1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ | 02.09-06.09 | | общие представления о целях изучения курса информатики, выполнение требований безопасности и гигиены при работе с компьютером, определение информационных процессов, понимать информацию | целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИК |
Тема «Математические основы информатики» (12 часов) |
2. | Общие сведения о системах счисления | 1 | Переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; Строить таблицы истинности для логических выражений; Вычислять истинностное значение логического выражения | 09.09-13.09 | | общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свёрнутой формы записи числа к его развёрнутой записи | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | Переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в двоичнуюи обратно; Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | 16.09-20.09 | | навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами | планирование собственной деятельности, определение цели проблемы в деятельности, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | сохранение мотивации к учебной деятельности |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. | 1 | Переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; | 23.09-27.09 | | навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления | Планирование собственной деятельности, принятие и сохранение учебной задачи, выбор средства достижения цели в группе и индивидуально | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.«Компьютерные» системы счисления | 1 | Переводить небольшие десятичные числа в систему счисления с произвольным основанием | 30.09-04.10 | | навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | осуществление поиска необходимой информации самостоятельно, использование знаково-символических средств, формулировка цели урока после предварительного обсуждения, высказывание собственной точки зрения, построение понятных речевых высказываний | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
6. | Представление целых чисел | 1 | Понимать способы представления целых чисел на компьютере | 07.10-11.10 | | понимание способов представления целых чисел на компьютере | осуществление поиска достоверной информации самостоятельно, умение распознать различные системы, выделять существенные признаки, умение слушать друг друга, высказывание собственной точки зрения | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям, непохожим на себя, взаимные уступки в разных ситуациях |
7. | Представление вещественных чисел | 1 | Понимать возможность представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач | 14.10-18.10 | | понимание возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, проведение поиска и выделение необходимой информации, выстраивание работы по заранее намеченному плану, проявление целеустремленности и настойчивости в достижении целей, взаимодействие со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, участие в коллективном обсуждении проблемы | определение своей личной позиции |
8. | Высказывание. Логические операции | 1 | Выполнять анализ логической структуры высказываний; понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | 21.10-25.10 | | навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | умение осуществления поиска и выделении необходимой информации, формулировка учебной цели при изучении темы, проявление инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, понимание инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации | понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | Проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах | 28.10-01.11 | | навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах | умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.умение слушать других, быть готовыми изменить и доказать свою точку зрения | оценивание важности образования и познания нового |
10. | Свойства логических операций. Практическая работа № 1 «Построение таблицы истинности для логических выражений» | 1 | Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; Строить таблицы истинности для логических выражений; Вычислять истинностное значение логического выражения | 11.11-15.11 | | представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики) ; умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел) | проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Сохранение мотивации к учебной деятельности |
11. | Решение логических задач | 1 | Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; Строить таблицы истинности для логических выражений; Вычислять истинностное значение логического выражения | 18.11-22.11 | | навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
12. | Логические элементы | 1 | 25.11-29.11 | | представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем | умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема) | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
13. | Контрольная работа № 1 по теме: «Математические основы информатики» | 1 | знать основные понятия темы «Математические основы информатики» | 02.12-06.12 | | навыки выполнения анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах | нахождение достоверной информации, распознание различных систем, выделение существенных признаков | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям, непохожим на себя, идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
Тема «Основы алгоритмизации» (9 часов) |
14. | Алгоритмы и исполнители | 1 | Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; Преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; Строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя | 09.12-13.12 | | понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность | понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе, определение своей личной позиции |
15. | Способы записей алгоритмов. | 1 | знать различные способы записи алгоритмов | 16.12-20.12 | | умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов | умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
16. | Практическая работа № 2 «Построение цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий». Объекты алгоритмов | 1 | понимать сущность понятия «величина»; понимать границы применимости величин того или иного типа | 23.12-27.12 | | представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания | понимание сущности понятия «величина»; понимание границ применимости величин того или иного типа; | понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
17. | Алгоритмическая конструкция «следование» | 1 | представление об алгоритмической конструкции «следование». Исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых (коротких) линейных алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд | 13.01.-17.01 | | умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов | умение планировать собственную деятельность, принимать и сохранять учебную задачу, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
18. | Практическая работа № 3 «Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем». Алгоритмическая конструкция «ветвление» | | представление об алгоритмической конструкции «ветвление». Исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд | 20.01-24.01 | | умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов | умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; планирование своих действий | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
19. | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | представление об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы. Исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд | 27.01-31.01 | | представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы ; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям, непохожим на себя, идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
20. | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 03.02-07.02 | | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям |
21. | Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа № 4 «Построение арифметических, строковых, логических выражений и вычислять их значения» | 1 | 10.02-14.02 | | умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.умение слушать других, быть готовыми изменить и доказать свою точку зрения | оценивание важности образования и познания нового |
22. | Контрольная работа № 2 по теме: «Основы алгоритмизации» | 1 | самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности | 17.02-21.02 | | умение определять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | сохранение мотивации к учебной деятельности |
Тема «Начала программирования» (10 часов) |
23. | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | 1 | знать общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы) умение применять операторы ввода - вывода данных | 24.02-28.02 | | умение проводить анализ языка Паскаль, выполнение записи простых последовательностей действий на формальном языке | умение планирования собственной деятельности, сохранение учебной задачи, аргументация своей позиции | представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности |
24. | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных | 02.03-06.03 | | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий | корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности |
25. | Практическая работа № 5 по теме: «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | 09.03-13.03 | |
26. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | оперировать алгоритмической конструкцией «ветвление», понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих ветвление | 16.03-20.03 | | умение разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции | умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, применять методы информационного поиска, выстраивать работу по заранее намеченному плану | умение определять свою личную позицию |
27. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 | оперировать алгоритмической конструкцией «ветвление», понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих ветвление | 30.03-03.04 | | умение разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции | умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, применять методы информационного поиска, выстраивать работу по намеченному плану | умение определять свою личную позицию |
28. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | Запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию «цикл» | 06.04-10.04 | | умение понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с условием продолжения работы, определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке | умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, определять цель учебной деятельности | умение оценить важность образования и познания нового, слушать других и отстоять свою точку зрения |
29. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа № 6 «Разработка программы, содержащую оператор ветвления» | 1 | Запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл | 13.04-17.04 | | умение понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с заданным условием окончания работы | умение планировать собственную деятельность, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | сохранение мотивации к учебной деятельности |
30. | Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | Цикл с заданным числом повторений. Выполнение тела цикла, условие выхода из цикла | 20.04-24.04 | | умение понимать правила записи и выполнения цикла с параметром, переходить от записи алгоритмической конструкции на языке Паскаль к блок-схеме и обратно | умение самостоятельно выделять и формировать познавательные цели, проводить поиск и выделять необходимую информацию проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей | определять свою личную позицию |
31. | Решение задач с использованием циклов | 1 | Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль | 27.04-01.05 | | умение получить возможность научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие циклы | умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, структурировать свои знания, проявлять сотрудничестве в поиске и сборе информации | понимать необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
32. | Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур. Контрольная работа № 3 по теме: «Начала программирования» | 1 | Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль | 04.05-08.05 | | умение анализировать готовые программы, определять по программе, для решения какой задачи она предназначена, выделять этапы решения задачи на компьютере | умение программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений | оценивать важность образования и познания нового |
Итоговое повторение (2 часа) |
33. | Итоговая контрольная работа (тест) | 1 | уметь эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ | 11.05-15.05 | | умение эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ | уметь планировать собственную деятельность, определять цель, проблему в деятельности | сохранять мотивацию к учебной деятельности |
34. | Годовое повторение | 1 | систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе | 18.05-22.05 | | умение эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ, владеть общепредметными понятиями | умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; планирование своих действий | выработка уважительно-доброжелательного отношения к людям, непохожим на себя, идут на взаимные уступки в разных ситуациях |