СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания "Переходим в 5-ый класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данной разработке составлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Переходим в 5-ый класс"»

Родительское собрание на тему «Особенности перехода в пятый класс»


Цели:

- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,

- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.

Оборудование: листочки и ручки


Фрагмент собрания


Вступление

Подходит к концу начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека.

   Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.

Основная часть:

 В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Переход из начальной школы в среднюю, неслучайно, называют кризисным этапом в школьной жизни. В чем же заключается сложность этого периода?

Упражнение «Мозговой штурм»

Давайте подумаем, вспомним себя, когда мы из начальной школы пошли в 5 класс. Напишите на листочках, что лежат у вас на столах, какие трудности вы испытывали, что Вам было сложно делать в 5 классе?

(учитель собирает листочки и, зачитывая их, помещает на доску)

Итак, у нас есть несколько трудностей, но некоторые из них можно объединить в группы, так как они выражают одно и то же (объединяет в группы: «условия обучения», «требования», «отсутствие системного контроля», «отсутствие интереса к учению»)

Итак, поговорим немного о том, как эти трудности преодолеть

1 группа трудностей:

Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

Давайте подумаем: «Как родитель может помочь ребенку привыкнуть к изменившимся условиям?»

(предположения родителей)

Действительно:

  • В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.

Дом должен быть островком спокойствия, в котором ребенок может отдохнуть от изменяющихся школьных условий.

  • Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.

  • Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Следующая группа трудностей: Изменение требований

Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае?

Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые сначала так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Но как же нам помочь ребенку привыкнуть к этим требованиям? Как Вы считаете?

(предположения родителей)

Сделаем вывод:

  • На первых порах необходимо помогать ребенку в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Следующая группа трудностей связана с первой, но открывает нам ситуацию с другой стороны «отсутствие системного контроля»:

Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.

Что нам нужно сделать, чтобы не потерять своего ребенка среди остальных? Чем мы можем ему помочь?

(предположения родителей)

  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

  • Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка

  • Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.

И последняя группа проблем, которую мы выделили, заключается в снижении интереса ребят к учебе. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Многие родители переживают, что их дети много времени проводят с друзьями и, как им кажется, забывают учебу. На самом деле это абсолютно нормально, так как в подростковом возрасте, в который вступают наши дети, для них важно отношение друзей, важен статус, который они занимают в группе сверстников. Им необходимо знать и чувствовать, что у них есть друзья, и они не будут одиноки вдали от семьи. Помимо этого снижение успеваемости при переходе в 5 класс является нормальным явлением в связи с вышеперечисленными причинами.

Поэтому, здесь важно следующее:

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка

  • Важно показать ребенку, что вам можно доверять и, что вы готовы выслушать и помочь ему справиться с возникающими трудностями. Здесь важно понимать, какие слова помогут поддержать ребенка, а какие покажут только ваше разочарование (на слайде, без озвучивания):

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.

  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

  • Ты делаешь это очень хорошо.

  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Таким образом, если родитель поддержит своего ребенка, поможет ему в трудных ситуациях, вскоре произойдет успешная адаптация:

   У адаптированного ученика будущего 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Если проявятся признаки дезадаптации, родителям и учителям придется приложить огромные усилия, чтобы ребенок смог адаптироваться. К ним относятся следующие:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

Итак, мы с вами выяснили, с какими трудностями могут встретиться будущие пятиклассники и как с ними бороться.

Сейчас, я хочу предложить вам несколько ситуаций, в которых нам нужно будет определить, верно ли поступили персонажи и как нужно поступать.

Упражнение «Решение жизненных ситуаций»

1 ситуация: Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Мнение: Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми.

2 ситуация: Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

3 ситуация: Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

Мнение: вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.

Спасибо большое! Теперь вы знаете, как помочь своему ребенку адаптироваться к новым условиям, которые его ждут в 5 классе

Рефлексия:

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, была ли полезна вам данная информация?

Пригодится ли она вам?

Спасибо большое за вашу работу, за то, что вы пришли!

И напоследок, разрешите один совет – чаще улыбайтесь свои детям, обнимайте их, поддерживайте, целуйте и говорите, что вы их ЛЮБИТЕ!