Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 имени академика В.Ф. Уткина» муниципального образования – городской округ город Касимов (МБОУ «СШ № 2»)
РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Подготовила:
Демина Е.Н., учитель начальных классов
2023—2024 учебный год г.
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Осуществление контроля
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Оценивание учащихся
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка уроку
Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.
Учитель пользуется сценарным планом урока .
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Главная цель учителя на уроке
Большое количество времени занимает речь учителя.
Организовать деятельность детей:
Успеть выполнить все, что запланировано
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задач.
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулировка заданий для обучающихся
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Взаимодействие с родителями обучающихся
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Предмет изменений
Образовательная среда
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Создается учителем.
Выставки работ обучающихся.
Создается обучающимися.
- не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
- нет портфолио обучающегося;
Результаты обучения
- основная оценка- оценка учителя;
- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
- важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ.
- Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется системно-деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии (в частности ИКТ).
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки отработки умений и рефлексии
- Уроки общеметодологической направленности
- Уроки развивающего контроля
Вывод
- Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока.
- При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах.
- Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.
- Именно в этом случае происходит развитие личности.
- Именно это является одной из основных задач современного урока.
Спасибо за внимание!