1. Пояснительная записка
Рабочая программа адресована учащимся старшего уровня обучения (11 класс) общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основании следующих документов:
- Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования - Сборника нормативных документов. Иностранный Язык. Составители Э.Г. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., Дрофа, 2007;
- Авторской программы курса английского языка В.Г. Альпакова и УМК О.В.Афанасьевой, Д.Дули «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ, 10–11» (“SPOTLIGHT”), М.: Просвещение, 2014
- Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 13.04.2020. №468
« О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области
на 2020 – 2021 учебный год»
- Учебник (Student’s book) для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
- Учебник (Student’s book) для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы
УМК «Английский в фокусе — 11» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и рассчитан на три часа в неделю. УМК создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по иностранным языкам, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области обучения иностранным языкам, что является его отличительной особенностью. УМК «Английский в фокусе — 11» поможет учащимся эффективно использовать английский язык и даст им возможность изучать его с удовольствием, сдать единый государственный экзамен. УМК уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы. УМК строится на принципах активного, холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранных языков.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Иностранные языки». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Место предмета «Иностранный язык» в базисном учебном плане.
Предмет «Иностранный язык» входит в федеральный компонент учебного плана. По авторской программе на изучение английского языка в 11 классе отводится 102 часа.
Содержание учебного предмета.
1. Речевая компетенция
1.1. Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам*. Ряд тем рассматривается более подробно.
Старшеклассники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живешь. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном мире. Досуг молодежи: необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Письмо в молодежный журнал. Музыка в культуре и жизни разных стран. Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира. Любовь и дружба.""Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера.Твое участие в жизни общества. Публичные фигуры. Права и обязанности старшеклассника.
Страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить свой кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествия по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка автобусных, железнодорожных билетов и авиа- билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций.
Природа и экология, научно-технический прогресс. Глобальная деревня: плюсы и минусы глобализации. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий.Перспективы технического прогресса. Генно-модифицированные продукты. Медицина и нано-технологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспекттехнического прогресса. Угрозы среде и их устранение. Киотский протокол как шаг к безопасности планеты.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии. Последний школьный экзамен. Английский язык и другие языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
1.2. Продуктивные речевые умения
Умения диалогической речи
При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, в ситуациях официального и неофициального повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным старшеклассники продолжают учиться участвовать в диалогах этикетного характера (с использованием необходимых речевых клише), диалогах-распроссах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обмене информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов. При этом развиваются следующие умения:
участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему, в том числе используя заданные алгоритмы ведения дискуссии;
осуществлять запрос информации / самому делиться известной информацией;
брать интервью / проводить опросы в классе на заданную тему с опорой на предложенный план / алгоритм;
обращаться за разъяснениями / давать собственные разъяснения, в том числе при выполнении совместной проектной работы;
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога
Умения монологической речи
При овладении монологической речью школьники учатся выступать с сообщениями в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, а также по результатам выполненной проектной работы. При этом развиваются следующие умения:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по заданной теме /проблеме;
делать презентации по выполненному проекту;
кратко передавать содержание полученной (в устной или письменной форме) информации;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;
рассуждать о фактах / событиях, 4фиводя примеры, аргументы, делая выводы;
рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры и аргументы;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран, говорящих на английском языке.
Объем монологического высказывания — двенадцать-пятнадцать фраз.
Умения письменной речи
В плане совершенствования письменной речи школьники продолжают учиться:
делать выписки, заметки при чтении / прослушивании текста;
составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
заполнять бланки, анкеты, сообщая о себе сведения в форме, принятой в странах, говорящих на английском языке (автобиография / резюме);
писать небольшой рассказ / эссе на известную тему (пользуясь образцом / алгоритмом), придерживаясь заданного объема;
писать неформальное (личное) и формальное письмо (например, заявку на участие в образовательной программе обмена) с опорой на заданный алгоритм.
При этом развиваются следующие умения:
фиксировать необходимую информацию с целью ее дальнейшего использования (например, в собственном высказывании, в проектной деятельности);
указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме, например, в форме CV;
сообщать / расспрашивать в личном письме об интересующих новостях / проблемах, описывать свои планы на будущее;
сообщать / рассказывать об отдельных фактах / событиях, выражая свои суждения;
расспрашивать в формальном письме об условиях обучения, уточняя интересующие
детали.
1.3. Рецептивные речевые умения
Умения аудирования
В плане аудирования школьники продолжают учиться понимать на слух с различной степенью полноты и точности высказывания собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудиотекстов различных жанров: — понимать основное содержание несложных текстов монологического и диалогического характера: отрывков бесед / интервью, теле- и радиопередач, в рамках изучаемых тем;
выборочно понимать необходимую информацию в объявлениях и информационной рекламе;относительно полно понимать высказывания собеседников в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
При этом развиваются следующие умения:
опираться на языковую и контекстуальную догадку при восприятии аудио-текста;
добиваться полного понимания собеседника путем переспроса;
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
извлекать из аутентичного аудиотекста необходимую / интересующую информацию;
определять своё отношение к услышанному.
Умения чтения
При обучении чтению развиваются умения школьников во всех основных видах чтения аутентичных текстов различных жанров и стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (в частности, с учетом выбранного профиля):
ознакомительного чтения — с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения — с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных; алгоритмов / памяток для формирования стратегий учебной деятельности);
просмотрового / поискового чтения — с целью выборочного понимания необходимой или интересующей информации из текста статьи, проспекта.
При этом развиваются следующие умения: предвосхищать / прогнозировать возможные события / факты;
восстанавливать целостность текста, путем добавления выпущенных фрагментов;
догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку;
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию автора;
извлекать необходимую / интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному;
пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем.
2. Социокультурная компетенция.
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений в 10-11-х классах происходит за счет углубления социокультурных знаний:
— о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в англоговорящей среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении вгости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
— о культурном наследии стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных
слоев общества в них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных
ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях этих стран.
Происходит дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:
— необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, про являя уважение к взглядам других, в частности,
используя уместные речевые клише;
необходимые языковые средства, с помощью которых можно представить родную страну и культуру в общении с представителями других стран, говорящими на английском языке, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
принятые в английском языке формулы речевого этикета в стандартных ситуациях общения.
3. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции
Наряду с умениями, сформированными в основной школе (2-9 классы), старшеклассники овладевают следующими общеучебными умениями и универсальными способами деятельности, позволяющими самостоятельно приобретать знания:
пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, систематизация;
выделять нужную / основную информацию и фиксировать основное содержание сообщений на английском языке из различных источников, воспринимаемых в устной или письменной форме;
критически оценивать информацию, получаемую из прослушиваемых или прочитанных текстов, а также в процессе обсуждения проблем;
— использовать языковую и контекстуальную догадку, двуязычный / одноязычный словарь и другую справочную литературу при восприятии на слух или чтении текстов на английском языке;
участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера), осуществляя ее в сотрудничестве или индивидуально;
пользоваться разными учебными стратегиями, позволяющими рационально планировать свое время, снимать стрессы во время учебы, готовиться к предстоящим выпускным экзаменам (см. приложение Learning Strategies).
Развитие специальных учебных умений:
интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста;
пользоваться справочным материалом УМК (лингвострановедческим справочником, грамматическими правилами, таблицами, словарем, памятками специального предметного характера).
4. Языковая компетенция
4.1. Произносительная сторона речи. Орфография
На старшем этапе совершенствуются следующие навыки:
применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового лексического материала, изучаемого в 11 классе;
соблюдать словесное и фразовое ударение, в том числе в многосложных словах;
соблюдать интонацию различных типов предложений. Выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.
4.2. Лексическая сторона речи
К завершению полной средней школы (11 класс) продуктивный лексический минимум составляет около 1400 ЛЕ, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов. Объем рецептивного словаря, включая продуктивный лексический минимум, увеличивается за счет текстов для чтения и аудирования.
Расширяется потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой и новыми значениями известных слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.
Осуществляется систематизация лексических единиц, изученных в 2-11-х классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Систематизируются способы словообразования: словосложения, аффиксации, конверсии.
Развиваются навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих речевые ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования лингвострановедческого справочника учебника и различных словарей, в том числе виртуальных.
4.3. Грамматическая сторона речи
В 11 классе происходит коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые были усвоены рецептивно в основной школе.
Систематизируются способы выражения будущего, вероятности, цели, предпочтения, запрещения, разрешения, предположения (expressing the future, probability, purpose, preference, forbidding, obligation, necessity, permission, prediction, etc.).
Формируются и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных и структурных типов предложения; систематизируются знания о сложносочиненных и сложносочиненных предложениях, в том числе
условных предложениях с разной степенью вероятности: Conditionals I, II, III, в том числе условных предложениях, относящихся к настоящему и будущему (If ...V + ed... would...);
условных предложениях смешанного типа (Conditionals II и III);
придаточных предложениях причины (to / in order to; so /such + that);
предложениях с конструкциями be used to / get used to; I wish...;
эмфатических предложениях с конструкцией It's him who... .
Совершенствуются навыки распознавания и употребления косвенной речи (reporting commands, requests, instructions, suggestions).
Совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present/Future/Past Simple,Present/Future/ Past Continuous, Present / Past Perfect; Present Perfect Continuous / Past Perfect Continuous; модальных глаголов и их эквивалентов (can/could/ be able to / must).
Систематизируются знания о признаках и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive и способов их перевода на русский язык.
Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола без различения их функций (infinitive / V-ing forms).
Систематизация знаний употребления определенного / неопределенного и нулевого артикля и совершенствование соответствующих навыков. Употребление артиклей с названиями стран и языков.
Совершенствование навыков употребления имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений); навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных (Determiners: articles, indefinite pronouns, personal pronouns, relativepronouns, question words, comparatives, expressions of quantity, numerals).
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (Linking devices).
Планируемые результаты освоение учебного предмета.
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой учебника и соответствующими ситуациями общения;
значения изученных грамматических явлений (в том числе различные виды придаточных предложений, сложносочиненное предложение);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о странах изучаемого языка, их традициях и обычаях, о повседневной жизни и увлечениях зарубежных сверстников, школьной системе АГС, об известных представителях культуры и науки, общественных деятелях;
говорение
уметь вести диалоги разных видов (диалог-расспрос, диалог — обмен мнениями, диалог — побуждение к действию и их комбинации) в различных коммуникативных ситуациях в
рамках тематики учебника;
высказывать свое мнение и вносить предложения, если речь идет о разрешении каких-то проблем или принятии решений;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, опираясь на ключевые слова или ассоциограмму;
оперировать информацией, содержащей цифры (например, статистическими данными);
аудирование
понимать на слух основное содержание большего количества аутентичных текстов, касающихся ситуаций повседневного общения;
понимать на слух и письменно фиксировать основную или запрашиваемую информацию повествовательных текстов и интервью;
чтение
читать аутентичные тексты разных стилей с различной глубиной проникновения в содержание и смысл;
при чтении текстов обобщать основные факты с целью передачи другим информации текста;
читать тексты, содержащие статистические данные и комментарии к ним, используя все известные приемы смысловой переработки информации;
читать художественные тексты, следить за разворачивающимся сюжетом, понимать не только их основное содержание, но и детали, обращаясь при необходимости к словарю;
письмо
писать личное письмо сверстнику, описывая свои впечатления (например, о летнем отдыхе);
писать официальное письмо (например, заявление о приеме на учебу/работу);
заполнять полностью несложные, наиболее употребительные бланки;
писать относительно правильно краткие сообщения по тематике учебника;
письменно фиксировать прочитанную или прослушанную информацию;
овладеть следующими общими учебными, специальными учебными умениями
и универсальными учебными действиями
не только извлекать информацию из текста, но и проникать в его смысл;
порождать письменный текст в соответствии с определенной речевой формой (рассказ, рассуждение);
вести полилог (высказывать свое мнение, просить слова, привлекать к общению других собеседников);
убеждать и приводить для этого аргументы;
прибегать к перефразу, чтобы обеспечить понимание;
делать обобщения и выводы;
составлять анкету;
проводить опрос и обобщать полученные данные;
кратко фиксировать письменно услышанную информацию;
правильно оформлять личное письмо
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
*общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
*получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
*расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
*изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран;
*ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России
Тематическое планирование.
Учебник «Английский в фокусе» для 11класса имеет модульную структуру, состоит из 8 модулей.
№ | Название тем и разделов | Количество часов |
1. | Взаимоотношения. ( Relationships) | 12 |
2. | Если есть желание, то найдется и возможность. (Where there is a will, there is a way) | 12 |
3. | Ответственность. ( Responsibility ) | 12 |
4. | Опасность. ( Danger) | 12 |
5. | Кто ты? ( Who are you?) | 12 |
6. | Общение. ( Communication ) | 12 |
7. | И наступит день… ( In days to come…) | 12 |
8. | Путешествия. ( Travel ) | 14 |
ИТОГО: | 98 |
Виды и формы контроля
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Иностранный язык» предусмотрены следующие виды контроля:
входной контроль - в начале учебного года;
текущий контроль - в ходе повседневных учебных занятий;
тематическая контроль - по завершении цикла уроков;
промежуточный контроль - в конце года;
Формы контроля:
диктант (словарный, выборочный, «Проверяю себя»);
тест; тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа;
проверочная работа с выборочным ответом;
сочинение – описание по образцу;
устное высказывание по теме;
диалог по заданной теме;
аудирование с выборочным пониманием прослушанного.
Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:
УМК «Английский в фокусе» включается в себя следующие методы и способы контроля и самоконтроля:
Портфолио / Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал.
Языковой портфель / My language portfolio: творческие работы к каждому модулю.
Промежуточная проверка / Progress Check
Тематическая проверка / Modular Test
Итоговая проверка / Exit Test: тесты из сборника контрольных заданий.
Критерии оценки
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать( понимать значение)незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также, как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5»: Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4»: Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3»: Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2»: Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»
Контрольные работы От 50% до 69% От 70% до 90% От 91% до 100%
Самостоятельные работы,
словарные диктанты От 60% до 74% От 75% до 94% От 95% до 100%
2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ, И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник английского языка для 11 класса “Spotlight”, 3 часа в неделю
Авторы: Афанасьева О.В., Дули Дж. и др.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по факту | Дата по плану | Примечания |
МОДУЛЬ 1. Взаимоотношения.(Relationships) (12 часов) |
1 | Родственные отношения. Введение новых лексических единиц. Повторение изученного в рамках ДО за 4 четверть | | | |
2 | Способы выражения жалобы, извинения, приглашения. Диалогические высказывания. Повторение изученного в рамках ДО за 4 четверть | | | |
3 | Формы настоящего, будущего и прошедшего времена глагола. Повторение изученного в рамках ДО за 4 четверть | | | |
4 | О.Уайлд.»Преданный друг». Фразовый глагол come. Повторение изученного в рамках ДО за 4 четверть | | | |
5 | Дружба, взаимоотношения. | | | |
6 | Описание людей: внешность, черты характера. Алгоритм написания статьи о человеке. | | | |
7 | Многонациональная Британия. | | | |
8 | Стартовая контрольная работа | | | |
9 | Описание места проживания: монологическая и диалогическая речь | | | |
10 | Экология места проживания «Мусор». Просмотровое чтение. | | | |
11 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
12 | Лексико-грамматический тест по теме «Родственные отношения» | | | |
МОДУЛЬ 2. Если есть желание, то найдется и возможность. (Where there’s a will there’s a way) (12 часов) |
13 | «Стресс». Введение новых лексических единиц по теме. | | | |
14 | «Влияние сверстников». Аудирование с выборочным пониманием полученной информации. | | | |
15 | Фразовый глагол put. Идиоматические выражения. | | | |
16 | Придаточные определительные предложения. | | | |
17 | Гипербола. Использование приёма в произведении Ш.Бронте «Джейн Эйр». | | | |
18 | Формальные и неформальные письма. Электронные письма. | | | |
19 | «Горячая линия для подростков». Краткое изложение отношения к проблеме. | | | |
20 | Культурная жизнь России. Монологические и диалогические высказывания. | | | |
21 | Составление анкеты; ответы на вопросы. | | | |
22 | Экологическая упаковка. Практика аудирования. | | | |
23 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
24 | Лексико-грамматический тест по теме «Кто хочет, тот добьётся» | | | |
МОДУЛЬ 3. Ответственность. (Responsibility) ( 12 часов) |
25 | «Закон есть закон». Введение новых лексических единиц по теме. | | | |
26 | Наши права и обязанности. Практика аудирования. | | | |
27 | Инфинитив. Герундий. Повторение грамматического материала. | | | |
28 | Фразовый глагол keep. Грамматический практикум. | | | |
29 | Ч.Диккенс Большие надежды. Работа с текстом. | | | |
30 | Структура и алгоритм написания сочинения-размышления на заданную тему. | | | |
31 | Написание эссе «Свое мнение». | | | |
32 | Острова Эллис и остров свободы. Работа с текстом. | | | |
33 | Права человека. Практика монологической речи. | | | |
34 | Экологический аспект гражданственности. Практика диалогической и монологической речи. | | | |
35 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
36 | Проверочный тест по теме «Ответственность». | | | |
МОДУЛЬ 4. Опасность! (Danger) ( 12 часов ) |
37 | «Вопреки всему». Введение новых лексических единиц по теме. | | | |
38 | Описание соматического состояния человека. | | | |
39 | Идиоматические выражения. Практика аудирования. | | | |
40 | Страдательный залог. | | | |
41 | М.Твен Приключения Тома Сойера. Работа с текстом. | | | |
42 | Запись в дневнике о событиях прошлого. Создание историй. | | | |
43 | Способы выражения согласия / несогласия. | | | |
44 | Вводные слова, сравнение, гипербола. | | | |
45 | Флоренс Найтингейл. Великий Лондонский пожар. Практика монологической речи. | | | |
46 | Загрязнение воды. Практика диалогической и монологической речи.. | | | |
47 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
48 | Лексико-грамматический тест по теме «Опасность!» | | | |
MОДУЛЬ 5. Кто ты? (Who are you?) ( 12 часов) |
49 | «Жизнь на улице». Введение новых лексических единиц по теме. | | | |
50 | Проблемы взаимоотношений с соседями. Практика аудирования. | | | |
51 | Модальные глаголы. Повторение грамматического материала. | | | |
52 | Фразовый глагол do. Описание знаков. | | | |
53 | Т.Харди Тесс из Арбервилля. Работа с текстом. | | | |
54 | Доклад с предложениями и рекомендациями: структура и алгоритм написания. | | | |
55 | Дом, милый дом. Практика монологической речи. | | | |
56 | Урбанизация. Практика монологической речи. | | | |
57 | Практика монологической речи. Суеверия в разных странах | | | |
58 | Сочинение на тему «Дом моей мечты». | | | |
59 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
60 | Лексико-грамматический тест по теме «Кто ты?» | | | |
MОДУЛЬ 6. Общение. (Communication) ( 12 часов) |
61 | Наша Галактика. Введение новых лексических единиц по теме модуля. | | | |
62 | Различные виды СМИ. Практика диалогической речи. | | | |
63 | Косвенная речь. Повторение грамматического материала. | | | |
64 | Фразовый глагол talk. | | | |
65 | Дж. Лондон «Белый клык». Работа с текстом. | | | |
66 | Эссе «за» и «против». | | | |
67 | Языки Британских островов. Практика монологической речи. | | | |
68 | Покорение космоса. Практика монологической речи. | | | |
69 | Способы получения информации в прошлом и настоящем. Работа с текстом. | | | |
70 | Экология: шумовое загрязнение океана. Работа с текстом. | | | |
71 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
72 | Лексико-грамматический тест по теме «Общение» | | | |
MОДУЛЬ 7. И наступит день… (In days to come) (12 часов) |
73 | Я мечтаю… Введение новых лексических единиц по теме модуля. | | | |
74 | Высшее и профобразование. Практика диалогической речи. | | | |
75 | Придаточные условные предложения Повторение грамматического материала. | | | |
76 | Сослагательное наклонение. Повторение грамматического материала. | | | |
77 | Р.Киплинг «Если…» Работа с текстом. | | | |
78 | Электронные письма. Официально-деловой стиль. | | | |
79 | Студенческая жизнь. Работа с текстом. | | | |
80 | Самый престижный ВУЗ нашей страны. Практика монологической речи. | | | |
81 | Как изменить мир. Практика монологической речи. | | | |
82 | Экологические проблемы. Тезисы устного выступления. | | | |
83 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
84 | Лексико-грамматический тест по теме «Мечты сбываются» | | | |
MОДУЛЬ 8. Путешествия (Travel) ( 16 часов) |
85 | Загадочные места. Введение новых лексических единиц по теме модуля. | | | |
86 | Путешествие самолётом. Практика диалогической речи. | | | |
87 | Инверсия. Единственное и множественное число имён существительных. Повторение грамматического материала. | | | |
88 | Употребление наречий. Повторение грамматического материала. | | | |
89 | Дж.Свифт «Путешествия Гулливера». работа с текстом. | | | |
90 | Описание местности. | | | |
91 | Итоговая аттестация | | | |
92 | Британский и американский английский. Практика чтения. | | | |
93 | Порядок употребления прилагательных в предложении. | | | |
94 | Поездка в США. Практика монологической речи. | | | |
95 | Порядок употребления прилагательных в предложении. | | | |
96 | Заповедные места планеты. | | | |
97 | Практикум по выполнению заданий формата ЕГЭ | | | |
98 | Лексико-грамматический тест по теме «Путешествия» | | | |
99 | Повторение грамматического материала | | | |
100 | Повторение грамматического материала | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебник (Student’sbook) для 10 класса для общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Учебник (Student’sbook) для 11 класса для общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Рабочая тетрадь (Workbook) к учебнику английского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Рабочая тетрадь (Workbook) к учебнику английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Рабочая тетрадь (Workbook) к учебнику английского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2017.
Книга для учителя (Teacher’sbook) к учебнику английского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2016.
Аудиокурс к учебнику английского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. “ Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс и др. Москва. «Просвещение» 2008
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).
Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык www.ed.gov.ru
УМК «Английский в фокусе» для 10 класса/О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева И. В. и др. –М.: Просвещение; UK: Express Publishing, 2017.
УМК «Английский в фокусе» для 11 класса/О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева И. В. и др. –М.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2017.
5.Англо-русский, русско-английский словарь
6. Интернет ресурсы:
Media Awareness Network http://www.media-awareness.ca/english/teachers
Teaching English http://www.teachingenglish.org.uk
http://www.bbc.co.uk
www.mes-english.com
http://lessons.englishgrammar101.com
http://www.sitesforteachers.com
http://learnenglish.britishcouncil.org/ru
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/make-your-own/make-dangerous-animal
kizclub.com
bell-labs/proiect/tts/index.html
BBC news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/8078938.stm
Дополнительная литература
1. «Грамматический справочник по английскому (английский язык в таблицах)»
2. Грамматика английского языка 10 класс, Е. А. Барашкова, - М.: Экзамен, 2012.
3. «Социокультурный подход к обучению иностранным языкам», В. В. Сафонова, М.: Высшая школа, 20102
4. «Программы общеобразовательных учреждений. Иностранный язык», Ю. Голицинский, М.: Просвещение, 2011.
5. «Методика обучения английскому языку в старшей школе», И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова, М.: Титул, 2010.
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Компьютерный курс «Путь к совершенству» для обучения аудированию, чтению и диалогических навыков.
2. «Подготовка к ЕГЭ» Е. И. Сафонова, М.: Макмиллан «Экзамен ЕГЭ», 2010.
3. «Грамматика к экзамену», Голицин, М.: Репетитор, 2010.
4. «Аудио пособия на английском языке», М.: Дрофа, 2010