На протяжении последних лет процесс информатизации образовательного процесса школы сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
•в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;
•в административную систему школы для повышения эффективности и качества процессов управления;
•в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.
Просмотр содержимого документа
«Проект инновационной площадки в образовательном учреждении»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
город Красный Сулин Ростовской области
Инновационный образовательный проект
Информационно-техническая среда образовательного учреждения
как условие достижения нового качества образования
2012
Обоснование актуальности проекта
На протяжении последних лет (2007 - 2011 гг.) процесс информатизации образовательного процесса школы сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;
в административную систему школы для повышения эффективности и качества процессов управления;
в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.
Педагогическая деятельность в школе претерпела значительные изменения в связи с развитием и внедрением информационных технологий. С 2007 года постоянно ведется работа по оснащению учебных кабинетов современным компьютерным оборудованием. Увеличилось количество компьютерных классов (3), 14 интерактивных досок, другие медиасредства. Ежегодно проводится паспортизация кабинетов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В кабинетах информатики в течение всего рабочего дня учащимся и учителям предоставлен доступ к Интернет-ресурсам, а также возможность получения консультаций со стороны учителей информатики при выполнении творческих заданий и регистрации в различных интернет-проектах.
Практически на каждом уровне образовательной системы школы (начальное звено, среднее и старшее звено) накоплены определенные научно-методические и дидактические материалы для формирования банка обмена информацией внутри школы, а также с другими образовательными учреждениями. В 2011 году школа начала внедрять электронный журнал с помощью сервиса Dnevnik.ru.
В школе работает 23 педагога, из которых 6 имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую категорию. Три учителя имеют звание Почетный работник общего образования РФ, два педагога являются победителями ПНП «Образование», и один педагог награжден премией губернатора РО.
В целях повышения профессионального уровня педагогических кадров в использовании информационных технологий была организована курсовая переподготовка учителей по теме «Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс» (2009 г – 4 педагога, 2010 г – 4 педагога, 2011 – 6 педагогов). Организована работа по обеспечению учителей электронными образовательными ресурсами.
Вместе с тем необходимо отметить, что эффективность и качественный уровень информационного образования не в полной мере соответствует индивидуальным и общественным запросам, назрела необходимость координации целей и задач компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса. В школе не завершено создание целостной системы информационного образования, отвечающей современным требованиям.
Цели проекта
Переход МБОУ СОШ № 3 в качественно новое состояние открытой информационной образовательной системы, ее превращение в обучающуюся организацию и центр культурного и социального развития местных сообществ;
Формирование у выпускников и учащихся школы качеств современной мобильной информационной личности, способной к самореализации, саморазвитию, культурологической, методологической, технологической компетентностей (информационная модель выпускника современной школы);
Формирование информационной и технологической культуры педагога как основы профессиональной культуры и условие достижения нового качества образования (информационная модель преподавателя современной школы);
Формирование на основе информатизации всех направлений развития образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства школы как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»;
Разработка и апробация комплексной информационно-технологической среды школы.
Задачи проекта:
Управленческие:
формулирование ясной и четкой политики информатизации школы; внедрение ИКТ как составной части программы развития;
выбор модели информатизации школы: определение иерархии элементов информационной среды, роли субъектов, порядок делегирования функций и полномочий, правила функционирования системы;
управление информационными потоками между элементами педагогической среды, коммуникация с внешней средой;
Образовательные:
построение учебно-воспитательного процесса на основе распределенного информационного ресурса;
использование продуктивных информационных технологий воспитания и обучения как обязательного компонента образовательной среды;
расширение спектра образовательных услуг за рамками классно-урочной системы;
Социальные:
включение широкого образовательного сообщества (глобального и местного, реального и виртуального): родителей, членов семей, предпринимателей, производственных предприятий, профессиональных учебных заведений, общественных организаций в информационное поле школы.
превращение школы в образовательный центр, который доступен физически и виртуально.
Развивающие:
определение форм и методов стимулирования творческих усилий субъектов образовательного процесса – как учащихся, так и учителей;
формирования условий для организации творческой деятельности на всём пространстве педагогической среды школы;
организация проектной и исследовательской деятельности на основе коммуникативных и информационных технологий.
Научно-методические:
определение порядка организации научно-исследовательской деятельности, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где ИКТ является признанным педагогически средством, развертывание учебного процесса параллельно в учебных классах и в Интернет (WEB);
организация инновационной исследовательской деятельности педагогического коллектива по программам экспериментальных площадок федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня;
построение многоуровневой системы научно-методической работы в школы на основе сетевого взаимодействия в информационном пространстве города, региона;
создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов, ИКТ-подготовки по индивидуальным планам, которые составлены с учетом интересов педагогов, в рамках учебных сообществ педагогов и школьников, с использованием самоконтроля;
организация тиражирования передового опыта, ресурсного обеспечения педагогической среды.
Технологические:
создание единой информационной сети школы, обслуживающей информационные запросы всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей;
обеспечение функционирования всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом;
создание автоматизированных рабочих мест педагогов – предметников, администраторов, педагогов дополнительного образования, специалистов школы.
Гипотеза проекта:
Внедрение информационных технологий на всех уровнях организации и функционирования школы позволит осуществить переход к новому качеству образовательной деятельности: формированию на основе информационной культуры всех участников образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»
Ресурсы проекта
Материально-технические | Наличие компьютеры(37), медиасредства (сканеры, принтеры, проекторы, ксероксы, телевизоры и т.д.), мультимедийные проекторы(16) интерактивные доски (13), 3 компьютерных класса |
Организационные | Наличие организационных форм информационной среды (Интернет-клуб, официальный сайт школы, неформальные ученические сайты, курсы ПК для учителей, школьные тьюторские курсы для учителей, использующих интерактивные доски) |
Кадровые | Наличие педагогических кадров, прошедших подготовку по проблеме информатизации (78 %) |
Социальные | Расширение взаимодействия с социальными партнерами по заявленному направлению |
Этапы реализации проекта:
Этап /год | Содержание деятельности |
1. Подготовительный Сентябрь 2012 - январь 2013 г. | Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы на соответствие требованиям к качеству образования и уровню информационной культуры выпускников. Разработка модели комплексной информатизации школы, в том числе автоматизированной системы управления. Материально-техническое и программное обеспечение педагогического процесса. Создание корпоративной системы повышения квалификации педагогов в области новейших образовательных технологий, подготовка тьюторов по использованию интерактивного оборудования. Организация экспериментальной и научно-методической деятельности педагогов по проблеме информатизации образовательного процесса. Создание нормативно-правовой базы функционирования информационной инфраструктуры школы. Разработка критериев уровня информатизации образовательного процесса, его эффективности. |
2.Экспериментальный Январь 2013- январь 2014 г. | Апробация и коррекция модели системной информатизации школы, автоматизированной системы управления образовательным процессом. Включение ИКТ в преподавание предметов на всех ступенях школы с учетом требований СанПин. Составление тематического и поурочного планирования с учетом использования ИКТ. Организация экспериментальной методической работы по использованию различных форм и методов применения ИКТ в преподавании предметов, оценивании. Апробация программы блочно-рейтинговой оценки качества образования (БРОКО). Мониторинг качества образования, формирования информационной грамотности на основе разработанной коллективом школы системы критериев. Мониторинг здоровья учащихся. Создание условий для творческой и исследовательской деятельности учащихся и учителей, индивидуальному планированию образовательной и профессиональной деятельности. Привлечение педагогов, учащихся и родителей к работе сайта школы как распределенного образовательного ресурса. Организация родительского всеобуча по ИКТ, курсы по навигации в ресурсах Интернет по дополнительному образованию, педагогике. |
3. Внедренческий Январь - декабрь 2014. | Внедрение комплексной информационно-технологическая среды образовательного учреждения Внедрение автоматизированной системы управления образовательным процессом. Проведение независимой экспертизы качества образования, уровня информатизации, формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. |
4. Рефлексивный 2015 г. | Распространение и тиражирование эффективного опыта на другие образовательные учреждения города и области. Организация на базе школы центра повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования по проблеме использования ИКТ. |
Ожидаемые риски проекта и пути их смягчения:
Возможные риски проекта | Меры компенсации риска |
Отсутствие готовности коллектива к смене педагогической парадигмы | Создание системы морального и материального стимулирования педагогов. Привлечение учителей, учащихся, представителей родительской общественности к обсуждению новых требований к уровню обучения через сайт школы, публичный отчет |
Отсутствие информационных компетенций у педагогов и администрации | Создание системы повышения квалификации педагогов и администрации по ИКТ на базе школы, а также на основе сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями Разработка критериев оценивания качества образования с применением ИКТ (блочно-рейтинговая оценка качеств образования БРОКО) |
Негативное влияние информатизации на психическое и физическое здоровье учащихся | Эргономический подход к проблеме модернизации материально-технологической базы ИКТ, приведение рабочих мест в соответствие с требованиями СанПин Валеологическое сопровождение процесса информатизации, мониторинг здоровья |
Недостаток материальных ресурсов | Участие в проектах и конкурсах на получение грантов, субсидий |
Необходимость постоянного программного и технологического обеспечения системы | Введение штатных единиц зам. по информационным технологиям, инженера |
Ожидаемые результаты
Комплексная информационно-технологическая среда образовательного учреждения позволит осуществить:
доступ к информационным ресурсам всех участников образовательного процесса.
быстрый обмен данными между службами, администрацией, педагогами, другими структурными образованиями и общественными организациями.
устанавливать межрегиональные и международные связи с другими образовательными учреждениями в интерактивном режиме.
ввести новые формы обучения детей, болеющих в течение длительного времени, детей с ограниченными возможностями, экстернат, семейное обучение, дистанционное обучение.
самопроектирование образовательной деятельности учащимися, обучение по индивидуальным образовательным программам.
Создание информационно-библиотечного центра, укомплектованного учебниками, электронными пособиями, аудиокнигами, обеспеченного удаленными рабочими местами для учащихся и учителей позволит качественно расширить спектр образовательных возможностей как для учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, так и для учителей в совершенствовании своего профессионального уровня.
Установка сервера, использование единой локальной сети, обеспечит быстрый поиск и обмен необходимой информацией, рациональное использование рабочего времени, материальных ресурсов.
Конструирование информационно-образовательной системы, отвечающей социальному запросу на новое качество образования должно привести к формированию личностно-ориентированной модели информатизации, прежде всего нацеленной на информационное сопровождение сложного процесса развития личности ребенка.
6