СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по теме "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме "Глагол"»

6



Урок в 6 классе

Путешествие в Глаголию


Тема: обобщающее повторение по теме: «Глагол как часть речи»

Цели:

  • контроль за усвоением знаний, закрепление знаний по теме

  • формирование информационно-коммуникативных умений и навыков

  • отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи

  • выявление роли глагола в тексте

Оборудование: карта страны Глаголии; листы с тестом по глаголу; рабочие листы с текстами поэзии Ф.И. Тютчева, задания на лепестках, яблоках, грушах и апельсинах

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная


Ход урока


  1. Вступительное слово учителя


Ребята! Сегодня мы закрепляем изученный материал по теме «Глагол».

Этот урок необычный, и пройдёт он в форме путешествия в страну Глаголию. Работать на уроке вам предстоит всем вместе, самостоятельно и в паре. Перед вами физическая карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждёт. Столица этой страны – город Действий, от вокзалов которого отправляются поезда до станций Теоретическая, Грамматическая, Орфографическая, Орфоэпическая и Творческая. Наш поезд там обязательно остановится.

В центре государства протекает большая река Времени с притоками Прошедшим, Настоящим и Будущим. На северо-востоке расположились горы Множественная и Единственная, а напротив – долина Спряжений.

Восточную част страны омывает Глаголево море, а Юг - Лингвистический океан, где постоянно у берегов плещутся Три Кита.

Да и народ здесь живёт удивительный. Он не может сидеть на месте без дела и постоянно что-то придумывает.

Вот, к примеру, вырастили они цветик-разноцветик, который каждую весну распускает свои лепестки, а рядом – чудо-дерево с удивительными плодами. Интересно? Тогда поехали.



II. Основная часть урока


1. Станция «Теоретическая»

  • Прибываем на станцию Теоретическая. Посмотрите, этот цветик-разноцветик достали из морских глубин Три Кита и сказали, что подарят его вам, если вы успешно справитесь с заданием – ответите на вопросы.

Блиц-опрос. Учитель проходит по рядам, ученик берет любой вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

  1. Что такое глагол?

  2. Сколько у глагола спряжений? Как их определить?

  3. Как изменяются глаголы?

  4. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

  5. Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

  6. Чем отличаются глаголы переходные от непереходных?



  1. Рассказать о глаголах повелительного наклонения.

  2. Рассказать о глаголах условного наклонения.

  3. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?


  • Ребята, давайте составим своеобразный портрет глагола в виде таблицы, куда соберём все его грамматические и морфологические признаки (таблица распечатана для каждого, ребята заполняют 2 колонку)



Глагол

часть речи

Общее грамматическое значение

действие

Отвечает на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д.

Начальная форма

инфинитив

Морфологические признаки:


- постоянные


- непостоянные




вид, переходность, спряжение


наклонение, число, если есть – время, лицо, род

Синтаксическая роль

обычно сказуемое




2. Станция «Грамматическая»


  • Ну что же, прибываем на станцию Грамматическая.

Народ в Глаголии живёт удивительный. Он не может сидеть на месте без дела и постоянно что-то придумывает.

Вот, к примеру, вырастили они чудо-дерево с удивительными плодами.

(На доске нарисован ствол дерева, к нему на магниты прикреплены фрукты – яблоки, груши, апельсины)


Игра «Собираем урожай» (от каждой ряда выходит ученик и собирает свои фрукты)


1 уч-ся собирает яблоки и раскладывает их на две кучки согласно заданию - по спряжениям глаголов.

прыга…т , дыш…т, стел…т, игра…т, нос…т


2 уч-ся собирает груши и раскладывает их на две кучки согласно заданию - по видам глаголов.

скрыться, льётся, хвалят, растопит, смотрим


3 уч-ся идёт за апельсинами и раскладывает их на три кучки согласно заданию – по наклонениям.

спрячь, везите, услышали бы, пройдёт, повысил


Проверка 1 задания: ученик диктует уч-ся глаголы I и II спр., а уч-ся оценивают правильность ответа, записав в столбик по спряжениям (если не согласны, то записывают по-своему правильно).

Проверка 2 задания: ученик читает глаголы, деля их по видам, а остальные оценивают ответ, определяя вид данных глаголов по тетради.

Проверка 3 задания: ученик читает глаголы, деля их по наклонениям, а остальные оценивают ответ, определяя вид данных глаголов по тетради.


3. Станция «Орфографическая»


Предлагается тест из 4 вопросов на 3 минуты.



Тест


1. Найдите глагол в форме инфинитива:

а) Необходимо хорошо учит..ся.

б) Он смеёт..ся.

в) Прогуляет..ся по улице.



2. Выберите глагол, в окончании которого пишется Е:

а) снег раста..л

б) уме..т шить

в) цен..т красоту


3. Выберите глагол, в корне которого пишется И:

а) бл..стает

б) расст..лить

в) соб..рёт


4. Найдите глагол, в котором не пишется Ь:

а) не пореж..ся

б) спряч..ся

в) ляг..те


5. Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы:

а) команд..вал

б) доклад..вал

в) обрад..вался





  • Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, сверьте свои ответы на тест с доской.

1 – а, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – б

  • С акими орфограммами вы работали? (-тся и –ться, е-и в окончаниях, е-и в корнях с чередованием, Ь в гл. повел. накл., гласные в суффиксах гл.)


4. Станция «Орфоэпическая»


На доске заранее написаны слова, в которых надо расставить ударения и прочитать вслух:

повторИт балУю клАла

облегчИт углубИт взялА

позвонИшь упростИшь исчЕрпать





  1. Станция «Творческая»


Беседа по лирике. Анализ лирической миниатюры Ф.И.Тютчева


- Ребята, какое время года вы любите?

- Какие ассоциации у вас возникают с таким временем года, как весна?

Природу воспевали и воспевают в своих стихах многие поэты. Мне очень нравится лирика Ф.И.Тютчева, потому что она у него, по мысли самого поэта, действительно живёт и дышит, подобно человеку. Много своих миниатюр он посвятил весне. Одно из них –


Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.


Словарная работа:

Динамика ( греч. dynamikos – сильный) – движение, действие.

Статика (греч. statos – стоящий) – покой, неподвижность.



  • - Определите тип речи (повествование)

  • - Что позволяет показать движение в стихотворении ?

(насыщенность глаголами: их 14 из 44 слов знаменательных частей речи)


Работа по заполнению таблицы и анализу лирики


  • - Попытайтесь теперь определить, глаголы в данном стихотворении несут одинаковую функцию или различную? Для этого рассмотрите таблицу и выпишите глаголы, распределяя их по колонкам (карандашом)


Глаголы движения, действия

Глаголы звучания

Глаголы цвета

Глаголы состояния

бегут, выслала, идёт, будят, толпится

шумят, гласят

блещут, белеет

белеет







- Назовите

  • глаголы движения (бегут, выслала, идёт, будят, толпится);

  • глаголы звучания (шумят, гласят);

  • глаголы цвета (блещут, белеет).


- Глаголы какой тематической группы преобладают в стихотворении?

- Но разве мы только зрительно представляем приход весны? Нет. Мы её слышим, поэтому вами найдены глаголы звучания.

- И, как вы уже отметили, имеются глаголы цвета, хотя цветовую гамму нам несут в большей мере имена прилагательные.


- А какой художественный образ, по вашему мнению, создаёт динамику? (образ воды)

- Да, это движение создаёт вода, отсюда такая динамичная картина.


- Но в стихотворении есть и статичное состояние природы, выраженное глаголом. Найдите эту строчку и зачитайте. (Ещё в полях белеет снег…)

- Какую можете вы нарисовать картину?

( В полях задержалась зима, царит атмосфера покоя и тишины…)

- А как называется этот художественный приём, с помощью которого достигается динамичная картина? (олицетворение)


Вывод: в зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, художественные образные средства…

III. Итог, задание на дом


  1. Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, вы справились со всеми заданиями.

  2. Откройте дневники и запишите домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

3. Ребята, кому мы поставим оценки и за что? Чью работу можно выделить?



IV. Рефлексия


У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю вам украсить дворец Глагола ими. Если вам всё было понятно сегодня на уроке, прикрепите красный цветочек, если вы в чем-то затрудняетесь, прикрепите синий.