2. Актуализация темы | Урок мы свой начнем о том, Что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом – просторный дом Мы все с рожденья в нем живем. Вокруг нас четыре замечательных дома - четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов. Ребята, какие 4 среды обитания вы знаете? (водная, наземно-воздушная, почва, живой организм). А с какой Вы познакомились на прошлом уроке? (водной) | Отвечают на поставленные вопросы | Умения давать определения понятиям | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения Умение грамотно отвечать на вопросы | | |
3. Актуализация прежних знаний | Сегодня на уроке вы будите работать на листочках обратной связи(приложение1), где будите указывать свои баллы, заработанные на уроке. Максимум можно заработать 15 баллов, которые мы переведем в оценки в конце урока. Подпишите листочки. Плавая в речке или море вы попадаете в водную среду. Это один из богато населённый природный дом. Давайте вспомним, как организмы приспосабливаются к водной среде. Соотнесите: Задание 1. Органы передвижения | Организмы | Ключ проверки | 1 Плавник | А Морж, тюлень | 1 – Б | 2 Ласт | Б Рыба, кит, дельфин | 2 – А | 3Плавательные перепонки | В Планктон | 3 – Г | 4 Жгутик, реснички | Г Утка, лягушка, выдра | 4 – В | Максимум за работу – 4 балла.(если допущена одна ошибка или более 0б.) А теперь давайте выполним следующее задание: Задания 2 Поставить + или – (верны ли утверждения): 1.Среда обитания – это все, что окружает организм, но не влияет на состояние, рост и др. факторы. - 2.Сам организм является компонентом природы. + 3. На нашей планете выделяют 4 среды жизни, существенно отличающиеся друг от друга. + 4.Водная среда обитания была населена позже, чем другие среды. - 5. Водные обитатели дышат всей поверхностью тела и жабрами. + 6. Планктон – представители животных и растений в нижнем слое толщи воды. – 7. Многие простейшие передвигаются в воде при помощи жгутиков и ресничек. + 8. Приспособленностью к воде является обтекаемая форма тела и плавники. + 9. В холодной воде содержание кислорода выше, чем в теплой. + (теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выставите баллы) Взаимопроверка. 8 - 9 - ответов «5б» 7 - 6 - ответов «4б» 5 - ответов «3б» | Слушают учителя и подписывают листочки Выполняют задания в тетради Отмечают в тетради, какие утверждения верные, а какие нет | Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей | Умение проанализировать свою работу | Развития навыков взаимопроверки | Задание написано на слайде Задание написано на слайде с критериями оценивания |
4. Целеполагание | Сегодня мы должны с вами познакомиться с еще одной из сред жизни, а с какой именно мы должны будите сейчас угадать. ( Загадываю загадки про животных). Он ходит голову подняв, 1. Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … Ответ ученика: Жираф В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист Ответ учащихся: Дятел Погляди на молодцов Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки Ответ учащихся: Муравьи Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов. Подсолнух - А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания? Правильно ребята, они живут на суше и значить тема нашего урока «Наземно-воздушная среда», а мы с вами запишем более красиво нашу тему «Между небом и землей», запишите ее в своих тетрадях. Вы уже познакомились с водной средой, а теперь какова цель нашего урока, как вы думайте? | Слушают стихотворения и отгадывают, о чем идет речь Отгадывают загадки Смотрят презентацию Отвечают на вопрос учителя Определяют тему и цель урока | | Умение определять тему урока Умение определять цель работы, планировать ее выполнение | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | На слайде представлены изображения жирафа, дятла, муравьев и подсолнух Тема записана на доске |
5. Первичное усвоение новых знаний Работа в группах | Наземно-воздушная среда имеет разнообразные условия среды: климатические и экологические. А сейчас давайте заполним следующие задание 3. по средам: с помощью учебника стр. 85 Условия жизни | Водная | Наземно-воздушная | Кислород | Зачастую не хватает | Достаточно | Вода | Достаточно | Не всегда достаточно | Изменения температуры | Не значительные | Значительные от полюсов к экватору | Свет | Уменьшается с глубиной | Достаточно | Максимум за работу – 4 балла.(если допущена одна ошибка или более 0б.) Вот мы и установили, как в наших условиях изменяются важнейшие факторы среды. А теперь, чтобы определить, как живые организмы приспосабливаются к этим условиям, мы поработаем в группах. Каждый в группе за работу получает 1 балл + дополнительные баллы за ответы. Время – 5 мин, следите за временем.(задание 4) Группа 1. Задание: Выбрать утверждения, которые характеризуют приспособления зайца - беляка к низким температурам? 1. Мех становиться густым; 2. Мех не изменяется на протяжении всего года; 3. Изменяется окраска шерсти; 4. Впадают в спячку; 5. Устраивают логовища в снегу; 6. Запасание жира. Группа 2. Вставить пропуски в предложениях. Тополь при наступлении холодов ……листья. Это явление называется…….. Семена у тополя представлены пучками волосков (тополиный пух) для…….. ветром. Группа 3. Задание: Исправьте ошибку в выделенном слове и вставьте пропущенные слова. Перелетные птицы улетают на север, а те, что зимуют дома — прилетают на корм к человеку и все учащиеся нашей школы развешивают…..Птицы гибнут не от холода, а от….. Группа 4. Задние: Верны ли следующие утверждения: У кактуса для приспособления к недостатку влаги: 1. Плохо развита корневая система; 2. Хорошо развита корневая система; 3.Видоизмененные листья в колючки; 4.Мощный стебель, накапливающий воду в период дождей; 5. Кактус растет в пустыне. Группа 5. Решить проблемную ситуацию. Ваше мнение, как верблюды приспосабливаются к нехватке воды в пустыне, как спасаются от перегрева? Поможет Вам текст учебника на стр. 85 (от перегрева - густая шерсть, горб с жиром). Группа 6. Задание: соотнести способ передвижения организмов в наземно-воздушной среде и представителей Способы передвижения | Представители | Бегающие | Страус, гепард, зебра | Прыгающие | Кенгуру, тушканчик | Летающие | Насекомые, птицы, летучие мыши | Ползающие | Гусеница, змеи | Ходящие: - стопоходящие - пальцеходящие - копытные | Человек, медведь Кошка, собака Корова, лошадь | После окончания работы, презентация работы группы. Каждый выставляет себе баллы за это задание. Итог: много животных и растений на суше, приспосабливаются к разным условиям, мы с вами это рассмотрели на конкретных примерах. Подсчитываем баллы за урок. | Заполняют таблицу Выполняют самостоятельно задание с описанием приспособлений животного к определенному условию Представители группы презентуют выполнение задания устно Представители группы презентуют выполнение задания устно Обсуждение работы групп | Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самоанализа. Умение работать в составе творческих групп. | Эстетическое восприятие природы. Стремление к справедливому оцениванию. Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | Один ученик выходит к доске и заполняет таблицу с помощью рисунков Раздаются дидактические карточки с заданием Задания с картинками показаны на слайде всему классу Задания с картинками показаны на слайде всему классу |
7. Применение нового знания. | Представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, должны сразу предупредить гостей? Какие приспособления встречаются у животных и растений при нехватке или избытке воды? | Слушают учителя и предлагают свои ответы | | Умения выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи | | |