Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности
по теме: «Как делать сбережения?» 6 класс
Автор: Борисова Надежда Иннокентьевна, учитель начальных классов МБОУ «Санномыская СОШ»
Цель: создать условия для формирования представлений о сбережениях, способах их накопления
Дидактическая задача: научить обучающихся рационально использовать свои доходы и уметь приумножать свои сбережения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
Метапредметные результаты:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий в исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.
Коммуникативные:
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег; знание источников доходов и направлений расходов семьи;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Ключевые слова: Сбережения. Бюджет семьи. Доходы и расходы. Банковский вклад.
Ход занятия
1.Актуализация знаний и мотивация (3 – 4 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Садитесь.
- Подумайте, зачем мы сегодня собрались?
2. Ориентировочный этап (4 - 5 мин)
- Чтобы узнать тему занятия решите примеры и с помощью ключа составьте слово, оно и будет темой сегодняшнего занятия. (слайд 1)
- Верно, это слово «сбережения». Что такое сбережения? (слайд 2)
- Давайте посмотрим, зачем делать сбережения? (видеоролик «Зачем делать сбережения?»
- Какие сбережения у вас есть сейчас? Как вы их получаете? (ответы детей: «карманные деньги»)
-Давайте проверим, как сможете ли вы посчитать карманные деньги (слайд 3)
- Молодцы, у вас получилось высчитать карманные деньги. Как лучше всего распорядится своими карманными деньгами? (ответы детей: «поделить на 3 части: «потратить», «накопить», «отдать»»)
- А где лучше хранить накопления и почему? (ответы детей: «в банке», «банк – это место, где деньги могут расти», «дома деньги могут украсть»)
- Верно. Такое хранение называется банковский вклад. Это намного безопаснее и выгоднее, чем хранить их в копилке или прятать дома. К тому же их количество не изменится со временем, если только не добавлять туда новую сумму. В банке же, если он надёжный, деньги будут в безопасности, да ещё и «подрастут». Это значит, что их станет больше через некоторое время, потому что добавятся проценты.
- Выполним задание и узнаем, на сколько увеличатся сбережения в банке. (слайд 4)
3. Поисково-исследовательский этап (13 -15 мин)
- Попробуйте объяснить, что такое сбережения? Они бывают только личные? (ответы детей: « есть сбережения у семьи»)
Сбережения – резервный фонд семьи.
Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Эти сбережения нужны, чтобы располагать определенным резервным фондом. Не на «черный день», а на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.
- Давайте изучим бюджет семьи и ответим на вопрос (слайд 5)
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Поисково-исследовательский этап (продолжение) (9 – 10 мин)
- Как вы думаете, можете ли вы помочь своим родителям делать сбережения? Ведь вы ещё слишком малы и не работаете (ответы детей: «можно бережно относится к своим вещам, канцтоварам, сэкономить на покупках, коммунальных услугах»)
- Давайте решим несколько задач и проверим, сможете ли вы помочь родителям сэкономить. (слайды 7, 8)
- Молодцы, вы точно сможете помочь родителям правильно использовать сбережения.
6. Рефлексивно- оценочный этап (5 – 6 мин)
– Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» – это прежде всего умение распределять доходы и делать сбережения? (ответы детей)
- Как вы можете помочь родителям в этом? (ответы детей)
- Верно! И тогда обязательно найдутся деньги на культурно-развлекательные мероприятия и туристические поездки.
- Пригодятся ли вам в жизни знания по сбережениям и семейному бюджету?
Спасибо за урок!