СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по теме "Органоиды клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формировать представление об органоидах, развивая знание о строение живой клетки Задачи: 1.    образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; 2.    развивающая – продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти; 3.    воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма.  

Просмотр содержимого документа
«annot»

Аннотация к конкурсной работе «Методическая шкатулка 2013»

номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»



Учитель: Юнева Юлия Евгеньевна

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Калдино

Предмет: биология

Краткая аннотация: разработка урока по теме «Органоиды цитоплазмы клетки» в 9 классе.

Тип урока: комбинированный

Приобретаемые навыки у детей: научиться распознавать органоиды по внешнему виду, определять функции, тренируют слуховую и зрительную память.

Технологические особенности: презентация по теме урока, анимации об органоидах клетки, раздаточный материал: карточки с заданиями.

Используемые ресурсы ЦОР: (http://school-collection.edu/.ru)

  1. Митохондрия «Митохондрии и их функции (№137548)»

  2. Центриоли «Клеточный центр (№137552)»

  3. пластиды «Пластиды (№137549)»

  4. Аппарат Гольджи «Функции аппарата Гольджи (№137554)»

  5. Лизосома «Лизосомы и их функции (№137546)»

  6. Эндоплазматическая сеть «Эндоплазматическая сеть и ее функции (№137543)»

  7. Рибосома «Рибосома (№137544)»



Данные ресурсы , используются на этапе изучения нового материала ,позволяют: наглядно продемонстрировать строение и работу органоидов клетки в движении, смена монологической речи при объяснении.

Просмотр содержимого документа
«annot»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к конкурсной работе «Методическая шкатулка 2011»

номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»

Учитель: Юнева Юлия Евгеньевна

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Калдино

Предмет: биология

Краткая аннотация: разработка урока по теме «Органоиды цитоплазмы клетки» в 9 классе.

Тип урока: комбинированный

Приобретаемые навыки у детей: научиться распознавать органоиды по внешнему виду, определять функции.

Технологические особенности: презентация по теме урока, анимации об органоидах клетки, раздаточный материал: карточки с заданиями.

Используемые ресурсы ЦОР:

  1. митохондрия «Митохондрии и их функции (№137548)»

  2. Центриоли «Клеточный центр (№137552)»

  3. пластиды «Пластиды (№137549)»

  4. Аппарат Гольджи «Функции аппарата Гольджи (№137554)»

  5. Лизосома «Лизосомы и их функции (№137546)»

  6. Эндоплазматическая сеть «Эндоплазматическая сеть и ее функции (№137543)»

  7. Рибосома «Рибосома (№137544)»



Данные ресурсы позволяют наглядно продемонстрировать строение и работу органоидов клетки в движении.

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

Доклад



Роберт

Гук



Выполнила Еременко Таня









2010

ГУК (Hooke), Роберт

18 июля 1635 г. – 3 марта 1703 г.

Английский естествоиспытатель Роберт Гук родился во Фрешуотере, графство Айл-оф-Уайт (остров Уайт) в семье священника местной церкви. В 1653 г. поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета, где впоследствии стал ассистентом Р. Бойля. В 1662 г. был назначен куратором экспериментов при только что основанном Королевском обществе; член Лондонского королевского общества с 1663 г. С 1665 г. – профессор Лондонского университета, в 1677-1683 гг. – секретарь Лондонского Королевского общества.

Разносторонний учёный и изобретатель, Гук затронул в своих работах многие разделы естествознания. В 1659 г. построил воздушный насос, совместно с Х. Гюйгенсом установил (около 1660 г.) постоянные точки термометра – таяния льда и кипения воды. Усовершенствовал барометр, зеркальный телескоп, применил зрительную трубу для измерения углов, сконструировал прибор для измерения силы ветра, машину для деления круга и другие приборы.

Большое значение имело открытие Гуком в 1660 г. закона пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией (закон Гука). Гук высказал идею, что все небесные тела тяготеют друг к другу и дал общую картину движения планет. Он предвосхитил закон всемирного тяготения И. Ньютона; в 1679 г. высказал мнение, что если сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния, то планета должна двигаться по эллипсу.

С помощью усовершенствованного им микроскопа Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки (термин «клетка» был введён Гуком). В своей работе «Микрография» (Micrographia, 1665) он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал корпускулярную; теплоту считал результатом механического движения частиц вещества.

Гук высказывал мысли об изменении земной поверхности, которое, по его мнению, повлекло изменение фауны. Гук считал, что окаменелости – это остатки прежде живших существ, по которым можно воспроизвести историю Земли.

Гук был известен также как архитектор. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне.

Просмотр содержимого документа
«приложение2»































I вариант

    1. Вставьте недостающее слово



  • Прокариоты не имеют оформленного____

  • Вместо ядра у прокариот в центре располагается___

  • Как переводится словосочетание “патогенные бактерии”_____

2. Тест

  1. Каково строение тела бактерии?
    а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.

  2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
    а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую

  3. Какие органоиды содержатся в клетках бактерий?
    а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.

  4. Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
    а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.

  5. Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?
    а) цисты; б) споры; в) клубеньки.









II вариант

    1. Вставьте недостающее слово



  • В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____

  • Бактерии, не использующие в энергетическом кислород называются______________

  • При неблагоприятных условиях бактерии образуют____

2. Тест

  1. Какие бактерии являются автотрофными?
    а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.

  2. К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?
    а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.

  3. Чем по типу организации является бактериальная клетка?
    а) прокариотической; б) эукариотической.

  4. Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
    а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.

  5. Какие бактерии используют кислород для дыхания?
    а) анаэробные; б) аэробные.



Просмотр содержимого документа
«приложение3»







«ТЕМА ПОНЯТНА»

I. Определите правильные утверждения о прокариотической и эукариотической клетки

  1. В отличие от эукариот прокариоты имеют митохондрии

  2. Прокариоты и эукариоты имеют рибосомы

  3. У эукариот нет жгутиков

  4. Прокариоты устроены проще эукариот

  5. Эукариотическая клетка встречается у многоклеточных и одноклеточных организмов

  6. Эукариоты - бактерии



II. Установите соответствие

  1. Митохондрия

  2. Лизосома

  3. Рибосома

А. Участвует в образовании белков

Б. Синтез АТФ

В. Двумембранный органоид

Г. Растворение мертвых органоидов клетки

Д. Образуется в ядрышках

Е. Образуются из структур комплекса Гольджи


«ТЕМА ТРЕБУЕТ РАЗЪЯСНЕНИЯ»

I. Синонимом термина «ядерные организмы» является термин

    1. Эукариоты

    2. Прокариоты

    3. Автотрофы

    4. Гетеротрофы





II. Основным запасающим веществом животной клетки является

  1. Крахмал

  2. Глюкоза

  3. Гликоген

  4. Жир

III. Наука о клетке

  1. Гистология

  2. Цитология

  3. Ботаника

  4. Биология



IV. Ученый, впервые увидевший клетку под микроскопом

  1. Левенгук

  2. Жан Батист Ламарк

  3. Чарлз Дарвин

  4. Роберт Гук






Просмотр содержимого документа
«приложение5»

Что я понял на уроке___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что узнал нового__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что требует разъяснения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я понял на уроке___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что узнал нового__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что требует разъяснения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я понял на уроке___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что узнал нового__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что требует разъяснения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«урок»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Органоиды цитоплазмы клетки

(Тема урока)



ФИО (полностью) Юнева Юлия Евгеньевна

Место работы МОУ ООШ с.Калдино Федоровского района Саратовской области

Должность учитель биологи и химии

Предмет биология

Класс 9

Тема и номер урока в теме 11 урок в теме структурная организация живых организмов

Базовый учебник С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 288с;

Цель урока формировать представление об органоидах, развивая знание о строение живой клетки

Задачи:

  1. образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду;

  2. развивающая – продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти;

  3. воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма.

Тип урока комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, по вариантам

Необходимое техническое оборудование мультимедийная приставка, компьютер,колонки



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


Организует работу учащихся


1

2

Актуализация знаний


(Слайд 1,2) Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Сколько картин, песен сложено о живой природе. Что же стоит за этой красотой? В чем загадка природы? Может попробуем заглянуть во внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку»

Слушают вводное слово учителя. Мотивация учебной деятельности

1




Как учитель, при подготовке к каждому уроку, я определяю себе цель урока, ставлю перед собой ряд задач, которые помогут мне лучше и понятнее для вас преподнести материал новой темы. Давайте попробуем совместить наши цели и, посмотрим, насколько они совпадают. Тема урока у вас перед глазами, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Определяют цель

Примерные ответы детей: узнать, что такое органоиды клетки, познакомиться с их разнообразием, строением, выполняемой функцией


3

Проверка домашнего задания.


Слайд 3-5 Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить строение прокариотической клетки.




Проверка знаний о строении прокариотической клетки по вариантам (приложение 2) Самопроверка, выставление оценок


3

4

Изучение нового материала


Ребята, вспомните, что такое клетки?





Слайд 6: посмотрите на многообразие клеток, в чем причины такого многообразия?

Клеткам также как и живым организмам присущи признаки живого. Назовите их.



Вспомним историю открытия клетки




Примерные ответы детей – наименьшая единица живого, это основное единица строения живых организмов

Примерные ответы детей особенности строения зависят от выполняемых функций

Примерные ответы детей дыхание, питание, рост и развитие, деление – т.к. клетка является одним из уровня организации живой материи.

Слайд 7 Историческая справка. Доклад учащего о вкладе Р. Гука в изучение клетки.


22




Органоиды клетки - это постоянные специализированные участки цитоплазмы клетки, имеющие определённое строение и выполняющие определённую функцию. Органоиды бываю:

органоиды специального назначения жгутики, реснички органоиды общего назначения: характерны для большинства клеток. С ними мы познакомимся.

Слайд 8 Ваша работа будет заключаться в описании органоида по следующему плану. Причем мы заполним только первые три колонки, последняя колонка останется на самостоятельное заполнение дома.




Учитель объясняет правила оформления, рассказывая о цитоплазматической мембране, и помогает заполнить таблицу






Слушают объяснение учителя













Зарисовывают таблицу

Органоид

Строение

Функция

Дополни

тельные сведения







Заполняют таблицу






  1. Эндоплазматическая сеть «Эндоплазматическая сеть и ее функции (№137543)»

  2. Рибосома «Рибосома (№137544)»

  3. Лизосома «Лизосомы и их функции (№137546)»

  4. Аппарат Гольджи «Функции аппарата Гольджи (№137554)»

  5. Митохондрия «Митохондрии и их функции (№137548)»

  6. Пластиды «Пластиды (№137549)»

  7. Центриоли «Клеточный центр (№137552)»


Координирует, при необходимости корректирует работу учащихся

Дополнительные вопросы

К ЭПС гладкая ЭПС синтезирует углеводы как называется запасающий углевод у животных и у растений

К рибосоме Как называется процесс сборки белка в клетке (пластический обмен, ассимиляция)


К лизосоме Фагоцитоз – это..

Кто открыл (И.И. Мечников)

Пиноцитоз – это..

К митохондрии Почему митохондрий много в клетках нервной и мышечной ткани

Заполняют таблицу новыми данными.

Отвечают на дополнительные вопросы учителя.


Учащиеся зачитывают описанные по плану органоиды, вносят коррективы – взаимопроверка.




5.

Проверка изученного материала


  • Карточки с органоидами: назвать и описать функции одного из органоида – работа на зрительное восприятие и узнавание органоидов


  • Тестовые задания



Устная работа на описание органоида – взаимопроверка




Выполняют разноуровневые тестовые задания - самопроверка

16






(приложение 4) работа на зрительное восприятие и узнавание органоидов

  1. Какой органоид изображен под № 1? (аппарат Гольджи)

  2. Под каким номером расположен клеточный центр? (№ 5,6)

  3. Какой органоид формируется в аппарате Гольджи ? (лизосома).

  4. Под каким № находится лизосома на рисунке? (№ 4 ).

  5. Какой органоид называют « энергетической станцией клетки?» (митохондрия).

  6. Какой органоид изображен под каким № изображена митохондрия? (2)

  7. Почему один из видов ЭПС называют шероховатой? (на ней находятся рибосомы).



Отвечают на вопросы учителя


6

Итог урока

Рефлексия


Выставление отметок

Приложение 5

Анализ работы на уроке

1

7

Домашнее задание


  • 26, выучить органоиды, их функции и строение

  • заполнить четвертую колонку (примечание - здесь учащиеся сами определяют ту информацию, которая на их взгляд необходима: это может быть год открытия, фамилия ученого или интересный факт)

  • творческое задание по желанию: выполнить модель клетки


Записывают домашнее задание

1


Приложение к плану-конспекту урока

______ Органоиды цитоплазмы клетки

(Тема урока)



Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

«Эндоплазматическая сеть и ее функции (№137543)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004b9-1000-4ddd-b92e-0e0046bc4329/?from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&rubric_id[]=81890

2

«Рибосома (№137545)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004bb-1000-4ddd-3a22-1f0046bc4329/?sort=order&from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rubric_id[]=81890

«Функции аппарата Гольджи (№137554)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004c4-1000-4ddd-4ed5-520046bc432c/?from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&rubric_id[]=81890

«Лизосомы и их функции (№137546)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004bc-1000-4ddd-ab2a-280046bc4329/?from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&rubric_id[]=81890

«Митохондрии и их функции(№137548)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004be-1000-4ddd-e4bf-320046bc4329/?interface=pupil&class=51&subject=29

«Пластиды (№137549)»

анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004bf-1000-4ddd-22a0-3f0046bc4329/?from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&rubric_id[]=81890

«Клеточный центр (№137552)»


анимация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004c2-1000-4ddd-55de-400046bc432c/?from=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1&rubric_id[]=81890





Просмотр содержимого презентации
«приложение1»

Органоиды цитоплазмы клетки

Органоиды цитоплазмы клетки

Проверка знаний

Проверка знаний

Прокариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Проверь себя I вариант ядра, кольцевая хромосома, болезнетворные 1- б; 2 – в; 3 – а; 4 – в;5 – б Количество ошибок оценка 0 -1 5 2-3 4 4-5 3 6 и более 2 II вариант

Проверь себя

I вариант

  • ядра, кольцевая хромосома, болезнетворные
  • 1- б; 2 – в; 3 – а; 4 – в;5 – б

Количество ошибок оценка

0 -1 5

2-3 4

4-5 3

6 и более 2

II вариант

  • Только рибосомы, анаэробы, споры
  • 1 – б ;2 – а;; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
Многообразие клеток Клетки соединительной ткани Нервная клетка рыхлая плотная хрящевая костная кровь

Многообразие клеток

Клетки соединительной ткани

Нервная клетка

рыхлая

плотная

хрящевая

костная

кровь

«… Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…» 1685 год Роберт  Гук

«… Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…» 1685 год

Роберт Гук

Охарактеризовать органоиды по плану: Органоид Строение Функция Дополнительные сведения

Охарактеризовать органоиды по плану:

Органоид

Строение

Функция

Дополнительные сведения

Проверь себя Задание на«5» I - 2, 4, 5 II - 1 БВ, 2 ГЕ, 3 АД. Задание на«4» Задание на «5» I - 1 Все правильно – 5 II - 3 Ошибка – 4 Ошибки - 3 III - 2 IV – 4 Задание на «4» Все правильно – 4

Проверь себя

Задание на«5»

I - 2, 4, 5

II - 1 БВ, 2 ГЕ, 3 АД.

Задание на«4»

Задание на «5»

I - 1

Все правильно – 5

II - 3

  • Ошибка – 4
  • Ошибки - 3

III - 2

IV – 4

Задание на «4»

Все правильно – 4

  • Ошибка – 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!