Министерство образования и науки Республики Бурятия
Хасуртайская средняя общеобразовательная школа Хоринского района
.

Руководитель кружка Мартынов А.Г.
Количество часов - 35
Пояснительная записка
Цель дополнительного образования – развить творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Разнообразные работы по дереву обычно считаются не детским занятием: дерево – материал твердый, неподатливый, не то что пластилин или бумага. Для работы с ним нужны специальные инструменты, чтобы обработать деревянную заготовку, необходима физическая сила… Все это так, но с другой стороны, дерево – материал доступный и необычно интересный, он словно самой природой приготовлен для того, чтобы, увидев уже заключенную в нем красоту, мастер выпустил ее на свободу перед глазами пораженных зрителей.
Синтетический материал верно служат людям, они необходимы, и с годами человечество так к ним привыкло, что теперь и не сможет без них обойтись, но на ощупь они мертвы, и кусок пенопласта не вызывает у человека никакого отклика в душе. Другое дело – дерево. Бесконечное разнообразие древесных узоров, способность удерживать и хранить тепло человеческих рук, безопасность с точки зрения экологичности… Деревянная отделка дома и изделия из дерева в доме создают положительный настрой, в котором человек чувствует себя легко и удобно. Деревянные вещи, особенно сделанные своими руками, могут служить прекрасным подарком, а можно украсить ими свой дом.
Выпиливание, выжигание , вытачивание на токарном станке и резьба по дереву – самые распространенные технологические операции во внеурочной работе школьников по изготовлению бытовых предметов, украшений, подарков и сувениров.
Цель: Формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- формировать интерес к творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- формирование чувства самоконтроля.
Задачи развивающие:
- способности развития у обучающихся логического мышления;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формированию практических навыков.
Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов.
Практическая часть включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
Программа не вкладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое до конца. Соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать материал, выполнять правила техники безопасности.
Знания и умения, которые должны быть получены по окончанию курса.
Должны знать:
1.Сведения о применяемых материалах в изделиях.
2.Технологию изготовления изделий
3.Иметь представление о традициях.
Должны уметь:
1. Выполнять основные технологические операции
2.Работать по шаблону.
3.Осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда.
3.Выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом местных условий и традиций.
4.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Вводное занятие Выжигание по дереву Резьба по дереву Выпиливание лобзиком Работа на токарном станке по дереву Изготовление рамок для фото и картин с использованием элементов резьбы и выпиливания Подведение итогов Итого часов | 1 6 6 7 7 7 1 35 | 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 5,5 | 5,5 5,5 6,5 6 6 29,5 |
Содержание занятий
1.Вводный урок
2.Выжигание
Техника безопасности при работе с выжигателем.
Заготовка дощечки для нанесения рисунка.
Выжигание по контору рисунка.
Покрытие лаком.
3. Резьба по дереву
Древесины породы и их свойства. Инструменты. Техника безопасности.
Геометрическая резьба. Резьба параллельных линей вдоль волокон.
Резьба шашечек.
Резьба сетки. Трехгранная резьба.
Резьба равнобедренных треугольников.
Резьба «сияние»
Изготовление изделий по выбору учащихся (шкатулки , подцветочники, рамки для фото и т.д.)
5. Выпиливание лобзиком
Материалы используемые при выпиливании лобзиком.
Инструменты.
Виды узоров
Техника безопасности при работе с лобзиком.
Изготовление изделий по выбору учащихся (Флюгер, подставка для писем, гардины, хлебница и т.д.)
6.Работа на токарном станке.
Техника безопасности при работе на токарном станке
Знакомство с устройством токарного станка.
Технология точения на токарном станке
Заготовка материала для работы на токарном станке.
Изготовление изделий на токарном станке (толкушки, скалки, сувениры, солонки и т.д.)
7..Изготовление рамок
Заготовка материала для рамок
Техника безопасности при работе с инструментами.
Технология изготовления
Изготовления изделий по выбору учащихся (рамка для фото или картины, элементы резьбы или выпиливание)
11. Подведение итогов.
Учебно - методические материалы
1.Методическая литература.
«Материаловедение для столяров и плотников» М.А.Григорьев
«Как сделать мебель самому» В.И. Нефедов
«Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева
«Резьба по дереву» А.Ю. Семенцов
«Резьба по дереву новые идеи старого ремесла» А.Ю. Семенцов
Журналы «Сделай сам»
Журналы «Юный техник»
2. Наглядные пособия