Действия учителя при составлении урока - модуля:
1) формулирование темы урока;
2) отбор учебного материала по содержанию;
3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;
(например: в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)
4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;
5) определение способов учебной деятельности учащихся;
6) отбор методов и форм деятельности учителя;
7) письменное составление модуля данного урока;
8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.
УЭ не должно быть очень много.
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь ученик по завершению работы.
УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.
УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).
Достижение целей гарантировано в том случае, если идёт чёткое руководство по усвоению материала.
Очень часто планируемые задания предлагаются на двух уровнях:
1-ый уровень включает обязательный для изучения материал (учащиеся должны знать и уметь) т. е. рассчитано на простое воспроизведение минимума.
2-ой уровень предполагает, что учащиеся могут знать предмет шире и глубже, использовать его в разных ситуациях (т.е. могут знать и уметь).
УЭ-4 - выходной контроль (самоконтроль и самооценка учащихся) подведение итогов самим учеником.
УЭ-5 - рефлексия, т.е. выбор индивидуального домашнего задания и окончательный итог урока.
Результатом выходного контроля (УЭ-4,УЭ-5) может быть ответ ученика у доски учителю, группе учеников, тест, контурная карта и др.
Техника организации урока модульной технологии обучения в системе 3 х 30:
1.-30-минут
Актуализация опорных знаний.
Повторение.
Мотивация, новых знаний и умений.
2. -30- минут
Новая тема
Формирование новых знаний
Блок-теория
Лекции
Сообщение
Составление схем
Таблиц
Работа с учебником и т.д.
3. -30- минут
Закрепление
Обратная связь;
Контрольные срезы;
Самостоятельные работы;
Консультации и т.д.
Технология модульного обучения в структуре уроков.
1. Перед началом изучения нового блока учебного материала учитель сообщает и представляет в наглядной форме (запись на доске, на плакате) план прохождения материала (установка): указываются темы, количество уроков по каждой теме, формы организации (ученики записывают в тетрадь). Можно подготовить готовые "установки" и раздать каждому ученику. Называются сроки итогового контроля.
2. В начале работы с модулем проводится входной контроль и коррекция знаний и умений.
3. Учитель разъясняет методику работы с данным модулем: как будет проходить работа в классе в соответствии с планом; как будут проведены проверочные работы. Напоминаются критерии оценки и методика их выставления.
4. Вначале учитель объясняет материал сам, показывает образцы решения, включает ученика в обсуждение изучаемого.
5. Далее ученик самостоятельно детально изучает материал по учебнику по частям или по плану. Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует.
6. Закрепление материала происходит по карточкам, либо в парах, либо обмен карточками с соседом по парте, либо работа в группе (3-4 ученика).
7. Обобщающее занятие по всему модулю может проходить в виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого отчета и т. д.
8. После завершения модуля осуществляется выходной (итоговый) контроль. Выставляется итоговая отметка в соответствии с заданными критериями. Итоговый контроль может быть в виде устного зачета или письменной контрольной работы.
Типы модулей
Типы мини-модулей по А.Фурману
Чувственно-эмоциональный
Установочно –мотивационный
Содержательно-поисковый
Контрольно-содержательный
Адаптивно-преобразующий
Системно-обобщающий
Контрольно-рефлексивный
Духовно-эстетичный