Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ № 1»
_______________ Л. Е Мефодий
«_____»____________201___год
П Р О Г Р А М М А
военно-патриотического лагеря
с круглосуточным пребыванием детей «Десант»
для учащихся кадетских классов
(возраст: 12-15 лет)
| Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1 Рыков Андрей Леонидович |
г. Нягань
Пояснительная записка
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе образования нашего города осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных силах России. Помимо этого, в содержании учебных курсов биологии, истории, географии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, в содержании внеурочной работы с детьми вопросы воспитания остаются приоритетными и раскрываются через содержание учебной и вне- учебной деятельности, различные формы работы с детьми.
Вместе с тем, для эффективного решения проблем гражданско-патриотического воспитания необходим комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, воспитанников в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как стержневой духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях летнего оздоровительного лагеря, и об актуальности данной работы.
Цель
Основной целью настоящей программы является создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, воспитание верности Отечеству, формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи
обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», целевой ведомственной программы «Кадет».
организовать систему оздоровительных мероприятий, повышающих уровень физического развития подростков;
развивать умения и навыки здорового образа жизни;
способствовать развитию морально-психологической устойчивости в нестандартных ситуациях.
Учитывая собственный опыт работы, а также опыт коллег в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей, при разработке данной программы авторы опираются на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятие накопившегося за год напряжения, восполнение израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей, удовлетворения индивидуальных интересов, потребностей, склонностей, приобретения новых знаний, умений, навыков в сферах, ранее недоступных детям. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества, в этом смысле, позволит ребенку раскрыться как личности и получить социальное признание.
Принцип природосообразности. Летний оздоровительный лагерь - удобная тренировочная площадка, на которой проявляются индивидуальные возможности и особенности ребят. Поэтому необходимо учитывать возрастную и половую дифференциацию, законы природы при отборе содержания, форм и методов работы с детьми.
Принцип культуросообразности. Летний период - это не только подготовка к новому учебном году, но и продолжение образовательного процесса, который ведется по многим направлениям. Поэтому необходимым условием организации жизнедеятельности лагеря мы считаем создание среды «растящей и питающей личность», что предполагает отражение общечеловеческих культурных ценностей в содержании, формах и методах работы с детьми.
Принцип самореализации. Летний отдых детей - это зона особого внимания к ребенку, полигон для развития его познавательных интересов, его творчества, обогащения его духовного мира, создания условий для его социализации, укрепления здоровья. Поэтому жизнедеятельность лагеря организована таким образом, что личное участие ребенка в лагерных мероприятиях позволяет ему раскрыть, развить и реализовать имеющиеся потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы.
Тип лагеря, на базе которого реализуется программа, - летний профильный военно-патриотический лагерь с круглосуточным пребыванием детей.
Время и место проведения: лагерь проводится с на полигоне МАОУ ДОД МО г. Нягань «Центр «Патриот».
Продолжительность смены: 14 дней
Участники программы - подростки от 12 до 15 лет (воспитанники кадетскихклассов, учащиеся образовательных учреждений города), в отрядах не более 15 человек.
Отряды взаимодействуют между собой (совместные мероприятия, товарищеские встречи, походы, экскурсии) с целью обеспечения комплексного подхода в организации жизнедеятельности лагеря, обмена информацией между отрядами, что будет способствовать развитию личностных качеств подростков, приобретению жизненных навыков.
7.50 -8.00 | Подъем |
8.00-8.30 | Утренняя зарядка |
8.30-9.00 | Утренний туалет, уборка помещения для сна, уборка территории |
9.00-9.30 | Завтрак |
9.30-10.00 | Утренний осмотр, подготовка к занятиям, развод по занятиям |
10.00-13.00 | Занятия по расписанию |
13.00-13.30 | Подготовка к приему пищи, свободное время |
13.30-14.30 | Обед |
14.30-16.00 | Тихий час |
16.00-16.30 | Полдник |
16.30-17.00 | Личное время |
17.00-18.00 | Подготовка к лагерным мероприятиям |
18.00-18.30 | Ужин |
18.30-19.00 | Личное время |
19.00-20.30 | Культурно- досуговые мероприятия |
20.30-21.30 | Спортивно-массовые мероприятия |
21.30-22.00 | Второй ужин |
22.00-22.30 | Личное время |
22.30-22.45 | Вечерний осмотр, подведение итогов дня |
22.45-23.00 | Подготовка ко сну |
23.00 | Отбой |
Время, отведенное для игр, развлечений и свободного общения предполагает снятию напряжения между детьми, существующее вначале смены.
Режим работы лагеря:
Педагогический состав: начальник лагеря; 2 воспитателя - педагоги дополнительного образования; педагог-организатор; инструктор по физкультуре, медицинский работник.
Формы занятий:
Спартакиады
Конкурсы
Экскурсии
Подвижные игры
Соревнования
Полевые выходы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы федеральных, городских учреждений и организаций в целях обеспечения общественного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма среди детей и молодежи, консолидации усилий, координации деятельности.
Организационное сопровождение и непосредственное исполнение Программы осуществляет муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нягани. Контроль над реализацией программы осуществляет Комитет образования и науки Администрации города Нягани.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, диагностика результативности (в соответствии с задачами).
Содержание программы
I БЛОК: культурно-досуговый (35часов)
Задачи:
воспитывать чувство товарищества и ответственности за общее дело.
№ | Тема | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
1. | Соревнования по футболу, шашкам, пионерболу, перетягиванию каната, веселые старты | - | 7 | 7 |
2. | Праздники, конкурсы, викторины | 2 | 22 | 24 |
3. | Оценка двигательных способностей | - | 4 | 4 |
| Итого: | 2 | 33 | 35 |
II БЛОК: Военно-спортивный (40 часов)
Задачи:
- способствовать укреплению здоровья, формированию стремления к здоровому образу жизни, развитию морально-психологической устойчивости, физической выносливостиюношей и девушек;
закрепить на практике знания, умения, навыки, полученные при изучении курса основ военной службы в учебной программе образовательного учреждения;
подготовить юношей и девушек к сдаче нормативов по прикладным видам спорта.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
1. Тактическая подготовка (5 часов) |
1.1 | Основы общевойскового боя | - | 1 | 1 |
1.2 | Приемы и правила выполнения действий солдата в бою | - | 1 | 1 |
1.3 | Действия солдата в бою | - | 1 | 1 |
1.4 | Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта | - | 2 | 2 |
Итого: | - | 5 | 5 |
2. Огневая подготовка (5 часа) |
2.1 | Материальная часть стрелкового оружия | - | 1 | 1 |
2.2 | Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям. | - | 1 | 1 |
2.3 | Ручные, осколочные гранаты (Ф 1, РГД 42, РГ 45) | - | 1 | 1 |
2.4 | Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта | - | 2 | 2 |
Итого: | - | 5 | 5 |
3. Уставы (1 час) |
3.1 | Военнослужащие и взаимоотношения между ними, воинская вежливость | 1 | - | 1 |
Итого: | 1 | - | 1 |
4. Строевая подготовка (2 часов) |
4.1 | Строевые приемы и движение без оружия | - | 1 | 1 |
4.2 | Строевые приемы и движение с оружием | - | 1 | 1 |
Итого: | - | 2 | 2 |
5. Военная топография (3 часа) |
5.1 | Ориентирование на местности по карте, без карты и движение по азимуту | - | 3 | 3 |
Итого: | - | 3 | 3 |
6. Физическая подготовка (23 часов) |
6.1 | Учебно-тренировочные занятия | - | 6 | 6 |
6.2 | Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта | - | 2 | 2 |
6.3 | Кроссовая подготовка | 1 | 10 | 11 |
6.4 | Контроль и оценка физического состояния. | - | 4 | 4 |
Итого: | 1 | 22 | 23 |
7. Радиационная, химическая, биологическая защита (РХБЗ) (2 часа) |
7.1 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания | - | 1 | 1 |
7.2 | Средства индивидуальной защиты кожи | - | 1 | 1 |
Итого: | - | 2 | 2 |
Всего: | 2 | 38 | 40 |
Содержание II блока программы
1. Тактическая подготовка Задачи обучения:
знать основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою;
уметь применять способы передвижения на поле боя, выполнять приемы уничтожения пехоты противника при движении в атаку и отражении атаки;
воспитывать у молодежи мужество, чувства товарищества и коллективизм, готовность к взаимопомощи, выполнению задач и другие моральные и боевые качества.
Основы общевойскового боя. Характеристика современного боя, цель и виды боя. Средства поражения противника. Их условное обозначение. Важнейшие условия для достижения успеха в бою: постоянная боевая готовность: своевременность обнаруженияпротивника и уничтожение его огнем: активность, решительность, непрерывность и внезапность действий. Обязанности солдата в бою. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою. Приемы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя, действия в пешем порядке. Выполнение действия при подготовке к атаке. Порядок движения в атаку в сочетании с ведением огня на ходу. Приемы и правила выполнения способов уничтожения противника в ходе атаки (ручными осколочными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою). Требования к выбору места для ведения огня и наблюдения. Определение расположения целей по отношению к ориентирам и местным предметам. Правила доклада о результатах наблюдения. Действие солдата в бою. Выбор места для наблюдения и маскировка его. Изучение местности, местных предметов противника, составление схемы местности. Обнаружение целей, доклад о результатах наблюдения. Продвижение в глубину обороны противника. Уничтожение огневого средства противника, препятствующего движению. Оборудование и маскировка места для стрельбы. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта.
Огневая подготовка Задачи обучения:
уметь выполнять приемы и правила стрельбы из автомата, характерные задержки при стрельбе;
изучить правила сбережения автомата;
выполнить подготовительное упражнение из автомата;
знать назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат.
Назначение, боевые свойства и общее устройство стрелкового оружия. Работа частей и механизмов стрелкового оружия. Неполная разборка и сборка, чистка и смазка стрелкового оружия. Требования безопасности при обращении с оружием. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки». Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат. Устройство гранат. Работа частей и механизмов гранат. Подготовка ручных гранат к применению. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами. Метание ручных осколочных гранат с места и в движении Материальная часть автомата Калашникова. Малокалиберная винтовка. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям. Меры безопасности на занятиях. Изготовка к стрельбе лежа с упора. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора. Выполнение приемов и правил стрельбы из автомата лежа с упора на стрелковой тренировке. Совершенствование знаний по устройству автомата. Проверка готовности к выполнению упражнения стрельбы из автомата. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта.
Уставы ВС РФ
Задачи обучения:
ознакомиться с правилами обращения к старшим, правилами воинской вежливости и общими обязанностями военнослужащих;
воспитывать у молодежи любовь к Вооруженным Силам России, готовность к выполнению приказов командиров, высокую дисциплинированность и исполнительность.
Правила воинской вежливости. Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими. Порядок отдачи и выполнения приказания. Обязанности солдата. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
Строевая подготовка Задачи обучения:
знать и уметь выполнять обязанности солдата перед построением и в строю;
тренировать слушателей в правильном выполнении команд в строю и строевых приемов без оружия;
воспитывать организованность, дисциплинированность, подтянутость, опрятность, быстроту реакции, чувство коллективизма.
Строевые приемы и движение без оружия. Строй и его элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте. Выполнение команд "Становись". "Равняясь". "Смирно". "Вольно". «Головной убор снять". "Головной убор надеть". Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движение. «Головной убор надеть». Строевые приёмы и движение с оружием. Отдание воинской чести на месте и в движение в головном уборе и без него. Ответ на приветствие в движение Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнение строевых приемов без оружия.
Военная топография. Задачи обучения:
уметь определять стороны горизонта Азимут и его направление, свое местонахождение относительно местных предметов и докладывать о нем;
воспитывать у слушателей инициативу, находчивость, готовность к самостоятельным действиям;
Ориентирование на местности по карте и без карты и движение по азимуту. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилами местным предметам. Доклад о своем местонахождение.
Физическая подготовка Задачи обучения:
совершенствовать физическую подготовленность (силу, ловкость, выносливость) при повышенной физической нагрузке;
уметь выполнять упражнения, приемы и действия на спортивных снарядах, полосе препятствий, метать гранату;
ознакомить с основами АРБ;
установить уровень физической подготовки юношей по основным физическим качествам.
Учебно-тренировочные занятия. Метание гранат на дальность, на точность. Рукопашный бой. Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта. Контроль и оценка физического состояния.
Радиационная, химическая, биологическая защита. Задачи обучения:
• обучение одеванию средств индивидуальной защиты.
Назначение и устройство фильтрующего противогаза. Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза в сумку. Правила пользования противогазом. Изучение условий и порядка выполнения нормативов: «Надевание противогаза». Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, устройство, порядок надевания, снятия, укладки и переноски защитного комплекта. Изучение условий и порядка выполнения нормативов. «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза», «Действия по сигналу «Радиационная опасность»» и «Действия по сигналу «Химическая тревога»».
Материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение
Профильный военно-патриотический лагерь с круглосуточным пребыванием «Школа юного десантника» дислоцируется на туристском полигоне МАОУ ДОД МО г. Нягань «Центр «Патриот», подготовленном для проведения занятий и размещения палаточного лагеря (аккарицидная обработка, подготовка/отсыпка площадок для палаток, костровое обустройство, установка столов для приема пищи под тентами, места для хранения продуктов питания и питьевой воды).
Кадровый состав лагерной смены формируется из числа работников Комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике, Комитета образования и науки, комитета здравоохранения Администрации города Нягани.
Финансирование лагеря осуществляется из средств местного бюджета и родительской платы.
Медицинское обеспечение:
ежедневный профилактический осмотр детей;
витаминизация;
закаливающие процедуры;
занятия по медицинской подготовке;
отработка приемов по оказанию первой доврачебной помощи.
Материально-техническое обеспечение:
Ожидаемый результат
Реализация Программы и ее мероприятий должна способствовать формированию у подростков основных личностных качеств гражданина-патриота Отечества. В результате реализации Программы лагеря участники должны:
овладеть базовыми знаниями по военной истории государства, истории родного края, основам военной службы в Российской армии;
повысить уровень своего физического развития через систему оздоровительных мероприятий и реализацию комплекса спортивных соревнований по военно- прикладным видам спорта;
раскрыть свой творческий потенциал через систему творческих мероприятий смены;
сформировать навыки детского самоуправления, коммуникативные умения и навыки, лидерские качества, морально-психологическую устойчивость в нестандартных ситуациях.
Список литературы
Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / авт.-сост. Тисленкова И.А. - Волгоград: Учитель, 2007. - 172 с.
Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с.
Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-64 с.
Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры. - изд. 2-е, испр./ авт.-сост. Видякин М.В. и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 280 с.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.: Мнемозина, 2000.- 199 с.
Уроки мужества (Методические рекомендации) - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 68 с.