Разработка классного часа для учащихся 7-го класса на тему: « Мои жизненные ценности»
Разработка классного часа для учащихся 7-го класса на тему: « Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности».
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально - бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства.
Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Предварительная работа с детьми. Поручить двум ученикам найти в словарях толкование слов: счастье, успех, цель и установить логическую связь между этими словами( образец ответа - в тексте сценария)
Оборудование: а) бумажная фигурка мистера Икс, скотч
б) альбомные листы бумаги ( по количеству учеников) положить на
каждую парту перед классным часом.
Оформление На перемене перед кл. часом подготовить кл. доску:
а) в левой части доски нарисовать мелом картинку: гора жизни с « Пиком счастья» на вершине, лестницу с тремя перекладинами:
б) в правой части доски записать:
Нравственные ценности: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку; благодарность, уважение, сострадание, толерантность; чуткость, способность сопереживать, милосердие; любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
Задания для групп
1. Преуспевающий человек-это человек, который….
2. Неудачник-это человек, который…
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет….
4. Человек в жизни состоялся, если он не имеет….
5. Истинные ценности - это…
6. Мнимые ценности - это…
План классного часа
1. Интерактивная беседа « Что такое счастье?»
2. Проблемная ситуация « Помогите мистеру Икс».
3. Обсуждение ситуации « Мнимые ценности».
4. Интерактивная беседа « Истинные ценности человека».
5. Составление проектов « Лестницы к счастью».
6. Словарная работа.
7. Работа в группах. « Допиши предложения».
8. Заключительное слово.
9. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1 .Интерактивная беседа « Что такое счастье?»
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым?
Дети поднимают руки.
А что такое счастье?
Примерные ответы детей:
- Это когда все получается.
- Когда тебя все уважают…..
Кл. рук. А как стать счастливым?
Примерные ответы детей:
- Иметь богатых родителей.
- Найти клад….
2. Проблемная ситуация. «Помогите мистеру Икс»
Кл. рук. Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и цели. Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на кл. часе. Я назвала его « Вверх по лестнице жизни».
Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс ( на доску прикрепляется силуэт человека в цилиндре). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к делу по – научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
3.Обсуждение ситуации. «Мнимые ценности»
Кл. рук. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет по ним подняться на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Примерные ответы детей:
- деньги – это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность…
4. Интерактивная беседа « Истинные ценности человека»
Кл. рук. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге « Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой - то свой недостаток: зависть, гордость, лживость… Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, милосердие, скромность… как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Примерные ответы детей:
- это истинные ценности, они не изменят человеку…
5. Составление проектов « Лестницы к счастью»
Кл. рук. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым. Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
- ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность…
- ценности человеческих отношений: уважение, сострадание…
- христианские ценности: смирение, вера…
Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью?»
Может быть, кто - нибудь сможет нарисовать свою « лестницу к счастью?»
Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые чертят свои проекты лестниц на доске.
6. Словарная работа.
Кл. рук. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель», и установить логическую связь между ними нам помогут( имена, фамилии)
Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: и В. И Даля - и нашли такие значения указанных слов.
Ученик 2. Цель-предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
Ученик 2. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель – успех – счастье.
Ученик 2. Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком – либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
7. Работа в группах. Допиши предложение.
Кл. рук. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на доске. На это задание вам дается 3 минуты. Учитель распределяет задания по рядам (6 рядов - 6 групп).
1. Преуспевающий человек – это человек, который…
2. Неудачник – это человек, который…
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет…
4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
5. Истинные ценности – это…
6. Мнимые ценности – это…
Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы. Ученики первой группы высказываются, учитель дает слово представителям других групп.
Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений? Дети высказываются.
Спасибо всем за работу.
8. Заключительное слово.
Кл. рук. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах. « Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?
- Неужели ты не видишь – дроблю этим проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм!- гордо ответил третий».
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью. Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели. Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать на жизнь. Только третьего можно назвать по – настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по – настоящему счастливыми людьми.
9. Подведение итогов ( рефлексия )
Кл. рук. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 35 минут.
Примерные ответы детей:
- Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.