День грамотности
Здравствуйте, ребята! Совсем недавно в нашей стране отмечался праздник, может вы знаете о каком празднике идет речь?
8 сентября в нашей стране отмечается Международный день грамотности. Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года.
Как вы считаете, что же такое грамотность? Какого человека можно назвать грамотным? (Умение читать и правильно писать)
Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».ВИДЕО
Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности. Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Потом по сценарию проведения Дня грамотности прозвучат цитаты классиков о родном языке:
– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».
– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
– А так ли важно быть грамотными? ВИДЕО
Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека.
– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.
– Хотя гаджеты и помогают исправлять ошибки, они не помогут вам подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль, и не исправят слово одного стиля на слово из другого.
– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы проведем с вами турнир умов «Грамотным быть модно»
Разогрев. Блиц опрос:
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (6)
Как делятся слова? (На слоги)
Назовите родоначальников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
Как называется часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол)
На болоте нет дорог. Я по кошкам кочкам скок да скок.
Сияет море перед нами. Летают майки чайки над волнами.
Жучка будку булку не доела: неохота, надоело.
Ехал дядя без билета жилета, заплатил он штраф за это.
Мы собираем васильки, на головах у нас венки щенки.
На глазах у детворы крышу крысу красят маляры.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
Ответ:
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
“Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.
Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!