Классный час в рамках реализации программы
по воспитательной работе
«Счастливы вместе» на 2015-2019 годы
Направление в воспитательной работе: «Счастливы вместе в России» (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека); «Счастливы вместе в мире людей» (воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Классный час: «Семейные традиции как основа нравственного воспитания»
«Традиции бурят. Белый месяц»
Форма проведения: семейная гостиная.
Оборудование: национальный мужской костюм (дэгэл),
национальный женский костюм (дэгэл),
ковёр на полу,
белый шарфик (хадаг)
загадки
На доске: рисунок юрты (стены, очаг, на мужской стороне на стене висят лук
и стрелы, ниже конское седло; на женской стороне - кухонная
утварь)
Рисунки животных: верблюд, корова, конь, овца, коза.
ТСО: презентация
музыка «Шэнэ ёхор» (театр «Байкал»)
мелодия красивая медленная
музыка танца «Кукла» (Надя)
Организационный момент
Дети сидят на ковре в кругу, мальчики с одной стороны, девочки - с другой. Гости размещаются по периметру кабинета на стульях.
Звенит звонок на урок.Я с хадаком в руках выхожу и запеваю:
Я: Аялгаар hайхан дуунуудаа
Ажалша таанадтаа дууланабдаа.
Аглаг эреэхэн зурхэнhоо
Амар мэндэеэ хургэнэбдаа.
Нежные мелодии песен своих
Дарю я гостям дорогим.
От горячего сердца и нежной души
Приветствую низким поклоном!
- Я рада видеть вас всех в импровизированной семейной гостиной. Сегодня я хочу рассказать вам о традициях своего народа, о своих семейных традициях.
(звучит красивая мелодия , я сажусь на ковёр)
- С давних-давних времён предки моего народа жили в Забайкальском крае на берегах реки Ингода, у подножия Титовской сопки. И являются, так же, как и эвенки, коренными жителями Забайкалья. Были они кочевниками, жили в юрте, которая легко разбиралась и собиралась на новом месте. Вот и мы, как будто, сидим в юрте. По каким признакам вы могли догадаться, что находимся в юрте? (в кругу; мальчики отдельно, девочки отдельно)
- Действительно, в юрте (показываю рисунок) западная сторонка считалась мужской половиной. Мужчины располагались отдельно, и этим подчёркивалось, что мужчина глава семьи. К нему проявлялось особое почтение, уважение, как к добытчику и охотнику. На стене юрты вы можете видеть лук и стрелы, а пониже конское седло и сбрую.
- А напротив, восточная сторона - это женская сторона. Женщина – хранительница семейного очага. Она занималась домашним хозяйством, бытом, шила одежду, воспитывала детей, ухаживала за престарелыми родителями. Женщина почтительно относилась к мужчине, уважала его мнение, не спорила с ним. Так есть и сейчас.
- Ребята, представьте себе меня. Я приготовила дома обед, пригласила всех к столу. Кому первому я подам? (мужу).
- Совершенно, верно. А потом кому?
- Сыну. Почему? (Потому что это будущий мужчина, будущий глава семьи).
- А вы обращали внимание, как Булат обращается ко мне, на «вы» или на «ты»?
-Да, в бурятских семьях дети обращаются к родителям, старшим братьям и сёстрам, всем, кто старше их только на «вы».
- Как вы думаете, почему? (признак уважения)
- Да, совершенно, верно. Дети не позволяют грубостей, не повышают голоса по отношению к родителям и старшим, не перебивают разговоры взрослых. Даже я, будучи уже взрослой, когда говорит мой отец или моя мама, я слушаю, молча, не перебиваю, не спорю, слушаю спокойно.
- Сейчас, конечно, мы не юрте живём, а в современных красивых домах, но всё, о чём мы говорили ранее - это о взаимоотношения в семье сохраняются и предаются из поколения в поколение.
-Я уже говорила, что раньше буряты были кочевниками-скотоводами. Отгадав мои загадки, вы узнаете, каких животных они держали в домашнем хозяйстве.
(по мере отгадывания, я открываю рисунки )
Без воды как по равнине
Он шагает по пустыне.
Иногда при случае
Есть траву колючую (верблюд)
Подкованы ноги,
Бежит по дороге.
Грива дугою,
Хвост метлою (конь)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое (корова)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (коза)
Чабан мой самый лучший друг,
Он кормит меня, стережёт,
За это шерсть ему даю,
И молоком его пою! (овца)
-В этом составе – 5 основных животных бурят вы уже не увидите. Какое животное уже не держат? (верблюд)
-Почему? (Это было животное, помогающее для перевозки грузов. Сейчас есть и трактора, и машины.)
-Где же мы можем его встретить? (зоопарк, Даурском заповеднике, близ Торейских озёр)
-Когда далёкий мой предок пас своих овец и других животных, сидя на своём верном коне, он наслаждался голубизной высокого неба, бескрайними степями, вдыхал ароматы пряных трав… когда он жил в гармонии с Природой – рождалась у него в груди песня.
УТАХАН ОНОНОЙНГОО
- В этих песнях он восхвалял Природу-Матушку, преклонялся перед ей, благодарил за дары лесов и полей, за то, что поголовье скота приумножается, за новый день, за всё хорошее, что с ним происходит, что живёт на такой красивой, богатой и щедрой земле.
-А скажите-ка, мои дорогие, почему они кочевали? (меняли пастбища)
-Как вы думаете, тяжело им было?
-Кто помогал в хозяйстве? (дети)
Помощниками в домашнем хозяйстве были дети. Мальчика с 3 лет сажали на коня, с малолетства брали на охоту, обучали всем видам мужского дела. А девочки с мамами и бабушками хлопотали возле домашнего очага. Они не только умели готовить, но и прясть шерсть, вязать, шить одежду, смотрели за младшими братишками и сестрёнками. Каждым ребёнок был активным участником жизни своей семьи.
- Скажите теперь, какие два праздника мы недавно изучали на уроке Забайкаловедения? (Масленица и Сагаалган)
-Что общего у этих праздников? (провожают зиму, встречают весну)
- Скажите нашим гостям, почему в названии бурятского праздника две буквы «а»? (нет ударении, это долгий звук)
-Это у современного поколения бурят много праздников. А раньше древние буряты отмечали только два праздника: зимой – Сагаалган, Белый месяц – окончание зимы, и летом – «Зунай наадан» - «Летние игры». Как вы думаете, почему зимой и летом? Свяжите с тем, что это были кочевники, скотоводы.
- Сагаалган, Белый месяц, означал окончание зимы, люди радовались, что день становится длиннее, с каждым днём становится теплее, нет снежных буранов и вьюг, что уставший от морозов скот скоро выйдет на свежую зелень.
-А летний праздник означал, что скот выжил, вышел на летние пастбища. До осени будет нагуливать жировые запасы, готовиться к зиме. На летнем празднике мужчины, юноши и даже мальчики боролись, выявляя самого сильного и хитрого, стреляли из лука, выявляли самого меткого, устраивали конные скачки, кто самый ловкий и чей конь самый быстрый.
- А когда нынче встретили Белый месяц? (16 февраля)
- Почему праздник называется Сагаалган, Белый месяц? (Сагаан – белый цвет.) Белый месяц обозначает добро, счастье, честность, чистоту, благополучие. В знак чистоты своих мыслей на стол традиционно ставят (пауза) белую молочную пищу.
Всю ночь с 15 на 16 февраля во всех Буддийских храмах будет проходить молебен, посвящённый миру, счастью, здоровью всех живых существ на Земле. Буддийская вера не делит людей на богатых и бедных, не делит людей по национальности. Поэтому монахи молятся, чтобы люди на Земле жили в мире и согласии, уважали друг друга, чтобы люди ценили то, что у них есть, чтобы не было войн.
В этот день и в течение примерно месяца нужно съездить к своим родителям, дедушкам и бабушкам, к дядям и тётям, близким родственникам, поздравить их с праздником, одарить их подарками. Подарки не обязательно должны быть дорогими, но обычно дарят нужные, необходимые в жизни подарки. И самое главное – дарить каждому, и даже младенцу.
Принято уважаемым людям преподносить подарки на цветных шарфиках – хадаках.
Синий хадак – символ неба и долголетия.
Жёлтый хадак – символ огня, солнца.
Белый хадак - символ чистоты, доброты.
Красный хадак – символ металла.
Зелёный хадак – символ земли, плодородия.
Надевали свои наряды (я одеваюсь), ходили в гости, устраивали состязания. Традиционным состязанием среди мужчин является ломание хребтовой кости.
А среди девушек проводится праздник «Дангина Белого месяца – Красавица Белого месяца». Потом все выходили и танцевали ёхор. И мы с вами сейчас станцуем. Этот именно тот танец, который учили, и называется ёхор.
(станцевали, сели)
- Понравился вам классный час? Что узнали нового? Что удивило? О чём ещё вы хотели бы узнать?
Конечно, вы услышали некоторые традиции, которые и вы соблюдаете в своих семьях. Это очень хорошо. Нами всеми любимый поэт и писатель А.С.Пушкин сказал: Человек, который не любит, не знает, не помнит свою историю – не имеет будущего».
Ребята, берегите историю своего народа, чтите их. И будет сильна наша страна!
Всем спасибо!