СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы для летнего лагеря

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка программа для летнего лагеря с дневным прибыванием для учащихся в возрасте от 8 до 15 лет

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы для летнего лагеря»

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 1»

_______________ Л. Е Мефодий

«_____»____________201___год









П Р О Г Р А М М А


военно-патриотического лагеря

с круглосуточным пребыванием детей «Десант»

для учащихся кадетских классов

(возраст: 12-15 лет)











Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1

Рыков Андрей Леонидович












г. Нягань





Пояснительная записка

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе образования нашего города осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных силах России. Помимо этого, в содержании учебных курсов биологии, истории, географии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, в содержании внеурочной работы с детьми вопросы воспитания остаются приоритетными и раскрываются через содержание учебной и вне- учебной деятельности, различные формы работы с детьми.

Вместе с тем, для эффективного решения проблем гражданско-патриотического воспитания необходим комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, воспитанников в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как стержневой духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях летнего оздоровительного лагеря, и об актуальности данной работы.

Цель

Основной целью настоящей программы является создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, воспитание верности Отечеству, формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи

  • обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», целевой ведомственной программы «Кадет».

  • организовать систему оздоровительных мероприятий, повышающих уровень физического развития подростков;

  • развивать умения и навыки здорового образа жизни;

  • способствовать развитию морально-психологической устойчивости в нестандартных ситуациях.

Учитывая собственный опыт работы, а также опыт коллег в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей, при разработке данной программы авторы опираются на следующие принципы:

    1. Принцип гуманизма. Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятие накопившегося за год напряжения, восполнение израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей, удовлетворения индивидуальных интересов, потребностей, склонностей, приобретения новых знаний, умений, навыков в сферах, ранее недоступных детям. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества, в этом смысле, позволит ребенку раскрыться как личности и получить социальное признание.

    2. Принцип природосообразности. Летний оздоровительный лагерь - удобная тренировочная площадка, на которой проявляются индивидуальные возможности и особенности ребят. Поэтому необходимо учитывать возрастную и половую дифференциацию, законы природы при отборе содержания, форм и методов работы с детьми.

    3. Принцип культуросообразности. Летний период - это не только подготовка к новому учебном году, но и продолжение образовательного процесса, который ведется по многим направлениям. Поэтому необходимым условием организации жизнедеятельности лагеря мы считаем создание среды «растящей и питающей личность», что предполагает отражение общечеловеческих культурных ценностей в содержании, формах и методах работы с детьми.

    4. Принцип самореализации. Летний отдых детей - это зона особого внимания к ребенку, полигон для развития его познавательных интересов, его творчества, обогащения его духовного мира, создания условий для его социализации, укрепления здоровья. Поэтому жизнедеятельность лагеря организована таким образом, что личное участие ребенка в лагерных мероприятиях позволяет ему раскрыть, развить и реализовать имеющиеся потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы.

Тип лагеря, на базе которого реализуется программа, - летний профильный военно-патриотический лагерь с круглосуточным пребыванием детей.

Время и место проведения: лагерь проводится с на полигоне МАОУ ДОД МО г. Нягань «Центр «Патриот».

Продолжительность смены: 14 дней



Участники программы - подростки от 12 до 15 лет (воспитанники кадетскихклассов, учащиеся образовательных учреждений города), в отрядах не более 15 человек.

Отряды взаимодействуют между собой (совместные мероприятия, товарищеские встречи, походы, экскурсии) с целью обеспечения комплексного подхода в организации жизнедеятельности лагеря, обмена информацией между отрядами, что будет способствовать развитию личностных качеств подростков, приобретению жизненных навыков.

7.50


-8.00

Подъем

8.00-8.30

Утренняя зарядка

8.30-9.00

Утренний туалет, уборка помещения для сна, уборка территории

9.00-9.30

Завтрак

9.30-10.00

Утренний осмотр, подготовка к занятиям, развод по занятиям

10.00-13.00

Занятия по расписанию

13.00-13.30

Подготовка к приему пищи, свободное время

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Тихий час

16.00-16.30

Полдник

16.30-17.00

Личное время

17.00-18.00

Подготовка к лагерным мероприятиям

18.00-18.30

Ужин

18.30-19.00

Личное время

19.00-20.30

Культурно- досуговые мероприятия

20.30-21.30

Спортивно-массовые мероприятия

21.30-22.00

Второй ужин

22.00-22.30

Личное время

22.30-22.45

Вечерний осмотр, подведение итогов дня

22.45-23.00

Подготовка ко сну

23.00

Отбой

Время, отведенное для игр, развлечений и свободного общения предполагает снятию напряжения между детьми, существующее вначале смены.

Режим работы лагеря:

Педагогический состав: начальник лагеря; 2 воспитателя - педагоги дополнительного образования; педагог-организатор; инструктор по физкультуре, медицинский работник.

Формы занятий:

  • Спартакиады

  • Конкурсы

  • Экскурсии

  • Подвижные игры

  • Соревнования

  • Полевые выходы



Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы федеральных, городских учреждений и организаций в целях обеспечения общественного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма среди детей и молодежи, консолидации усилий, координации деятельности.

Организационное сопровождение и непосредственное исполнение Программы осуществляет муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нягани. Контроль над реализацией программы осуществляет Комитет образования и науки Администрации города Нягани.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, диагностика результативности (в соответствии с задачами).

Содержание программы

I БЛОК: культурно-досуговый (35часов)


Задачи:

  • способствовать сплочению коллектива;

  • развивать творческие способности детей;

воспитывать чувство товарищества и ответственности за общее дело.

Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1.

Соревнования по футболу, шашкам, пионерболу, перетягиванию каната, веселые старты

-

7

7

2.

Праздники, конкурсы, викторины

2

22

24

3.

Оценка двигательных способностей

-

4

4


Итого:

2

33

35


II БЛОК: Военно-спортивный (40 часов)

Задачи:

- способствовать укреплению здоровья, формированию стремления к здоровому образу жизни, развитию морально-психологической устойчивости, физической выносливостиюношей и девушек;

  • закрепить на практике знания, умения, навыки, полученные при изучении курса основ военной службы в учебной программе образовательного учреждения;

  • подготовить юношей и девушек к сдаче нормативов по прикладным видам спорта.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1. Тактическая подготовка (5 часов)

1.1

Основы общевойскового боя

-

1

1

1.2

Приемы и правила выполнения действий солдата в бою

-

1

1

1.3

Действия солдата в бою

-

1

1

1.4

Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта

-

2

2

Итого:

-

5

5

2. Огневая подготовка (5 часа)

2.1

Материальная часть стрелкового оружия

-

1

1

2.2

Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям.

-

1

1

2.3

Ручные, осколочные гранаты (Ф 1, РГД 42, РГ 45)

-

1

1

2.4

Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта

-

2

2

Итого:

-

5

5

3. Уставы (1 час)

3.1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними, воинская вежливость

1

-

1

Итого:

1

-

1

4. Строевая подготовка (2 часов)

4.1

Строевые приемы и движение без оружия

-

1

1

4.2

Строевые приемы и движение с оружием

-

1

1

Итого:

-

2

2

5. Военная топография (3 часа)

5.1

Ориентирование на местности по карте, без карты и движение по азимуту

-

3

3

Итого:

-

3

3

6. Физическая подготовка (23 часов)

6.1

Учебно-тренировочные занятия

-

6

6

6.2

Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта

-

2

2

6.3

Кроссовая подготовка

1

10

11

6.4

Контроль и оценка физического состояния.

-

4

4

Итого:

1

22

23

7. Радиационная, химическая, биологическая защита (РХБЗ) (2 часа)

7.1

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

-

1

1

7.2

Средства индивидуальной защиты кожи

-

1

1

Итого:

-

2

2

Всего:

2

38

40


Содержание II блока программы

1. Тактическая подготовка Задачи обучения:

  • знать основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою;

  • уметь применять способы передвижения на поле боя, выполнять приемы уничтожения пехоты противника при движении в атаку и отражении атаки;

  • воспитывать у молодежи мужество, чувства товарищества и коллективизм, готовность к взаимопомощи, выполнению задач и другие моральные и боевые качества.


Основы общевойскового боя. Характеристика современного боя, цель и виды боя. Средства поражения противника. Их условное обозначение. Важнейшие условия для достижения успеха в бою: постоянная боевая готовность: своевременность обнаруженияпротивника и уничтожение его огнем: активность, решительность, непрерывность и внезапность действий. Обязанности солдата в бою. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою. Приемы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя, действия в пешем порядке. Выполнение действия при подготовке к атаке. Порядок движения в атаку в сочетании с ведением огня на ходу. Приемы и правила выполнения способов уничтожения противника в ходе атаки (ручными осколочными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою). Требования к выбору места для ведения огня и наблюдения. Определение расположения целей по отношению к ориентирам и местным предметам. Правила доклада о результатах наблюдения. Действие солдата в бою. Выбор места для наблюдения и маскировка его. Изучение местности, местных предметов противника, составление схемы местности. Обнаружение целей, доклад о результатах наблюдения. Продвижение в глубину обороны противника. Уничтожение огневого средства противника, препятствующего движению. Оборудование и маскировка места для стрельбы. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта.

    1. Огневая подготовка Задачи обучения:

  • уметь выполнять приемы и правила стрельбы из автомата, характерные задержки при стрельбе;

  • изучить правила сбережения автомата;

  • выполнить подготовительное упражнение из автомата;

  • знать назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат.

Назначение, боевые свойства и общее устройство стрелкового оружия. Работа частей и механизмов стрелкового оружия. Неполная разборка и сборка, чистка и смазка стрелкового оружия. Требования безопасности при обращении с оружием. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки». Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат. Устройство гранат. Работа частей и механизмов гранат. Подготовка ручных гранат к применению. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами. Метание ручных осколочных гранат с места и в движении Материальная часть автомата Калашникова. Малокалиберная винтовка. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям. Меры безопасности на занятиях. Изготовка к стрельбе лежа с упора. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора. Выполнение приемов и правил стрельбы из автомата лежа с упора на стрелковой тренировке. Совершенствование знаний по устройству автомата. Проверка готовности к выполнению упражнения стрельбы из автомата. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта.

  1. Уставы ВС РФ

Задачи обучения:

  • ознакомиться с правилами обращения к старшим, правилами воинской вежливости и общими обязанностями военнослужащих;

  • воспитывать у молодежи любовь к Вооруженным Силам России, готовность к выполнению приказов командиров, высокую дисциплинированность и исполнительность.

Правила воинской вежливости. Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими. Порядок отдачи и выполнения приказания. Обязанности солдата. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

  1. Строевая подготовка Задачи обучения:

  • знать и уметь выполнять обязанности солдата перед построением и в строю;

  • тренировать слушателей в правильном выполнении команд в строю и строевых приемов без оружия;

  • воспитывать организованность, дисциплинированность, подтянутость, опрятность, быстроту реакции, чувство коллективизма.

Строевые приемы и движение без оружия. Строй и его элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте. Выполнение команд "Становись". "Равняясь". "Смирно". "Вольно". «Головной убор снять". "Головной убор надеть". Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движение. «Головной убор надеть». Строевые приёмы и движение с оружием. Отдание воинской чести на месте и в движение в головном уборе и без него. Ответ на приветствие в движение Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнение строевых приемов без оружия.

  1. Военная топография. Задачи обучения:

  • уметь определять стороны горизонта Азимут и его направление, свое местонахождение относительно местных предметов и докладывать о нем;

  • воспитывать у слушателей инициативу, находчивость, готовность к самостоятельным действиям;

Ориентирование на местности по карте и без карты и движение по азимуту. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилами местным предметам. Доклад о своем местонахождение.

  1. Физическая подготовка Задачи обучения:

  • совершенствовать физическую подготовленность (силу, ловкость, выносливость) при повышенной физической нагрузке;

  • уметь выполнять упражнения, приемы и действия на спортивных снарядах, полосе препятствий, метать гранату;

  • ознакомить с основами АРБ;

  • установить уровень физической подготовки юношей по основным физическим качествам.

Учебно-тренировочные занятия. Метание гранат на дальность, на точность. Рукопашный бой. Спортивно-массовая работа. Спартакиада по военно-прикладным видам спорта. Контроль и оценка физического состояния.

  1. Радиационная, химическая, биологическая защита. Задачи обучения:

  • ознакомить учащихся со средствами индивидуальной защиты, нормативами по одеванию;

• обучение одеванию средств индивидуальной защиты.

Назначение и устройство фильтрующего противогаза. Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза в сумку. Правила пользования противогазом. Изучение условий и порядка выполнения нормативов: «Надевание противогаза». Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, устройство, порядок надевания, снятия, укладки и переноски защитного комплекта. Изучение условий и порядка выполнения нормативов. «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза», «Действия по сигналу «Радиационная опасность»» и «Действия по сигналу «Химическая тревога»».

Материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение

Профильный военно-патриотический лагерь с круглосуточным пребыванием «Школа юного десантника» дислоцируется на туристском полигоне МАОУ ДОД МО г. Нягань «Центр «Патриот», подготовленном для проведения занятий и размещения палаточного лагеря (аккарицидная обработка, подготовка/отсыпка площадок для палаток, костровое обустройство, установка столов для приема пищи под тентами, места для хранения продуктов питания и питьевой воды).

Кадровый состав лагерной смены формируется из числа работников Комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике, Комитета образования и науки, комитета здравоохранения Администрации города Нягани.

Финансирование лагеря осуществляется из средств местного бюджета и родительской платы.

Медицинское обеспечение:

ежедневный профилактический осмотр детей;

витаминизация;

закаливающие процедуры;

занятия по медицинской подготовке;

отработка приемов по оказанию первой доврачебной помощи.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио и видеоаппаратура;

  • настольные игры;

  • компьютер;

  • канцелярские принадлежности;

  • спортивный инвентарь;

  • спортивное оборудование;

  • бивуачное снаряжение.

Ожидаемый результат

Реализация Программы и ее мероприятий должна способствовать формированию у подростков основных личностных качеств гражданина-патриота Отечества. В результате реализации Программы лагеря участники должны:

  • овладеть базовыми знаниями по военной истории государства, истории родного края, основам военной службы в Российской армии;

  • повысить уровень своего физического развития через систему оздоровительных мероприятий и реализацию комплекса спортивных соревнований по военно- прикладным видам спорта;

  • раскрыть свой творческий потенциал через систему творческих мероприятий смены;

  • сформировать навыки детского самоуправления, коммуникативные умения и навыки, лидерские качества, морально-психологическую устойчивость в нестандартных ситуациях.





























Список литературы

  1. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / авт.-сост. Тисленкова И.А. - Волгоград: Учитель, 2007. - 172 с.

  2. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с.

  3. Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-64 с.

  4. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

  5. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры. - изд. 2-е, испр./ авт.-сост. Видякин М.В. и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 280 с.

  6. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.: Мнемозина, 2000.- 199 с.

  7. Уроки мужества (Методические рекомендации) - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 68 с.