муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школы №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
Чурсановой Ирины Александровны
«Литература», 8 класс
Количество часов на год: 70
Всего в неделю: 2 часа.
Уровень: базовый
Утверждено на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 13 Протокол № от «» августа 2018 года Директор ___________________________ Е.Ю. Румянцева Приказ № 195-о от 30.08.2017 г. |
- Планируемые результаты освоения предмета «Литература».
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание предмета «Литература».
Введение.
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.
Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).
Из литературы XVIII века.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Из литературы XIX века.
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века.
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев
М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме
Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).
А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).
Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Тематическое планирование по литературе 8 класс
№ | Тема | Количество часов | КЭС | КПУ |
1 | Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | 1.1 | 1.1 |
Духовно-нравственные ценности: наличие ценностных ориентиров,основанных на идеях патриотизма, любви к Родине, уважению к традициям своего народа |
2-3 | Русская старина. Лирическая народная песня. | 2 | 1.4 | 1.2 |
3-4 | Исторические народные песни. | 2 | 1.3 | 2.1 |
5-6 | Предания Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | 2 | 3.2 | 2.8 |
Духовно-нравственные ценности: наличие ценностных ориентиров,основанных на идеях патриотизма, любви к Родине, уважению к традициям своего народа |
7 | Литература 18 века (обзор) | | | |
8-12 | Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сочинение | 5 | 4.2 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
13 | Мольер «Мещанин во дворянстве»-комедия нравов | 1 | 8 | 2.1 |
Литература ХIХ века Духовно-нравственные ценности: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, воспитание трудолюбия. |
14-15 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 2 | 5.1 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
16 | К.Ф.Рылеев | 1 | 5 | 2.1 |
17 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | 1 | 5.9 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
18 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | 1 | 5.9 | |
19 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | 1 | 5 | 2.1 |
20 | Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства. Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | 1 | 5.9 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
21 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | 1 | 5 | 2.1 |
22 | Образ Маши Мироновой. Гринев и Маша. Смысл названия повести. Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | 1 | 5.9 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
23-24 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Утверждение автором нравственных идеалов гуманизма, чети, достоинства. | 2 | 5 | 2.1 |
25 | Р.Р.Подготовка к Контрольному сочинению по повести «Капитанская дочка» | 1 | 5.9 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
26-27 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта «Узник», «Пленный рыцарь» | 2 | 5.11 | 2.7 2.2 2.3 2.2 2.6 |
28 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | 5.12 | 2.7 2.2 2.3 2.2 2.6 |
29 | Образ Мцыри в поэме Идейное содержание поэмы. | 1 | 5.11-5.12 | 2.7 2.2 2.3 2.2 2.6 |
30 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | | |
31-32 | Обобщение по творчеству Лермонтова. Р.Р.Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри». | 2 | 5.12 | 3 |
33 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | 5.14 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
34 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» ! действие. | 1 | 5.14 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
35 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова (д.2_3) | 1 | 5.14 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
36 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | 1 | 5.14 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
37 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | 5.14 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
38 | Практическая работа по комедии «Ревизор» | 1 | 5.14 | 2.10 |
39 | Н.В.Гоголь. «Шинель» | 1 | 5.15 | 2.1 |
40 | Салтыков-Щедрин». личность, судьба, творчество.»Анализ отрывка «История одного города». | 1 | 6.6 | 2.1 |
41 | Лесков «Старый гений» Психологизм и лиризм писателя. | 1 | 6 | 2.1 |
42 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | 6.8 | 2.1 2.10 |
43-44 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 2 | 6.9 | 2.1 2.8 |
45 | Р.Р. Написание контрольного сочинение | 1 | | 3 |
46-47 | Поэзия родной природы. | 2 | 6 | 2.1 |
Литература ХХ века Духовно-нравственные ценности: осознание важности семьи и семейных традиций, способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий, выражать собственное мнение к явлениям современной жизни, любовь к родному языку и литературе |
48-49 | Чехов «О любви» | 2 | 6.10 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
50 | И.А.Бунин. слово о писателе | 1 | 7.1 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
51 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | 1 | 7.1 | 2.7 2.2 2.3 2.6 2.10 |
52-53 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 2 | 7 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
54 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | 1 | 7.2 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
55 | А.Блок «На поле Куликовом» | 1 | 7.2 | |
56 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | 7.4 | 2.7 2.2 2.3 2.6 |
57 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 | 7.6 | 2.1 2.12 |
58 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | 1 | | 2.7 |
59 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | 1 | | 2.7 |
60 | Урок развития речи. Конкурс на лучшие чтение стихов о ВОВ: Ахматова,Самойлов и др. | 1 | 7.10 | |
61-62 | Платонов «Возвращение» «У войны не детское лицо | 2 | 7.9 | 2.1 2.4 |
63-64 | Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | 2 | | 2.1 2.4 |
64-65 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | 2 | 8.2 | 2.1 2.4 |
65-66 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | 2 | 8 | 2.1 2.4 |
.67-68 | Жизнь и творчество В. Скотта, Свифт | 2 | 8 | 2.1 2.4 |
69-70 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Анализ промежуточной аттестации. | 2 | 1.3 4.2 5.1 5.5 5.9 5.10 5.14 6.3 6.5 6.10 7.9 8.2 | 1.3 2.1 2.4 |
Промежуточная аттестация проходит в форме тестирования. Тестовая работа содержит 20 заданий базового и повышенного уровня. Каждое задание оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным, если учащийся дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное число баллов, которое можно получить за выполнение заданий 20.
Система оценивания
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | Отлично |
76-90% | Хорошо |
51-75% | Удовлетворительно |
Менее 50% | Неудовлетворительно |
11