-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече! Эпиграфом к нашему разговору послужат слова Василия Александровича Сухомлинского: «Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на интерактиве? Какую проблему мы будем обсуждать?
- Верно, мы с вами поговорим о значимости и о роли положительного примера
- Предположите, как звучит тема интерактива? (Ребенок – зеркало семьи)
- Исходя из темы интерактива, какие цели поставим перед собой?
- Определить, как родители влияют на формирование нравственного облика детей.
- Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воздействия родителей на ребенка.
Как вы думаете, почему мы с вами обратились к данной проблеме?
Предлагаю обсудить, насколько актуальной является тема интерактива, рассмотрев обсуждаемый вопрос по нескольким аспектам: (высвечиваю на доске или карточки на доску?)
1. Психологическое развитие ребенка (вопрос: Как семья влияет на психологическое развитие ребенка?)
Ребенок формируется под влиянием окружающей среды. Семья является первым социальным институтом, который закладывает основы личности, моральных ценностей, поведения и эмоционального фона. Взаимодействие родителей с ребенком, их отношение друг к другу и общий климат в доме отражаются на психическом здоровье и развитии ребенка, соответственно впоследствии ребенок будет демонстрировать подобную систему отношений и в обществе.
Если в семье царит гармония, любовь и поддержка, ребенок растет уверенным в себе и открытым миру. Напротив, конфликты, агрессия или равнодушие могут привести к проблемам в поведении и самооценке ребенка.
2. Социальная адаптация (Какую роль играет семья в социализации ребенка?)
Семья играет ключевую роль в социальной адаптации ребенка. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми через пример своих родителей. От того, насколько родители умеют выстраивать отношения с окружающими, друг с другом и в первую очередь с самим ребенком, зависит его способность адаптироваться в обществе.
3. Эмоциональный интеллект (Как родители, их внешнее проявление чувств и эмоций влияют на развитие эмоционального интеллекта ребенка?)
Эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в семье, влияют на его эмоциональную зрелость и способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. Родители являются первыми учителями эмоциональной грамотности для своего ребенка. Если они демонстрируют умение справляться с негативными эмоциями, проявлять сочувствие и эмпатию, то эти качества будут развиваться и у ребенка.
4. Здоровье и благополучие (Как гармоничные и неблагоприятные семьи влияют на здоровье и благополучие ребенка?)
Исследования показывают, что дети, растущие в гармоничных семьях, реже страдают от проблем со здоровьем, таких как депрессия, тревожность и другие психологические расстройства. Напротив, неблагоприятная семейная обстановка может стать причиной различных заболеваний, включая хронический стресс, проблемы с питанием и сном.
Таким образом, актуальность темы «Ребенок — зеркало семьи» заключается в том, что она подчеркивает важность семейного воспитания, влияния внутрисемейных отношений и семейных отношений на формирование личности ребенка.
-Уважаемые родители, предлагаю Вам прослушать притчу о родителях и детях, послушайте.
«Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок?! Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
-Как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Давайте обсудим.
- Верно, модель поведения, демонстрируемая дочерью, являлась всего лишь отражением его собственного отношения к своему ребенку. Возможно сама дочь когда-то не была услышана отцом, и как следствие возникла зеркальная ситуация.
Не зря мудрая пословица гласит: «Всё, что ищешь, ищи в себе».
-Уважаемые родители, я не открою истину, если скажу, что все родители хотят для своих детей добра и счастья. У всех нас разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, которым мы желаем только хорошего. Быть родителями – это радостный, но и серьезный, ответственный труд. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как родителям строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы быть достойным и истинным примером для своих детей, чтобы когда-нибудь ваш ребенок сказал: «Спасибо моим родителям за то, что были для меня образцом и авторитетом»
Основная часть
-Виктор Петрович Астафьев писал: «Дети–это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё видно».
- Как вы понимаете данные слова?
На самом деле, это так. Наши дети - наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее, и плохое.
Всем вам известны слова: «Дети-цветы жизни». Это высказывание принадлежит М. Горькому. Перед вами макет красного и синего цветка. Выберите красный цветок, если считаете, что в деле воспитания детей силен пример родителей, а синий - в том случае, если вы убеждены, что дети в большей степени подвергаются влиянию социума. Выскажите, пожалуйста, свои аргументы.
Действительно, в воспитании ребенка действительно силён пример родителя, но не стоит недооценивать и роль общества в воспитании человека. Взрослея, дети все больше времени проводят в социуме, но все социальные институты могут лишь помочь родителям в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
Таким образом, в развитии ребёнка огромное значение имеет правильно скоординированное взаимодействие семьи и общества. Но важно помнить, что пример собственных родителей является для детей первостепенным образцом!
Антон Семенович Макаренко писал по этому поводу: «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - всё это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо».
-Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам поработать в парах и обсудить некоторые проблемные жизненные ситуации.
1. Семилетний Саша оскорбил бабушку. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь.
Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!
- Да как ты смеешь отца учить?!
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Каким станет Саша несколько лет спустя?
Как стоит поступить родителям в данной ситуации?
2.Раздается звонок на стационарный телефон. Ваш ребенок берет трубку, а Вы просите его сказать, что Вас нет дома.
Правильную ли модель поведения демонстрирует родитель и каким вырастет ребенок?
Как стоит поступить родителям в данной ситуации?
- Верно, родители являются для своих детей главным примером, это значит, что от того, какую модель поведения будут демонстрировать родители, зависит то, какими людьми вырастут дети.
Наших детей можно сравнить с сосудом или чашей, наполнение которых во многом зависит от нас самих. Наполняя их, мы отдаем детям свое сердце. На сердечках, которые вы видите перед собой, запишите (с обратной стороны) те положительные качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях. Теперь подчеркните те качества, которые присущи вам самим. Если у вас много совпадающих положительных качеств, это очень хорошо. Значит, вы сможете передать их своим детям. Предлагаю наполнить «чашу» этими сердечками. Наполнение наших детей во многом зависит от вас, родители. Поэтому давайте будем примером для своих детей.
Упражнение «Яблочко от яблоньки».
-Ведь часто вы спрашиваете себя: «Почему мой ребенок вырос таким непослушным?», «Почему он стал таким равнодушным ко всему?» Или говорите: «Постоянно он попадает в неприятные ситуации», «Совсем обнаглел, постоянно хамит» и т.д. Почему так случается, неужели не досмотрели? - Бывают случаи, когда родители уделяют своим детям достаточно много времени, а они все равно проявляют неуважение. В этой ситуации срабатывает фактор «личного примера».
- Чтобы разобраться в ситуации лучше, предлагаю вам написать на листах в форме яблока справа свои отрицательные черты характера, поведения, а слева черты характера, поведения, которые вы замечаете в своем ребенке.
После того как родители выполняют задания, учитель прикрепляет яблоки на ватман, на котором изображена яблоня.
- Трудно было написать свои недостатки в характере?
- Увидели ли вы недостатки вашего характера, которые есть и у вашего ребенка?
- Как говорится в народной поговорке: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Поэтому, прежде чем наказывать своих детей за их слова и поступки, нужно спрашивать в себя: «Почему он вырос таким непослушным и бездельником?», нужно сначала посмотреть на свои недостатки и начать воспитание ребенка с себя.
Дети – это уникальный механизм, который позволяет родителям увидеть их самих со стороны. Смотря на детей, вы можете понять, что и где вы делаете не так.
Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.
Вернемся к теме нашего интерактива «Ребенок-это зеркало семьи…»
Итак, как сделать так, чтобы ребенок действительно стал зеркальным отражением положительных семейных взаимоотношений? Давайте составим правила для родителей.
(на доске интерактивной правила вразброс)
Какие из представленных правил можно выбрать?
Как можно больше общаться с детьми, несмотря на вечную занятость, житейские проблемы.
Найти правильный стиль общения со своим ребенком.
Стремиться быть для них примером нравственного поведения.
Прислушиваться к советам психолога.
Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.
В помощь в воспитании ребенка предлагаю вам памятку «Советы родителям» (переход по QR-коду)
Памятка «Советы родителям»
1. Ваш ребенок это ваше будущее, не только сохраняющее ваши достоинства, но и преумножающее их.
2. Ваш ребенок - член вашей семьи, приучайте его по мере взросления к определенным поручениям. Учите его любить свой дом, семью.
3. Главное средство воспитания ребенка - Ваш пример, поведение. Слова -вспомогательное средство.
4. Предоставляйте Вашему ребенку возможность проявлять себя в разных делах: интересы и увлечения родителей могут стать интересами детей.
5. Психическое развитие Вашего ребенка, формирование его личности зависит от стиля семейного воспитания.
6. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у ребенка личную ответственность.
Подведение итогов
Рефлексия
- Обратите внимание, на доске представлены незаконченные предложения. Я предлагаю вам продолжить любую из фраз на выбор.
- В завершение хочу привести строки из стихотворения Себастьяна Брандта «Родителям о воспитании»:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
Л.Н. Толстой сказал: «Я думаю, что не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам не являешься образцом. А воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому никто не помогает столько, как дети».
- Спасибо за то, что посетили наш интерактив, и помните, что дети – зеркало семьи. До свидания!
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Безусловно принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте его успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
Не забывайте обнимать и целовать своих детей.
Будьте положительным примером для своих детей!
ПОДУМАЙТЕ!
Мы хотим, чтобы дети уважали нас - родителей, и в тоже время повышаем голос на своих родителей.
Мы хотим, чтобы сыновья выросли настоящими мужчинами, и в тоже время, сталкиваемся с грубостью по отношении к жене в семье. Мы вообще забываем простую истину – для хорошего воспитания детей необходимы хорошие отношения между родителями.
Мы хотим, чтобы дети были добрыми и отзывчивыми, а сами проходим мимо нуждающихся.
Мы хотим привить любовь к животным, а сами пинаем кошку.
Мы хотим, чтобы дети уважали старость, а никогда не уступим место пожилому человеку.
Мы хотим вырастить оптимистов и уверенных в себе людей, а каждый раз говорим вслух о своих неудачах и повторяем слова «не могу, не получается, никогда».
Мы хотим, чтобы наши дети достигли высот в жизни, и каждый раз ругаем их за мелкие поражения, унижая и доказывая, что кто-то лучше них.
Мы не учитываем, что если ребенок растет в насмешках, то он учится быть озлобленным и боязливым.
Мы забываем хвалить их, пусть даже за обыденную мелочь. Мы забываем говорить «спасибо», «доброе утро», а потом удивляемся, почему наши дети безкультурные.
Вместо того, чтобы потратить 5 минут на ответ ребенка, мы отмахиваемся от него, что нам некогда и посылаем смотреть его телевизор, а потом спрашиваем: откуда они набрались таких плохих слов?… И потом рассуждаем о дурном влиянии садика и школы.
Мы удивляемся, что наши дети черствы и не щедры, а сами не помним, когда мы их обнимали и делились радостью.
Мы говорим о важности книг, давным-давно забыв, как называлась последняя прочитанная книга.
Мы хотим, чтобы ребенок держал слово, тем самым теша его не исполненными обещаниями.
Мы учим говорить правду и ругаем за ложь, не замечая порой, что сами часто обманываем детей. Ведь дети учатся быть справедливыми, если они растут в справедливости.
Мы столько хотим и требуем от детей и никогда не задумываемся, а что мы делаем для этого сами. Ребенок учится делать те вещи, которым мы его учим.
Проанализируйте предложенную ситуацию.
1. Семилетний Саша оскорбил бабушку. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь.
Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!
- Да как ты смеешь отца учить?!
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Каким станет Саша несколько лет спустя?
Как стоит поступить родителям в данной ситуации?
Проанализируйте предложенную ситуацию.
2.Раздается звонок на стационарный телефон. Ваш ребенок берет трубку, а Вы просите его сказать, что Вас нет дома.
Правильную ли модель поведения демонстрирует родитель и каким вырастет ребенок?
Как стоит поступить родителям в данной ситуации?