СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о хлебе. Расскажет о том, что хлеб во все времена был и остается основой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа»



«Хлеб – всей жизни голова?»

Цель: Углубить и расширить знание детей о хлебе. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации. Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Ход классного часа:

Ребята, сегодня мы с вами будем вести задушевный разговор, и мне очень хочется, чтобы он затронул вашу душу. О чём же пойдёт сегодня речь? Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг. Имя его мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб ( слайд 1 – изобр. хлеба). Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Тема нашего классного часа «Хлеб – всей жизни голова?» . Но посмотрите, пожалуйста, ребята, почему-то я поставила в конце вопросительный знак. А может быть, хлеб – не такое уж большое богатство? Мы постараемся сегодня доказать, что хлеб – главная ценность в жизни человека, и в конце классного часа, наверное, вопросительный знак должен исчезнуть.

(слайд 2 – картина И.И.Шишкина «Рожь»)

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин.

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца.


Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.


Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!


Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души,

с уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.



Но всегда ли хлеб был таким, как сейчас? часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

Слайд 3

Первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали ещё в древности.
Орехи, так же как и желуди были первым хлебом человека .

Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаки. Заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен.
Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной каши у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.


слайд 4

Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем приняли германцы, славяне и др.народы.

Как же он приходит на наш стол?

С чего всё начинается? Слайд 5

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Слайд 6

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы.

Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай. Слайд 7

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!». Слайд 8.

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба. Слайд 9-10

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. Слайд 11.

В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные. Слайд 12.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах. Слайд 13.

А уж на заводе пекут хлеб. Слайд 14.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек. Слайды 15, 16

На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

    Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.

    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий

Народ сложил и загадки.

Он – не мяч и не клубок,

Маленькое, сдобное

Он – румяный … (Колобок)

Колесо съедобное.


Я одна тебя не съем.

В землю тёплую уйду,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

К солнцу колосом взойду.

 

В нём тогда таких, как я,

Лежит Емеля на печи,

Будет целая семья! (Зерно)

Жуёт Емеля … (калачи)

 

 

Что на сковороду наливают.

 

Вчетверо сгибают.


Да в сметану макают? (Блин)


  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).

  2. Не море, а волнуется (нива, поле)

  3. Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной – летом станет хлеб стеной (трактор)

  4. Ходит с края на край, режет чёрный каравай (трактор)

  5. Сзади ходит другой, сыплет солью золотой (сеялка)

  6. За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по полю бежит.

Пройдёт по волнам великан-пароход

И каждую каплю с собой заберёт (комбайн)


Мы знаем, как велико значение хлеба в жизни людей. А что же произойдёт, если не будет хлеба? (обсуждение детей) Правильно, наступит страшное время, которое называется голод. Вспомните, что мы говорили о блокаде Ленинграда, когда город оказался отрезанным , и от голода в нём умерли тысячи людей. Работающим давали по 250 граммов хлеба в день, а неработающим – по 125 граммов хлеба… (слайд 17).

А в Санкт-Петербурге есть даже музей хлеба. И конечно, любой народ всегда очень бережно относился к хлебу

Можно сказать, ребята, что хлеб – живое существо.


Существовали  различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.          

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

•Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

•Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

•При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

•Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а, отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

•Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

•Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Много пословиц сложил народ о хлебе



Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах.