СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы»

Пояснительная записка учебного предмета «Литературное чтение» начального образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Литературное чтение Н.Ф. Виноградова, И.С.Хомякова, И.В. Сафонова УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии со следующими документами: Годовой календарный учебный график, Учебный план ОУ, ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ», Положение о рабочей программе по учебным предметам , учебным курсам по ФГОС НОО, Федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования; Примерная программа по литературному чтению , утвержденная Министерством образования и науки РФ

Программа составлена для учащихся 1 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2020-2021уч.г.. Реализуется без изменений авторской программы.

Учебно-методический комплект

Авторская программа: Литературное чтение : 1—4 классы : рабочая программа /— Н.Ф. Виноградова, И.С.Хомякова, И.В. Сафонова

М. : Вентана-Граф, 2018. — 112 с.

Русский язык. Обучение грамоте: рабочая программа: 1 класс/ Л.Е.Журова.- 2-е изд.,перераб._М.:Вентана –Граф, 2017.- 32с

Учебник:

Литературное чтение: 1 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова,

И.В. Сафонова.- 7-е изд.перераб.- М.: Вентана –Граф,2020 – 112с.

Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. -6 –е изд. стереотип. М.: Вентана – Граф, 2020.- 160 с. , 128 с.

Методическое пособие: Уроки литературного чтения в современной начальной школе: 1 класс: Книга для учителя Н.Ф. Виноградова, И.С.Хомякова, И.В. Сафонова. 2-е изд.дораб.- М. : Вентана-Граф, 2018. — 112 с.


Обоснование выбора используемого УМК.

- входит в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

- соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;

- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальностей и способностей;

- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

- изучение курса обеспечивает общее развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма), универсальных учебных действий, информационной культуры, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

- развивает коммуникативные умения, учебно-познавательные компетенции, формирует духовный облик и нравственные ориентиры школьника.

Основная цель:

Развитие у первоклассников восприятия художественных текстов разных видов и жанров, эмоциональной восприимчивости к художественному слову, воспитание интереса к слушанию и чтению произведений в тот период обучения.

Основные цели уроков слушания:

• развитие эмоциональной отзывчивости, желания слушать чтение художественных произведений, эмоционально откликаться на события, происходящие в них;

• углубление интереса к литературе и детской книге, расширение представлений о разнообразии жанров и тематике произведений литературы для детей;

• обеспечение пропедевтики литературного чтения, первоначальное знакомство с литературоведческими терминами (в процессе практической деятельности);

• развитие культуры речи детей, способностей пересказывать, читать наизусть, драматизировать произведения, используя различные выразительные средства.


Основные задачи:


  1. Развитие восприятия фольклорных и художественных про­изведений, осознание чувств, которые они вызывают, умение и желание высказывать свое отношение к прочитанному (прослу­шанному) произведению; оценка того влияния, которое оказало произведение на слушателя.

  2. Развитие навыка осознанного, правильного, выразительно­го чтения, воспитание интереса к самостоятельному учебному и досуговому чтению, формирование познавательного и эстетиче­ского мотивов чтения.

  3. Воспитание чувства сопереживания героям, образам, собы­тиям, описаниям, созданным автором произведения.

  4. Формирование умения выделять идею произведения, опре­делять его жанр, раскрывать замысел автора.

  5. Формирование умения анализировать основные средства выразительности, использованные в произведении; на практиче­ском уровне различать художественный и нехудожественный тексты; тексты поэтический и прозаический.

  6. Развитие связной речи учащегося, обогащение словарного запаса, формирование умения пересказывать текст, отвечать на вопросы, исправлять искаженный текст, сочинять рассказы по иллюстрациям; формирование умений художественного чтения и выразительного исполнения произведения.

  7. Развитие воображения школьников, умения работать в ус­ловиях воображаемой ситуации: ставить себя на место автора, героя, представлять протекающие в произведении события и др.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно – нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)


Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок изучающего чтения, урок слушания и работы с детской книгой, проверочные уроки, творческие уроки.

Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), алгоритмический метод, метод проектов, самостоятельная работа, игровые, творческая работа

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, интеграция и др.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Режим занятий: 5 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);

с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;




Место предмета в учебном плане

На реализацию программы по Литературному чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 классе 132 ч. (4 ч. в неделю, 33 учебные недели ),













Планируемые результаты

(Личностные, предметные, метапредметные результаты)


Личностные результаты








  • формирование основ российской гражданской идентично­сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто­рию России; формирование ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы и фольклора;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

осознавать цель речевого высказывания;

воспроизводить цель деятельности (по образцу);

осуществлять поиск информации на заданную тему в ко­ротком простом тексте и/иллюстрации по образцу, предложен­ному алгоритму;

анализировать предложенный образец выполнения зада­ния (что сначала, что потом...), пошагово его воспроизводить.

Коммуникативные УУД:

воспроизводить главную мысль текста после его обсуждения;

задавать вопросы по теме обсуждения;

отвечать на вопросы кратко и развернуто;

пересказывать небольшие тексты разного жанра по пред­ложенному плану;

составлять небольшие описания (по образцу, иллюстра­циям, опорным словам).

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу, поставленную учителем;

проводить совместно с учителем (одноклассниками) кон­троль результата работы;

устанавливать (с помощью учителя и одноклассников) речевые ошибки при чтении и говорении.


Предметные результаты



На базовом уровне:

читать вслух плавно целыми словами небольшие доступ­ные по содержанию и объему тексты (скорость соответствует индивидуальному темпу), с учетом пунктуационных знаков;

понимать прочитанное (прослушанное), отвечать на во­просы, касающиеся содержания прочитанного (прослушанного) текста;

определять настроение, которое вызывает произведение (грустно, радостно, весело...);

соотносить текст (иллюстрацию) с названием произведе­ния;

продолжать (заканчивать) прослушанный (прочитан­ный) незаконченный текст произведения, соблюдая последова­тельность событий;

различать на слух прозаические и стихотворные произве­дения;

характеризовать кратко героя, используя текст, рисун­ки (иллюстрации);

воспроизводить (пересказывать) небольшие тексты, эпизо­ды из них.

На повышенном уровне:

читать вслух плавно целыми словами с использованием выразительных средств (интонаций, темпа);

понимать, что заглавие текста отражает его особенности — тему, главную мысль;

сравнивать произведения по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с этой точки зрения;

сравнивать и оценивать поступки героев;

пересказывать текст по иллюстрациям;

читать по ролям небольшие диалоги из сказок;

конструировать загадки (по рисункам, небольшим тек­стам);

восстанавливать текст по иллюстрациям, в которых нару­шена последовательность.




Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О системе оценивания образовательных достижений обучающихся МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


Содержание учебного предмета

1 класс «Обучение грамоте» (64 ч) 1 полугодие


Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Слово и предложение

Предложение как объект изучения

Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение

Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки

Слово как объект изучения

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса

Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению

Фонетика

Звуки речи

Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова

Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.

Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

Особенность гласных звуков — отсутствие при произнесении этих звуков преграды.

Особенность согласных звуков — наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.

Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные)

Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.

Характеризовать заданный звук: называть его признаки.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).

Различать ударные и безударные гласные звуки


Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие заданной модели. Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове

Делить слова на слоги.

Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.

Приводить примеры слов с заданным количеством слогов



Ударение. Ударный гласный звук в слове

Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки


Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного

Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок

Функции букв е, ё, ю, я

Функции букв е, ё, ю, я

Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.

Обозначать согласные звуки буквами

Буквы, обозначающие согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’]

Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с — з, ш — ж, с — ш, з — ж, р — л, ц — ч и т. д.). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д ). Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]

Буква ь

Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука

Объяснять функцию буквы ь


Русский алфавит

Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов

Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.

Воспроизводить алфавит.

Восстанавливать алфавитный порядок слов

Восприятие художественного произведения

Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.



Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения

Воспринимать на слух литературные произведения



Знакомство с литературными жанрами — стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские)

Осознавать смысл текста при его прослушивании


Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы

Различать стихотворения, рассказы, сказки

Чтение

Слоговое чтение.

Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений

Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».

Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы



Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Осознавать смысл прочитанного. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде

Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение

Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям.

Овладевать орфоэпическим чтением

Развитие речи

Рассказы повествовательного и описательного характера

Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.

Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Формулировать и обосновывать собственное мнение.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Составлять небольшие описательные рассказы.

Составлять небольшие повествовательные рассказы





1 класс «Литературное чтение» (68 ч) 2 полугодие


Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Восприятие фольклорных и художественных произведений


Внимательное слушание чтения учителя: слежение за сюже­том, запоминание последовательности действий, имен героев. Воспроизведение отдельных событий прослушанного произведе­ния. Эмоциональная реакция на текст, воспринимаемый на слух (настроение, мимика, жесты).


Различать на слух фольклорные произведения разных жанров (потешки, загадки, сказки и др.). Сравнивать на слух произведе­ния: определять настроение, которое они создают (серьезное, шуточное, грустное). Словесно выражать свои впечатления от прослушанного произведения.


Техника чтения, подготовка к выразительному чтению


Дыхание при чтении. Темп речи. Знаки препинания при чте­нии. Ритм стихотворной речи. Плавное чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Знаки препинания при чтении. Средства выразительности при чтении текстов различных жанров: зависимость интонаций от особенно­стей текста и конкретных образов произведения.


Выполнять упражнения на дыхание: регулировать вдох и выдох; рационально расходовать запас воздуха при чтении (проговарива- нии). Произносить текст ритмично. Проговаривать скорого­ворки, потешки с разным темпом. Конструировать ответ на вопросы в соответствии с заданным смысловым (логическим) ударением. Анализировать текст: находить слова, подсказываю­щие интонационный рисунок чтения (по образцу). Четко прого­варивать слова в предложении, последовательно изменяя удар­ное слово. Подчеркивать голосом слова, выделенные в тексте. Читать отдельные слова, предложения, стихотворные строчки с разной интонацией (просьба, приказ, удивление, испуг и др.).


Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)


Устное народное творчество как средство живого непо­средственного общения со слушателем («общение рядом и вме­сте»). Особенности малых фольклорных форм (колыбельных песенок, потешек, дразнилок, загадок, скороговорок): игровой сюжет, динамичность, повторяемость слов и др. Докучная сказка как шутка-балагурка, шутливая «приставалка». Особенности докучной сказки: краткость, отсутствие сюжета, повторение одних и тех же слов и выражений, совпадение нача­ла и конца.

Сказка о животных — повествование о проделках, при­ключениях домашних и диких животных. Особенности сказок о животных: герои-животные ведут себя, как люди, обладают качествами, которые им присущи (доброта, хитрость, ум, жад­ность и др.). Нарицательные качества героев сказок (лиса хи­трая, волк жадный, заяц трусливый и др.). Авторские произве­дения, близкие к фольклорным. Сказки К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева.

Стихотворные произведения. Темы стихотворений. Случаи совпадения темы и названия произведения. Особенности стихотворных произведений: напевность, рифма, ритм (практи­ческое ознакомление).

Узнавать, называть различные малые фольклорные жанры. Находить в тексте слова, помогающие распознать жанр фоль­клорного произведения: колыбельная, потешка, докучная сказка. Сравнивать фольклорные жанры по назначению (баюкать; играть; развивать речь, шутливо приставать и т.д.).

Соотносить пословицу с названием произведения; выби­рать (из предложенных) пословицу, соответствующую смыслу сказки и отражающую ее главную мысль. Объяснять значение пословиц. Узнавать сказку по иллюстрации, отрывку.

Различать стихотворные и прозаические тексты. Анализировать ряд слов: подбирать слова-рифмы. Сочинять окончания стихотворных строчек, соблюдая рифмы.


Работа с фольклорными и художественными текстами


Назначение произведений: порадовать, поучить, поиграть и т.д. Чувства, которые они вызывают: радость, жалость, сопере­живание, печаль и др.

Основной смысл произведения: что хотел рассказать автор, чему научить, от чего уберечь. Выразительные средства, которые помогли автору раскрыть задуманное: основная интонация, от­дельные слова и выражения, диалог и др. (общие представления). Герои произведения, их краткая характеристика.


Объяснять (кратко характеризовать) назначение разных фольклорных форм (успокоить, поиграть, порадовать). Сопоставлять события, происходящие в произведении, с теми, которые случаются в жизни ребенка. Сравнивать эмоциональ­ные состояния и чувства в реальной жизни и в художественном произведении.

Анализировать текст: сравнивать произведения по настрое­нию, которое они вызывают, элементарно оценивать их с этой точки зрения («грустно», «весело», «забавно», «хочется играть»).

Конструировать загадки (по рисункам, небольшим тек­стам). Восстанавливать (по иллюстрациям) последователь­ность событий сказки, рассказа. Определять главную мысль произведения. Используя текст, обосновывать свой ответ.

Сравнивать и оценивать поступки героев, кратко харак­теризовать их качества.

Сравнивать описания на одну тему, но разные по вырази­тельности; используя текст, обосновывать свое суждение. Анализировать текст: находить слова, характерные для состоя­ния человека (радость, печаль и др.), но приписанные автором объектам природы.

Анализировать стихотворный текст: находить в тексте риф­мованные слова.

По образцу и самостоятельно строить алгоритм — последова­тельность действий при решении отдельных учебных задач (опре­деление особенности построения загадки, докучной сказки, выде­ление выразительных средств произведения). Находить в худо­жественном тексте сравнения.


Развитие речи


Активный словарь: обогащение словами-характеристиками. Лексическое значение незнакомых слов, встречающихся в тексте. Фразеологические обороты, доступные для понимания перво­классниками.

Пересказ разного вида: по иллюстрациям, по частям, по из­вестному началу.


Объяснять лексическое значение незнакомых слов (по рисун­кам, текстам). Высказывать предположения о значении фра­зеологических оборотов, встречающихся в текстах (без предъяв­ления термина).

Пересказывать небольшие сказки (рассказы) с опорой на ил­люстрации и без них. Анализировать текст: находить описания; рифмованные слова. Подбирать рифмованные слова по образцу.

Заканчивать прослушанный (прочитанный) отрывок произ­ведения, соблюдая последовательность действий. Пересказы­вать текст по иллюстрациям. Читать по ролям небольшие ди­алоги из сказок.

Конструировать загадки (по рисункам, небольшим тек­стам); переделывать описательный текст в загадку и загадку в опи­сательный текст). Составлять небольшие описания (по иллю­страциям, опорным словам).


Библиографическая культура (работа с книгой)


Автор, читатель, писатель (поэт). К.И. Чуковский, С.Я. Мар­шак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, В.Г. Сутеев, Н.Н. Носов — авто­ры книг для детей. Обложка книги. Значение иллюстраций в книге. Связь фольклора с народным изобразительным искус­ством. Художники-иллюстраторы: Ю.А. Васнецов, В.Г. Сутеев.


Составлять краткую характеристику книги: автор, на­звание, обложка, иллюстрации. Соотносить иллюстрацию с текстом прочитанного произведения: находить рисунки, соот­ветствующие (не соответствующие) тексту. Различать по иллю­страциям героев реалистических и сказочных. Характери­зовать героя по рисунку /иллюстрации/ (трусливый, умный, хитрый, злой и пр.). Высказывать предположение по иллю­страции, о чем будет произведение. Рассказывать о своей лю­бимой книге. Конструировать словесно сюжеты иллюстраций (воображаемая ситуация «если бы я был художником»).





Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 у/г


1 класс 132 ч

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс 1 полугодие (64 ч) на 2019-20 у/г


п/п


Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Обучение грамоте 64 ч.

1

Введение понятия «предложение»

1

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской



2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение»

1

Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных на с.6 и 7 «Букваря»



3

Когда мы были маленькими (Мы любим -нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



4

Рассказ по сюжетной картинке

1

Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.)



5

Интонационное выделение первого звука в словах

1

Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Отработка пространственных отношений между объектами



6

Интонационное выделение первого звука в словах

1

Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца



7

Мы играем(Мы любим-нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



8

Звуковой анализ слова мак

1

Звуковой анализ слова мак. Подбор слов со звуком [м], расположенном в начале , в середине и в конце слова ( по схемам). Игра «Назови слово» со звуками [м],[м]. классификация предметов (фрукты, овощи)



9

Звуковой анализ слова сыр, нос

1

Звуковой анализ слов сыр, нос. Нахождение звука [ы] в словах. Сравнение слов по звуковой структуре



10

Рассказ по сюжетным картинкам

1

Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Усатый – полосатый». Придумывание рассказа по серии картинок



11

Сказки без конца (Мы любим – нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



12

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

1

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой



13

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

1

Звуковой анализ слова Нина. Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласного звука в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание)



14

Знакомство с буквой А(а)

1

Звуковой анализ слов Анюта, луна. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.



15

Листья сыплются дождем (Звуки и краски природы. Осень)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



16

Буква я вначале слова (обозначение звуков [й] и [а])

1

Звуковой анализ слова рой, выделение звука[й]. звуковой анализ слова яхта. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й] и [а] звуковой анализ слова якорь (для хорошо успевающих детей). Составление слова из заданных звуков (трудное задание). Чтение стихотворения В.Кремнёва и разгадывание загадки.



17

Знакомство с буквой О (о)

1

Звуковой анализ слова полка. Составление (по схеме) различных имён с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов стол и столик. Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам)



18

Знакомство с буквой Ё (ё)

1

Звуковой анализ слов клён, пёс, утёнок. Разгадывание кроссворда



19

Грибная пора. (Звуки и краски природы. Осень)

1


Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



20

Знакомство с буквой У(у)

1

Звуковой анализ слов труба, стул. Составление рассказа по серии сюжетных картинок



21

Знакомство с буквой Ю (ю)

1

Звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывание кроссворда



22

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й] и [у])

1

Звуковой анализ слов юла, юнга. Для сильных учеников : разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами –названиями картинок.



23

Улетали лебеди. (Звуки и краски природы. Осень)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



24

Знакомство с буквой Е (е)

1

Звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении (белка – балка – булка)



25

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й] и [э])

1

Звуковой анализ слов ели, ежата. Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова



26

Знакомство с буквой ы

1

Чтение стихотворения С.Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов рыба, усы, дым. Преобразования слов. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников)



27

Путаница. (Бывают ли на свете чудеса?)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



28

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков

1

Звуковой анализ слов нос, лук, мел, составление моделей этих слов с помощью жёлтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое путём замены буквы. Чтение слов с заменой буквы гласного звука. Чтение стихотворения И.Токмаковой хорошо читающими детьми



29

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласных звук

1

Чтение слов, получающихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Сопоставление первых звуков в словах: мышка – мишка , миска – маска, белка – булка, булка – булки, булки – белки



30

Знакомство с буквой М(м)

1

Звуковой анализ слов Маша, Миша. Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошек. Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г.Виеру и В. Орлова хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями моя, моё, мой, мои



31

Шутки – дело серьёзное. (Бывают ли на свете чудеса?)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



32

Знакомство с буквой Р (р)

1


Звуковой анализ слов рысь, речка. Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). Чтение хорошо читающими детьми рассказа С.Баруздина «Как Алешке учиться надоело»



33

Знакомство с буквой Л (л)

1

Звуковой анализ слов луна, лиса. Чтение слогов с буквой л с использованием пособия «окошки». Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы



34

Знакомство с буквой Й (й)

1

Звуковой анализ слов чайка, гайка. Определение лексических значений слов – омонимов рой, мой. Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Четыре цвета»



35

Вместе песенки поём. . (Бывают ли на свете чудеса?)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



36


Знакомство с буквой Г (г)

1


Звуковой анализ слов рога, флаги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки».чтение слогов, слов. Классификация объектов (растения, насекомые). Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера «Одни неприятности»



37

Знакомство с буквой К (к)

1

Звуковой анализ слов карта, брюки. Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов. поиск слов , в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. Разгадывание зашифрованных слов: юла, лимон, клоун. чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Так не честно»



38

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

1

Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости – глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над фишкой звонкого звука). Чтение слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывание окончания истории. Чтение хорошо читающими рассказа Г.Остера «Секретный язык»



39

Чему учат сказки. (О смешном и серьёзном)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



40

Знакомство с буквой З (з)

1

Звуковой анализ слов зебра, замок. Чтение слова замок с изменением ударения: замок, определение лексического значения обоих слов. Чтение слогов по «окошкам». Чтение слогов, слов, предложений. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Остера «Где лучше бояться?»



41

Знакомство с буквой С (с)

1

Звуковой анализ слов гуси, сумка. Чтение слогов, слов и предложений. расшифровка «зашифрованных» слов (навес, сосна, бант).чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».



42

Знакомство с буквой Д (д)

1

Звуковой анализ душ, дятел. Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка зашифрованного слова: среда –адрес. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Пинясова «Хитрый огурчик»



43

Добрые дела. . (О смешном и серьёзном)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



44

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости – глухости

1

Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком[т]. чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Е.Чарушина «Томка»



45

Знакомство с буквой Б (б)

1

Звуковой анализ слов бант, бинт. Сравнение звуков по твёрдости – мягкости. Чтение слогов, слов, предложений. Сравнение слов по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости указанных звуков. Расшифровка зашифрованных слов: набор – барон, кабан – банка. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В.Голявкина «Всё будет прекрасно»



46

Знакомство с буквой П (п)

1

Звуковой анализ слов печка, пушка. Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам (павлин). Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения полки – полки. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В.Осеевой «Просто старушка»



47

Такие разные, разные герои сказок. (О смешном и серьёзном)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



48

Знакомство с буквой Ф (ф)

1

Звуковой анализ слов фонарь, филин. Чтение слогов и слов. Чтение слов сев, довод справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звонок – звонок. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «Волк». Разгадывание ребусов.



49

Знакомство с буквой Ж (ж)

1

Звуковой анализ слов лыжи, пирожок. Выяснение особенностей звука[ж] (звук [ж]всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.) Чтение слов по таблице с заменой одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Поэты»



50

Знакомство с буквой Ш (ш)

1

Звуковой анализ слов груша, катушка. Выяснение особенностей звука[ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный , у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Что вы знаете о йогах?»



51

Игры нашего детства. (Мы любим- нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



52

Знакомство с буквой Щ (щ)

1

Звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснение особенностей звука[ш] (звук [щ] всегда мягкий согласный , у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч] и [щ]. Составление слов по схемам



53

Знакомство с буквой Х (х)

1

Звуковой анализ слов хобот, хвост. Называние слов с мягкой парой согласного звука [Х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: выход. Разгадывание кроссворда. Чтение хорошо читающими детьми сказки Л.Толстого «Белка и волк»



54

Знакомство с буквой Ц (ц)

1

Звуковой анализ слов синица, цапля. Выяснение особенностей звука[ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный , у него нет мягкой пары). Чтение слов единственном и множественном числе. Разгадывание кроссворда и отгадывание загадок. Составление словосочетаний. Для хорошо читающих детей – чтение рассказа Г.Юдина «Цыплёнок Цып».



55

Игры и стихи нашего детства. (Мы любим- нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



56

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

1

Знакомство с разделительной функцией буквы ь. различение функций буквы ь. Образование форм множественного числа с использованием буквы ь.



57

Знакомство с особенностями буквы Ъ

1

Знакомство с особенностями буквы ъ. Сравнение слов.Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на буквах ъ и ь . Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Как Мыша за сыром ездил»



58

Сказки, которые мы знаем и не знаем. (Мы любим- нас любят)

1

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения



59-64

резерв

6




Календарно –тематическое планирование по литературному чтению 1 класс 2 полугодие 68ч на 2019-20 у/г

( Букварь №2 40 ч +. 28 ч , 4ч в неделю)

-№
п/п


Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности


Дата проведения

план

факт

Раздел1. Обучение грамоте 40 ч.

1

Алфавит. С.Я.Маршак Ты эти буквы заучи

1


Чтение

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать

прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.



Литературное слушание

Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать смысл текста при его прослушивании

Различать стихотворения, рассказы, сказки












Чтение

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать

прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.



Литературное слушание

Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать смысл текста при его прослушивании

Различать стихотворения, рассказы, сказки






2

В Сутеев Три котёнка, А. Шибаев Беспокойные соседки

1



3

Е. Пермяк Про нос и язык , Г Остер меня нет дома

1



4

Литературное слушание (Зимние игры)

1



5

А. Шибаев На зарядку становись, Познакомились

1



6

Е. Чарушин Как Никита играл в доктора

1



7

А. Шибаев Всегда вместе

1



8

Литературное слушание (Прилетели к нам метели)

1



9

Г.Цыферов Маленький тигр, С Чёрный Кто?

1



10

Г. Остер Середина сосиски, Я Аким Жадина

1



11

Э.Успенский Если был бы я девчонкой, У.Н.С. Рукавичка

1



12

Литературное слушание (Как сочиняют стихи)

1



13

Г. Остер Спускаться легче

1



14

В. Сутеев Под грибом

1



15

А. Шибаев Что за шутки?

Г. Остер Хорошо спрятанная котлета

1



16

Б. Житков Как меня называли, А.Кушнер Большая новость

1



17

Л. Пантелеев Как поросёнок говорить научился.

1



18

Литературное слушание(Умеем ли мы замечать чудеса)

1



19

Е. Чарушин Яшка. А.Кушнер Что я узнал!

1



20

Литературное слушание(Чудесные книги)

1



21

Дмитриев Медвежата, Снегирёв Медвежата

1



22

М. Карем Растеряшка

1



23

В. Драгунский Заколдованная буква

1



24

Литературное слушание(Что делать,как быть)

1



25

Н.Носов Ступеньки

1



26

О.Дриз Горячий привет

1



27

Г.Остер Привет мартышке

1



28

Литературное слушание(Учимся у сказки)

1



29

Е.Чарушин Зайчата, Н.Сладков Сорока и заяц, Лиса и заяц

1



30

Н.Носов Затейнки

1



31

Г.Сапгир Людоед и принцесса

1



32

Литературное слушание (Тает снег, бегут ручьи)

1



33

Дж.Родари Про мышку, которая ела кошку

1



34

А.Толстой Ёж, В.Лунин Волк ужасно разъярён

1



35

В.Драгунский Он живой и светится

1



36

Литературное слушание(Картинки весны)

1



37

В.Драгунский Он живой и светится

1



38

Р.Н.С Лиса и журавль Н.Сладков Мышь

1



39

Г.Сапгир Лошарик

1



40

В.Берестов Картинки в лужах


1



Раздел 2. Литературное чтение

41

Литературное слушание.

1

Воспринимать на слух, моделировать обложку, читать про себя, составлять модельный план, пересказывать по плану, сравнивать произведения, работать с таблицей.



42

Мы становимся большими

1

Формировать представление о скороговорке как жанре фольклора; определять главную мысль текста, соотносить название произведения с одной из пословиц.




43

Один одинешенек

1

Определять тему произведения;



44

Наши звери, наши птицы

1

Воспринимать содержание текста на слух, выражать своё отношение, оценивать поступки героев, учиться понимать контекстную информацию, выражать своё отношение , определять главную мысль, ориентироваться в системе личностных смыслов через поступки героев.



45

Урок слушания

1

Слушать и воспринимать на слух, воспринимать нравственный смысл поступка героя, сравнивать рассказы.



46

С чего это всюду такое веселье?

1




47

Весенние деньки

1




48

Весна пришла

1




49

Урок слушания

1

Воспринимать на слух текст, отвечать на вопросы, читать плавно и правильно, выделять в тексте авторские знаки препинания, моделировать обложку, находить рифмующиеся слова, развивать читательскую зоркость.



50

Обыкновенные чудеса

1




51

Кто умеет удивляться

1




52

Где живёт эхо

1




53

Урок слушания

1

Воспринимать на слух, моделировать обложку, соотносить иллюстрацию с текстом, формулировать и высказывать своё отношение к произведению и героям.



54

Ёжики смеются

1

.



55

Нерешенный вопрос

1




56

Уроки дружбы

1




57

Урок слушания

1

Воспринимать на слух, отвечать на вопросы, определять главную мысль, учиться пересказывать, соотносить модель обложки, сравнивать произведения



58

Природа в загадках

1

Умение находить загадки в разных текстах, отгадывать загадки, придумывать свои.



59

Шепчет солнышко листочку

1





60

Бывают мамы у животных

1




61

Урок слушания

1

Воспринимать на слух, понимать главную мысль, моделировать обложку и комментировать заголовок, работать с произведением, читать отрывки



62

Если человек – друг животных

1




63

Живут на свете шалуны и проказники

1




64

Чудеса вокруг нас

1




65

Делу – время, потехе - час

1

Формировать представление, что иногда имя героя произведения может рассказать о многом; что в ка ж дом произведении есть главная мысль.



66


Как аукнется, так и откликнется

1




67

Урок слушания

1


Воспринимать на слух, читать выразительно, сравнивать стих –я разных авторов, работать с текстом, подбирать синонимы, слушать загадку, определять авторскую принадлежность



68

Повторяем пройденное

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!