СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Курсовой проект «Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»»


















Курсовой проект

«Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»


Выполнила Суркова Ольга Вячеславовна

учитель

г. Шумерля











Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………………………5

Глава 1. Законодательная основа составления рабочих программ учебных предметов………………………………………………………………………..5

Глава 2. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса……………………………………………………………………..7

Заключение…………………………..…………………………………………...18

Список литературы………………………………..……………………………..20






















Введение

С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, переходят на обучение в пятых классах по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную  жизнь всех участников образовательных отношений. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, и т.д. Меняется и школьная документация, начиная с ООП ООО школы до конспекта урока. В данной курсовой работе я представлю рабочую программу по изобразительному искусству для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО.

Цель Рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (предметной области).

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.













Основная часть

Глава 1. Законодательная основа составления рабочих программ учебных предметов

Рабочая программа по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО, разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО, Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ; региональным базисным учебным планом в соответствии с приказом Министерства образования Чувашской Республики, учебным планом ОУ.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы, инструмент педагога, в котором он определяет оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

При составлении рабочей программы педагогом учитываются такие факторы как:

– целевые ориентиры и ценностные основания деятельности Учреждения; 
– состояние здоровья обучающихся; 
– уровень их способностей; 
– характер учебной мотивации; 
– качество учебных достижений; 
– образовательные потребности; 
– возможности самого педагога; 
– состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения Учреждения.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Таким образом, в данном курсовом проекте рабочая программа предметной области «Искусство», а именно по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса состоит из вышеперечисленных разделов.













Глава 2. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многона-ционального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

2) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;

3) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

4) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

5) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

6) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

7) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

8) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

9) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живо-пись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

10) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

11) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Содержание учебного материала

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование разделов курса, тем уроков

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел I: Войди в мир искусства


1.

Что такое искусство?

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, составление устного рассказа на заданную тему

2.

Виды искусства.

1

Работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

3.

Что даёт искусство человеку?

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи.

4

Истоки искусства.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ картин, работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

Раздел II: Художник и зритель

художниками



5

Художник – человек и гений.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ жизненных ситуаций, работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

6

Художники Чувашии

1

Решение проблемной задачи, анализ картин, работа в группах.

7

На каком языке говорит художник?

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ жизненных ситуаций, работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

8

Художник говорит на языке художественных образов.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

9

Язык знаков и символов в искусстве.

1

Беседа, решение проблемной задачи, анализ жизненных ситуаций, работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

10

Символы Чувашии

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

11

Тема – сюжет – содержание художественного произведения.

1

Обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ картин.

12

Зритель – соавтор художника.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника.

Раздел III: Образный язык искусства



13

Язык живописи.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ картин, работа в группах.

14

Эмоциональная выразительность цвета.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

15

Эмоциональная выразительность мазка.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, работа в группах.

16

Пейзаж в живописи.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

17

Натюрморт в живописи.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ жизненных ситуаций, работа в группах.

18

Портрет в живописи.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

19.

Язык графики.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи, анализ жизненных ситуаций, работа в группах, составление устного рассказа на заданную тему

20

Средства художественной выразительности графики.

3

Беседа, обсуждение содержания учебника.

21

Пейзаж в графике.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

22

Натюрморт в графике.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи.

23

Портрет в графике.

1

Решение проблемной задачи, работа в группах.

24

Язык скульптуры.

1

Беседа, обсуждение содержания учебника, решение проблемной задачи

IV. Гончарное дело


29.

Знакомство с гончарной мастерской

1

Просмотр видеосюжета, обсуждение

30.

Проект «Мое гончарное изделие»

5

Решение проблемной задачи

Резервный урок

3



Заключение

Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме.  В основе стандарта лежит общественный договор  - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в области образования, принятие сторонами взаимных договоренностей.

  Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения.

Рабочая программа учебного курса – это:

  • нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога;

  • документ, показывающий как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственного образовательного стандарта;

  • нормативно-управленческий документ учителя, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.






























Список использованной литературы.

  • Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» 5 класс, Москва, Просвещение, 2014

  • Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой, 5—8 классы»

  • Методические рекомендации «Наглядные пособия по мировой художественной культуре «Жанры в русской живописи», Л.Л. Графова, Т.П. Лазарева, «СПЕКТР-М», Москва, 2010

  • Методические рекомендации «Декоративно-прикладное искусство», Гудилина С.И., «СПЕКТР-М», Москва, 2011

  • Методические рекомендации «Стили и направления в русской живописи XVIII-XX вв.», Л.Л. Графова, Т.П. Лазарева, «СПЕКТР-М», Москва, 2010

  • Методические рекомендации «Цветоведение», Гудилина С.И., «СПЕКТР-М», Москва, 2011

  • http://минобрнауки.рф/

  • http://gov.cap.ru/default.aspx?gov_id=13

  • http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/perspektivy-izmeneniy-v-professionalnoy

  • http://www.eurekanet.ru/

  • http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/#ixzz46TE7dWRc



17