СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка кружка "Народные промыслы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Выпиливание, выжигание , вытачивание на токарном станке и резьба по дереву – самые распространенные технологические операции во внеурочной работе школьников по изготовлению бытовых предметов, украшений, подарков и сувениров.

Просмотр содержимого документа
«Разработка кружка "Народные промыслы"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Хасуртайская средняя общеобразовательная школа Хоринского района





.


















Руководитель кружка Мартынов А.Г.

Количество часов - 35






Пояснительная записка


Цель дополнительного образования – развить творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

Разнообразные работы по дереву обычно считаются не детским занятием: дерево – материал твердый, неподатливый, не то что пластилин или бумага. Для работы с ним нужны специальные инструменты, чтобы обработать деревянную заготовку, необходима физическая сила… Все это так, но с другой стороны, дерево – материал доступный и необычно интересный, он словно самой природой приготовлен для того, чтобы, увидев уже заключенную в нем красоту, мастер выпустил ее на свободу перед глазами пораженных зрителей.

Синтетический материал верно служат людям, они необходимы, и с годами человечество так к ним привыкло, что теперь и не сможет без них обойтись, но на ощупь они мертвы, и кусок пенопласта не вызывает у человека никакого отклика в душе. Другое дело – дерево. Бесконечное разнообразие древесных узоров, способность удерживать и хранить тепло человеческих рук, безопасность с точки зрения экологичности… Деревянная отделка дома и изделия из дерева в доме создают положительный настрой, в котором человек чувствует себя легко и удобно. Деревянные вещи, особенно сделанные своими руками, могут служить прекрасным подарком, а можно украсить ими свой дом.

Выпиливание, выжигание , вытачивание на токарном станке и резьба по дереву – самые распространенные технологические операции во внеурочной работе школьников по изготовлению бытовых предметов, украшений, подарков и сувениров.


Цель: Формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.


Задачи обучающие:

- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

- формировать интерес к творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные:

- способствовать воспитанию творческой активности;

- формирование чувства самоконтроля.


Задачи развивающие:

- способности развития у обучающихся логического мышления;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- развивать активную деятельность.

Задачи социально-педагогические:

- формирование общественной активности, реализация в социуме.



Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формированию практических навыков.

Теоретическая часть определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов.

Практическая часть включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.

Программа не вкладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое до конца. Соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать материал, выполнять правила техники безопасности.



Знания и умения, которые должны быть получены по окончанию курса.


Должны знать:

1.Сведения о применяемых материалах в изделиях.

2.Технологию изготовления изделий

3.Иметь представление о традициях.


Должны уметь:

1. Выполнять основные технологические операции

2.Работать по шаблону.

3.Осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда.

3.Выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом местных условий и традиций.

4.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.


Учебно-тематический план


Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8





9





Вводное занятие

Выжигание по дереву

Резьба по дереву

Выпиливание лобзиком

Работа на токарном станке по дереву

Изготовление рамок для фото и картин с использованием элементов резьбы и выпиливания

Подведение итогов

Итого часов

1

6

6

7

7


7




1

35

1

0,5

0,5

0,5

1


1





1

5,5


5,5

5,5

6,5

6


6






29,5
























Содержание занятий

1.Вводный урок

  • Вводный инструктаж

  • Материаловедение

  • Техника безопасности при работе на станке и с инструментами.

2.Выжигание

  • Техника безопасности при работе с выжигателем.

  • Заготовка дощечки для нанесения рисунка.

  • Выжигание по контору рисунка.

  • Покрытие лаком.

3. Резьба по дереву

  • Древесины породы и их свойства. Инструменты. Техника безопасности.

  • Геометрическая резьба. Резьба параллельных линей вдоль волокон.

  • Резьба шашечек.

  • Резьба сетки. Трехгранная резьба.

  • Резьба равнобедренных треугольников.

  • Резьба «сияние»

  • Изготовление изделий по выбору учащихся (шкатулки , подцветочники, рамки для фото и т.д.)

5. Выпиливание лобзиком

  • Материалы используемые при выпиливании лобзиком.

  • Инструменты.

  • Виды узоров

  • Техника безопасности при работе с лобзиком.

  • Изготовление изделий по выбору учащихся (Флюгер, подставка для писем, гардины, хлебница и т.д.)

6.Работа на токарном станке.

  • Техника безопасности при работе на токарном станке

  • Знакомство с устройством токарного станка.

  • Технология точения на токарном станке

  • Заготовка материала для работы на токарном станке.

  • Изготовление изделий на токарном станке (толкушки, скалки, сувениры, солонки и т.д.)

7..Изготовление рамок

  • Заготовка материала для рамок

  • Техника безопасности при работе с инструментами.

  • Технология изготовления

  • Изготовления изделий по выбору учащихся (рамка для фото или картины, элементы резьбы или выпиливание)

11. Подведение итогов.

  • Проведение выставки работ учащихся.



Учебно - методические материалы


1.Методическая литература.

  • «Материаловедение для столяров и плотников» М.А.Григорьев

  • «Как сделать мебель самому» В.И. Нефедов

  • «Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева

  • «Резьба по дереву» А.Ю. Семенцов

  • «Резьба по дереву новые идеи старого ремесла» А.Ю. Семенцов

  • Журналы «Сделай сам»

  • Журналы «Юный техник»





2. Наглядные пособия

  • Плакаты

  • Таблицы

  • Схемы

  • Детали изделий

  • Готовые изделия (работа учителя)