СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочих программ по химии в 10 классах, 2019г.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочих программ по химии в 10 классах, 2019г.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

_____________/Чеботарева Н. Е./

Приказ по МБОУ СОШ №4

от _________ № ___



Рабочая программа по по химии для 10 класса


Составлена на основе программы по химии для 10-11 классов

Автор программы Афанасьева М.Н. , 2017






Составитель:

Учитель химии Телегина О. А.








Егорьевск 2019 год

Пояснительная записка.


Рабочая программа по химии составлена на основе следующих документов:

  • Примерная программа основного общего образования по химии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

  • Авторская программа Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  • Примерная программа основного общего образования по химии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

  • Примерная федеральная программа основного (общего) образования от 2004 года и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс»

  • Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009.

  • Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с.

  • Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- М.: Просвещение, 2014.

  • Диски издательства «Просвещение» «Химия»

  • Комплект учебного лабораторного оборудования


На уроке используется такие формы работы как:

  • практическая работа, тренинг, консультация;

Формы контроля:

  • текущий и итоговый;

  • система контрольных работ;

  • контрольная работа проверочная;

  • тест;

  • зачет;

  • самоконтроль.

Достижению целей программы обучения будут способствовать использование современных образовательных технологий: проектного обучения, проблемного обучения, дифференцированного обучения, групповые технологии.

Основное содержание. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (3 ч.)


Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.


Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.



УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч.)


Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч.)


Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных. Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч.)


Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств.


Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч.)


Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.



Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч.)


Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки.

Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».


КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч.)


Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч.)


Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II). Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч.)

Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон — представитель кетонов. Применение. Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ. Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч.)


Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применениеКрахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа№3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.


АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч.)


Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч.)


Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Тема 10. Белки (2 ч.)

Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).


ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч.)


Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч.)


Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.


Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон. Распознавание пластмасс и волокон.


Контрольная работа №2 по темам: «Амины и аминокислоты. Жиры. Белки. Синтетические полимеры».

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса химии ученик должен

знать / понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Календарно-тематическое планирование


Материал урока

Планируемая дата

Скорректиро- ванная дата

Теория и основы органической химии

1

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1 неделя


2

Электронная природа химических связей в органических соединениях

2 неделя


3

Классификация органических соединений

3 неделя


УГЛЕВОДОРОДЫ. Предельные углеводороды (алканы)

4

Алканы: строение, гомология, изомерия и номенклатура

4 неделя


5

Алканы: получение, свойства, применение

5 неделя


6

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

6 неделя


Непредельные углеводороды

7

Алкены: строение, номенклатура, изомерия,  свойства, применение

7 неделя


8

Практическая работа 1. Получение этилена и изучение его свойств

8 неделя


9

Алкадиены. Каучуки и резина

9 неделя


10

Алкины: строение, номенклатура, изомерия,  свойства, применение.

10 неделя


Ароматические углеводороды (арены)

11

Бензол: строение, свойства, применение.

11 неделя


12

Гомологи бензола. Генетическая связи Аренов с другими классами углеводородов.

12 неделя


Природные источники углеводородов

13

Природный и попутные нефтяные газы, их состав и применение

13 неделя


14

Нефть и нефтепродукты. Обобщение по теме «Углеводороды»

14 неделя


15

Контрольная работа №1 по теме  «Углеводороды»

15 неделя


КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.

Спирты

16

Анализ контрольной работы. Одноатомные спирты: строение, свойства, получение, применение.

16 неделя


17

Многоатомные спирты: строение, свойства, применение.

17 неделя


18

Строение, свойства и применение фенола

18 неделя


19

Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач на избыток.

19 неделя


Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты

20

Альдегиды и кетоны: классификация, строение, свойства, получение, применение.

20 неделя


21

Карбоновые кислоты: классификация, строение, свойства, получение, применение

21 неделя


22

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

22 неделя


23

Генетическая связь карбоновых кислот с другими углеводородами. Решение задач на выход.

23 неделя


Жиры. Углеводы

24

Жиры: строение, свойства, применение. Понятие о моющих средствах.

24 неделя


25

Глюкоза и сахароза: строение, свойства, применение

25 неделя


26

Крахмал и целлюлоза: строение, свойства, применение.

26 неделя


27

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на получение и  распознавание органических веществ.

27 неделя


АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.

Амины и аминокислоты

28

Амины: строение, свойства, применение. Анилин.

28 неделя


29

Аминокислоты: изомерия, номенклатура, свойства, применение.

19 неделя


 Белки

30

Белки – природные полимеры: состав, структура, свойства.

30 неделя


31

Химия и здоровье человека. Решение расчетных задач.

31 неделя


ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. Синтетические полимеры

32

Понятие о ВМС. Классификация. Основные методы синтеза

32 неделя


33

Контрольная работа №2 по темам кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

33 неделя


34

Анализ контрольной работы. Синтетические каучуки и синтетические волокна

34 неделя



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  • Примерная программа основного общего образования по химии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

  • Афанасьева М.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 10-11 класс.  Химия.- М.: Просвещение, 2017

  • Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- М.: Просвещение, 2014.

  • Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хом­ченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков-2013.-214 с

  • Диски издательства «Просвещение» «Химия»

  • Комплект учебного лабораторного оборудования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!