

  • управление информационными потоками между элементами педагогической среды, коммуникация с внешней средой;

  • создание нормативно-правовой базы функционирования комплексной информационно-технологической среды школы.


Образовательные:

  • построение учебно-воспитательного процесса на основе распределенного информационного ресурса;

  • использование продуктивных информационных технологий воспитания и обучения как обязательного компонента образовательной среды;

  • расширение спектра образовательных услуг за рамками классно-урочной системы;

  • воспитание критически мыслящего гражданина, способного принимать ответственные решения.


Социальные:

  • включение широкого образовательного сообщества (глобального и местного, реального и виртуального): родителей, членов семей, предпринимателей, производственных предприятий, профессиональных учебных заведений, общественных организаций в информационное поле школы.

  • превращение школы в образовательный центр, который доступен физически и виртуально.


Развивающие:

  • определение форм и методов стимулирования творческих усилий субъектов образовательного процесса – как учащихся, так и учителей;

  • формирования условий для организации творческой деятельности на всём пространстве педагогической среды школы;

  • организация проектной и исследовательской деятельности на основе коммуникативных и информационных технологий.

Научно-методические:

  • определение порядка организации научно-исследовательской деятельности, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где ИКТ является признанным педагогически средством, развертывание учебного процесса параллельно в учебных классах и в Интернет (WEB);

  • организация инновационной исследовательской деятельности педагогического коллектива по программам экспериментальных площадок федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня;

  • построение многоуровневой системы научно-методической работы в школы на основе сетевого взаимодействия в информационном пространстве города, региона;

  • создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов, ИКТ-подготовки по индивидуальным планам, которые составлены с учетом интересов педагогов, в рамках учебных сообществ педагогов и школьников, с использованием самоконтроля;

  • организация тиражирования передового опыта, ресурсного обеспечения педагогической среды.


Технологические:

  • создание единой информационной сети школы, обслуживающей информационные запросы всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей;

  • обеспечение функционирования всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом;

  • создание автоматизированных рабочих мест педагогов – предметников, администраторов, педагогов дополнительного образования, специалистов школы.


  1. Гипотеза проекта:

Внедрение информационных технологий на всех уровнях организации и функционирования школы позволит осуществить переход к новому качеству образовательной деятельности: формированию на основе информационной культуры всех участников образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»


  1. Ресурсы проекта

Материально-технические

Наличие

компьютеры(37),

медиасредства (сканеры, принтеры, проекторы, ксероксы, телевизоры и т.д.),

мультимедийные проекторы(16)

интерактивные доски (13),

3 компьютерных класса

Организационные


Наличие организационных форм информационной среды (Интернет-клуб, официальный сайт школы, неформальные ученические сайты, курсы ПК для учителей, школьные тьюторские курсы для учителей, использующих интерактивные доски)

Кадровые

Наличие педагогических кадров, прошедших подготовку по проблеме информатизации (78 %)

Социальные

Расширение взаимодействия с социальными партнерами по заявленному направлению


  1. Этапы реализации проекта:

    Этап /год

    Содержание деятельности

    1. Подготовительный

    Сентябрь 2012 -

    январь 2013 г.


    Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы на соответствие требованиям к качеству образования и уровню информационной культуры выпускников.

    Разработка модели комплексной информатизации школы, в том числе автоматизированной системы управления.

    Материально-техническое и программное обеспечение педагогического процесса.

    Создание корпоративной системы повышения квалификации педагогов в области новейших образовательных технологий, подготовка тьюторов по использованию интерактивного оборудования.

    Организация экспериментальной и научно-методической деятельности педагогов по проблеме информатизации образовательного процесса.

    Создание нормативно-правовой базы функционирования информационной инфраструктуры школы.

    Разработка критериев уровня информатизации образовательного процесса, его эффективности.

    2.Экспериментальный

    Январь 2013-

    январь 2014 г.

    Апробация и коррекция модели системной информатизации школы, автоматизированной системы управления образовательным процессом.

    Включение ИКТ в преподавание предметов на всех ступенях школы с учетом требований СанПин.

    Составление тематического и поурочного планирования с учетом использования ИКТ.

    Организация экспериментальной методической работы по использованию различных форм и методов применения ИКТ в преподавании предметов, оценивании.

    Апробация программы блочно-рейтинговой оценки качества образования (БРОКО).

    Мониторинг качества образования, формирования информационной грамотности на основе разработанной коллективом школы системы критериев.

    Мониторинг здоровья учащихся.

    Создание условий для творческой и исследовательской деятельности учащихся и учителей, индивидуальному планированию образовательной и профессиональной деятельности.

    Привлечение педагогов, учащихся и родителей к работе сайта школы как распределенного образовательного ресурса.

    Организация родительского всеобуча по ИКТ, курсы по навигации в ресурсах Интернет по дополнительному образованию, педагогике.

    3. Внедренческий

    Январь - декабрь 2014.

    Внедрение комплексной информационно-технологическая среды образовательного учреждения

    Внедрение автоматизированной системы управления образовательным процессом.

    Проведение независимой экспертизы качества образования, уровня информатизации, формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса.


    4. Рефлексивный

    2015 г.

    Распространение и тиражирование эффективного опыта на другие образовательные учреждения города и области.

    Организация на базе школы центра повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования по проблеме использования ИКТ.

  2. Ожидаемые риски проекта и пути их смягчения:

Возможные риски проекта

Меры компенсации риска

Отсутствие готовности коллектива к смене педагогической парадигмы

Создание системы морального и материального стимулирования педагогов.

Привлечение учителей, учащихся, представителей родительской общественности к обсуждению новых требований к уровню обучения через сайт школы, публичный отчет

Отсутствие информационных компетенций у педагогов и администрации

Создание системы повышения квалификации педагогов и администрации по ИКТ на базе школы, а также на основе сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями

Разработка критериев оценивания качества образования с применением ИКТ (блочно-рейтинговая оценка качеств образования БРОКО)

Негативное влияние информатизации на психическое и физическое здоровье учащихся

Эргономический подход к проблеме модернизации материально-технологической базы ИКТ, приведение рабочих мест в соответствие с требованиями СанПин

Валеологическое сопровождение процесса информатизации, мониторинг здоровья

Недостаток материальных ресурсов

Участие в проектах и конкурсах на получение грантов, субсидий

Необходимость постоянного программного и технологического обеспечения системы

Введение штатных единиц зам. по информационным технологиям, инженера


  1. Ожидаемые результаты

Комплексная информационно-технологическая среда образовательного учреждения позволит осуществить:

  • доступ к информационным ресурсам всех участников образовательного процесса.

  • быстрый обмен данными между службами, администрацией, педагогами, другими структурными образованиями и общественными организациями.

  • устанавливать межрегиональные и международные связи с другими образовательными учреждениями в интерактивном режиме.

  • ввести новые формы обучения детей, болеющих в течение длительного времени, детей с ограниченными возможностями, экстернат, семейное обучение, дистанционное обучение.

  • самопроектирование образовательной деятельности учащимися, обучение по индивидуальным образовательным программам.

Создание информационно-библиотечного центра, укомплектованного учебниками, электронными пособиями, аудиокнигами, обеспеченного удаленными рабочими местами для учащихся и учителей позволит качественно расширить спектр образовательных возможностей как для учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, так и для учителей в совершенствовании своего профессионального уровня.

Установка сервера, использование единой локальной сети, обеспечит быстрый поиск и обмен необходимой информацией, рациональное использование рабочего времени, материальных ресурсов.

Конструирование информационно-образовательной системы, отвечающей социальному запросу на новое качество образования должно привести к формированию личностно-ориентированной модели информатизации, прежде всего нацеленной на информационное сопровождение сложного процесса развития личности ребенка.

6