Интегрированный урок по русскому языку и математике в 6 классе "Путешествие числа в страну "Имя числительное"
Тип урока: Урок – игра.
Форма работы обучающихся: групповая.
ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные (для каждой группы) карточки с заданием.
Применение педагогических технологий: разновозрастное сотрудничество, игровая технология.
Цель урока:
через интеграцию предметов русский язык и математика показать богатство имени числительного как части речи и выразительность устной и письменной речи при его употреблении.
Планируемые результаты
предметные:
знать: числительное – как часть речи, правильное его произношение и написание.
уметь: использовать имя числительное в разных условиях.
личностные:
умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего).
метапредметные:
учиться работать в группе; извлекать и интерпретировать информацию; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Межпредметные связи;
Русский язык, математика, речь и культура общения.
Работают в группах: 1 ряд – 1 вагон и тд.
Ход урока
Мотивация к действию: учителя читают стихотворение
Учитель математики:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Учитель русского языка:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Учитель математики:
Нет! Миром числа управляют,
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Учитель русского языка:
Есть листьев шум и мир под облаками,
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь всё, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
Учитель математики:
Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.
Учитель русского языка:
Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
Учитель математики:
А может быть, не надо ссор?
Учитель русского языка:
Решим сейчас мы этот спор.
Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь!
Запишем число и тему урока.
Давайте определим цель нашего путешествия!
(Фиксируется на Д)
Учитель математики:
- Для того, чтобы попасть в наш волшебный поезд, вы должны приобрести билеты.
I вагон - 936 рублей 15 копеек;
II вагон - 715 рублей 94 копейки;
III вагон - 501 рубль 11 копеек.
Билеты вывешиваются на Д
Учитель русского : как вы уже догадались, мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.
Задание: составить и записать в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами. (3 ученика работают у доски).
Я купил билет за :
Я приобрёл билет стоимостью:
Цена моего билета - :
Учитель математики:
- Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь.
- Внимание! С первого пути отправляется поезд в Страну Чисел. Счастливого пути!
Учитель русского языка:
Какое числительное прозвучало в этом сообщении? Назовите его грамматические признаки (простое порядковое числительное в форме род. падежа, ед. числа, муж. рода).
- Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем в игру
«Третий лишний».
На слайде предложены цепочки слов. Нужно выбрать лишнее слово и указать признак, по которому выбрали. (раздаются карточки)
Один, одиночка, одиночество;
Пятёрка, пятерня, пять;
Четырёхугольник, четыре, четверка;
Два, двойка, двойняшки;
Тройня, три, троица;
Седьмой, семёрочка, семиугольник.
Ответ: один, пять, четыре, два, три, седьмой.
- Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
- Какой частью речи являются остальные слова? (Имена существительные.)
- На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык и математика)
- Дайте определение Имени числительному.
Имя числительное - это часть речи, которое обозначает количество предметов, порядок при счете. Отвечает на вопросы сколько? какой? который?
Комментарий учителя математики : " К данному определению можно добавить правило-помощник. Числительное - это число, которое можно поставить в ряд натуральных чисел
Учитель математики повторяет с учащимися определение натуральных чисел
Учитель русского языка:
Отправляемся в путь.
Учитель математики:
1 станция: Решение задач.
Учитель математики предлагает устно решить задачу.
Задача. Два соседа-фермера вместе владеют 685 га земли, у одного на 125 га больше, чем другого. Сколько гектаров земли у каждого фермера?
Решение:
1) 685 - 125 = 560 (га) удвоенные владения второго фермера;
2) 560 : 2 = 280 (га) у второго фермера;
3) 280 + 125 = 405 (га) у первого фермера.
Что было сложнее: решить или прочитать? Почему? С какой целью мы выполнили это задание?
анимация
Учитель русского языка:
А вот и вторая станция : Орфографическая
Задание: исправить ошибки, записать в тетрадь. (распечатано для каждого)
Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем другой. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. Пассажирский самолет летит со скоростью до девятьсот километров в час. Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров глубину не менее четырнадцать метров.
Проверяем: читают по предложению с разных вагонов.
Молодцы! С какой целью выполнили это задание?
Весёлая переменка.
Физминутка для глаз
Учитель русского языка:
Станция Дробная
"Однажды Две Двенадцатых
Позвали Трех Тринадцатых:
- Давайте, Три Тринадцатых,
Пройдемтесь вечерком!"
Какие числительные использованы в этом стихотворении?
Задание: записать данное предложение, выделить окончания в числительных.
Как склоняются дробные числительные?
первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное, а вторая (знаменатель) – как порядковое числительное.
Учитель математики : сколько тринадцатых прошлись вечерком?
Предлагаю решить вам задачу:
Знаменитый греческий ученый Пифагор на вопрос о числе его учеников ответил так: "Половина моих учеников изучает математику, одна четверть изучает природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девушки". Сколько человек обучалось у Пифагора? (распечатано для каждого)
Решение.
+
+
=
- составляют мужчины;
1 -
=
составляют девушки;
3) 3 :
= 28 человек обучались у Пифагора.
После выполнения задания правильное решение проецируется на экран.
Ребята, зачем мы останавливались на этой станции?
Учитель русского языка:
Станция Поэтическая
Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2 225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Учитель математики Решите устную задачу.
Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30, 488 см, 1 дюйм = 2, 54 см. Результат округли до единиц.
Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 см
Учитель русского языка:
Внимание! Подъезжаем к станции «Домашнее задание»!
Решите задачу: (Распечатка для каждого) задачу читает учитель
В некотором царстве, в 639 государстве, под 639 печатями и 125 замками были спрятаны школьные журналы 6 классов. Всего журналов было не менее 2 и не более 4, а ровно 3. В журналах резвились отметки 6 –классников. Число отметок было НОК ( 500, 3). « 5» составляли 28% всех отметок, «4» - в 1,5 раза больше, чем «5», «3» -на 21% меньше, чем «5», а остальные –«2». Сколько 5, 4, 3 и 2 под 639 печатями и 125 замками в журналах 6 классов? В ответе числа записать словами
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с какой целью мы отправлялись в поездку?
Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Что узнал(а) нового?
- Было ли интересно на уроке?
- Был ли полезен этот урок?
- Чему он тебя научил?
- Что ты для себя взял(а) с урока?
А как вы решите наш спор: что главнее математика или русский язык?
На билетиках нарисуйте, с каким настроением вы покидаете наш поезд.
Оценки за урок.
Ответы: 1. Дмитрий. 2. Стрижи. 3. Шесть. 4 Семья. 5 Восемь. 6. Трио. 7. Трибуна. 8 Трикотаж. 9. Подвал.
Ответ: восток
.Ответ: Цифры под картинкой указывают на то, что из данного слова нужно взять буквы, стоящие на местах под номерами 7,2,4,3,8 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. В слове ватрушка нужно взять буквы 7-К, 2-А, 4-Р, 3-Т, 8-А. Можно прочитать слово: карта