6
Урок в 6 классе
Путешествие в Глаголию
Тема: обобщающее повторение по теме: «Глагол как часть речи»
Цели:
контроль за усвоением знаний, закрепление знаний по теме
формирование информационно-коммуникативных умений и навыков
отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи
выявление роли глагола в тексте
Оборудование: карта страны Глаголии; листы с тестом по глаголу; рабочие листы с текстами поэзии Ф.И. Тютчева, задания на лепестках, яблоках, грушах и апельсинах
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная
Ход урока
Вступительное слово учителя
Ребята! Сегодня мы закрепляем изученный материал по теме «Глагол».
Этот урок необычный, и пройдёт он в форме путешествия в страну Глаголию. Работать на уроке вам предстоит всем вместе, самостоятельно и в паре. Перед вами физическая карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждёт. Столица этой страны – город Действий, от вокзалов которого отправляются поезда до станций Теоретическая, Грамматическая, Орфографическая, Орфоэпическая и Творческая. Наш поезд там обязательно остановится.
В центре государства протекает большая река Времени с притоками Прошедшим, Настоящим и Будущим. На северо-востоке расположились горы Множественная и Единственная, а напротив – долина Спряжений.
Восточную част страны омывает Глаголево море, а Юг - Лингвистический океан, где постоянно у берегов плещутся Три Кита.
Да и народ здесь живёт удивительный. Он не может сидеть на месте без дела и постоянно что-то придумывает.
Вот, к примеру, вырастили они цветик-разноцветик, который каждую весну распускает свои лепестки, а рядом – чудо-дерево с удивительными плодами. Интересно? Тогда поехали.
II. Основная часть урока
1. Станция «Теоретическая»
Прибываем на станцию Теоретическая. Посмотрите, этот цветик-разноцветик достали из морских глубин Три Кита и сказали, что подарят его вам, если вы успешно справитесь с заданием – ответите на вопросы.
Блиц-опрос. Учитель проходит по рядам, ученик берет любой вопрос и отвечает на него.
Вопросы:
Что такое глагол?
Сколько у глагола спряжений? Как их определить?
Как изменяются глаголы?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
Чем отличаются глаголы переходные от непереходных?
Рассказать о глаголах повелительного наклонения.
Рассказать о глаголах условного наклонения.
В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Ребята, давайте составим своеобразный портрет глагола в виде таблицы, куда соберём все его грамматические и морфологические признаки (таблица распечатана для каждого, ребята заполняют 2 колонку)
Глагол | часть речи |
Общее грамматическое значение | действие |
Отвечает на вопросы | что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д. |
Начальная форма | инфинитив |
Морфологические признаки: - постоянные - непостоянные | вид, переходность, спряжение наклонение, число, если есть – время, лицо, род |
Синтаксическая роль | обычно сказуемое |
2. Станция «Грамматическая»
Ну что же, прибываем на станцию Грамматическая.
Народ в Глаголии живёт удивительный. Он не может сидеть на месте без дела и постоянно что-то придумывает.
Вот, к примеру, вырастили они чудо-дерево с удивительными плодами.
(На доске нарисован ствол дерева, к нему на магниты прикреплены фрукты – яблоки, груши, апельсины)
Игра «Собираем урожай» (от каждой ряда выходит ученик и собирает свои фрукты)
1 уч-ся собирает яблоки и раскладывает их на две кучки согласно заданию - по спряжениям глаголов.
прыга…т , дыш…т, стел…т, игра…т, нос…т
2 уч-ся собирает груши и раскладывает их на две кучки согласно заданию - по видам глаголов.
скрыться, льётся, хвалят, растопит, смотрим
3 уч-ся идёт за апельсинами и раскладывает их на три кучки согласно заданию – по наклонениям.
спрячь, везите, услышали бы, пройдёт, повысил
Проверка 1 задания: ученик диктует уч-ся глаголы I и II спр., а уч-ся оценивают правильность ответа, записав в столбик по спряжениям (если не согласны, то записывают по-своему правильно).
Проверка 2 задания: ученик читает глаголы, деля их по видам, а остальные оценивают ответ, определяя вид данных глаголов по тетради.
Проверка 3 задания: ученик читает глаголы, деля их по наклонениям, а остальные оценивают ответ, определяя вид данных глаголов по тетради.
3. Станция «Орфографическая»
Предлагается тест из 4 вопросов на 3 минуты.
Тест 1. Найдите глагол в форме инфинитива: а) Необходимо хорошо учит..ся. б) Он смеёт..ся. в) Прогуляет..ся по улице. 2. Выберите глагол, в окончании которого пишется Е: а) снег раста..л б) уме..т шить в) цен..т красоту 3. Выберите глагол, в корне которого пишется И: а) бл..стает б) расст..лить в) соб..рёт 4. Найдите глагол, в котором не пишется Ь: а) не пореж..ся б) спряч..ся в) ляг..те 5. Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы: а) команд..вал б) доклад..вал в) обрад..вался |
Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, сверьте свои ответы на тест с доской.
1 – а, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – б
С акими орфограммами вы работали? (-тся и –ться, е-и в окончаниях, е-и в корнях с чередованием, Ь в гл. повел. накл., гласные в суффиксах гл.)
4. Станция «Орфоэпическая»
На доске заранее написаны слова, в которых надо расставить ударения и прочитать вслух:
повторИт балУю клАла
облегчИт углубИт взялА
позвонИшь упростИшь исчЕрпать
Станция «Творческая»
Беседа по лирике. Анализ лирической миниатюры Ф.И.Тютчева
- Ребята, какое время года вы любите?
- Какие ассоциации у вас возникают с таким временем года, как весна?
Природу воспевали и воспевают в своих стихах многие поэты. Мне очень нравится лирика Ф.И.Тютчева, потому что она у него, по мысли самого поэта, действительно живёт и дышит, подобно человеку. Много своих миниатюр он посвятил весне. Одно из них –
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Словарная работа:
Динамика ( греч. dynamikos – сильный) – движение, действие.
Статика (греч. statos – стоящий) – покой, неподвижность.
- Определите тип речи (повествование)
- Что позволяет показать движение в стихотворении ?
(насыщенность глаголами: их 14 из 44 слов знаменательных частей речи)
Работа по заполнению таблицы и анализу лирики
- Попытайтесь теперь определить, глаголы в данном стихотворении несут одинаковую функцию или различную? Для этого рассмотрите таблицу и выпишите глаголы, распределяя их по колонкам (карандашом)
Глаголы движения, действия | Глаголы звучания | Глаголы цвета | Глаголы состояния |
бегут, выслала, идёт, будят, толпится | шумят, гласят | блещут, белеет | белеет |
- Назовите
глаголы движения (бегут, выслала, идёт, будят, толпится);
глаголы звучания (шумят, гласят);
глаголы цвета (блещут, белеет).
- Глаголы какой тематической группы преобладают в стихотворении?
- Но разве мы только зрительно представляем приход весны? Нет. Мы её слышим, поэтому вами найдены глаголы звучания.
- И, как вы уже отметили, имеются глаголы цвета, хотя цветовую гамму нам несут в большей мере имена прилагательные.
- А какой художественный образ, по вашему мнению, создаёт динамику? (образ воды)
- Да, это движение создаёт вода, отсюда такая динамичная картина.
- Но в стихотворении есть и статичное состояние природы, выраженное глаголом. Найдите эту строчку и зачитайте. (Ещё в полях белеет снег…)
- Какую можете вы нарисовать картину?
( В полях задержалась зима, царит атмосфера покоя и тишины…)
- А как называется этот художественный приём, с помощью которого достигается динамичная картина? (олицетворение)
Вывод: в зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, художественные образные средства…
III. Итог, задание на дом
Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».
3. Ребята, кому мы поставим оценки и за что? Чью работу можно выделить?
IV. Рефлексия
У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю вам украсить дворец Глагола ими. Если вам всё было понятно сегодня на уроке, прикрепите красный цветочек, если вы в чем-то затрудняетесь, прикрепите синий.