Параллель классов: 7.
УМК: «Физика 7 класс», Перышкин А. В, Гутник Е. М., М. Дрофа, 2011г.
Место урока в изучаемом разделе: 13 урок в разделе «Взаимодействие тел» и 6 урок, посвященный механическому движению.
Роль урока в изучаемом разделе: систематизация знаний по кинематике равномерного движения, индивидуальный предметно-рефлексивный анализ ЗУН.
содержательный компонент: обобщение и систематизация знаний по кинематике равномерного движения.
деятельностный компонент: создание условий для отработки комплекса УУД решения задач различного типа, для формирования навыка предметно-рефлексивного анализа.
обучающие: формирование навыков: решения графических задач (анализа графика) в устной форме, постановки вопроса расчетной физической задачи, поиска кратчайшего способа решения, анализа полученного результата; отработка навыка записи краткого условия задачи, оформления решения.
развивающие: продолжение формирования комплекса метапредметных УУД (выдвижение гипотез, анализ подобной информации из источников различного типа, способствовать развитию умения оценивать результат своей деятельности и деятельности других учащихся.
воспитывающие: продолжение формирования позитивного отношения к физике, осознания важности изучения предмета для правильной трактовки жизненных ситуаций; активизация личностной мотивации, творческих способностей.
формирование личностной предметной мотивации, активной образовательной позиции на уроке и успешной познавательной мотивации на выполнение домашней работы
формирование навыка предметно-рефлексивного анализа, контроля скорости индивидуальной работы
формирование навыка позитивного плодотворного сотрудничества с учителем и классом, тренировка навыка использования терминологии в устной и письменной речи
Познавательные УУД: формирование навыка решения контекстных задач, умения выбирать подобную информацию из источников различного типа.
Средства ИКТ: мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
Актуальность использования на уроке средств ИКТ: ИКТ на данном уроке позволяют визуализировать условия контекстных задач, разнообразить деятельность обучающихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий | осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий | осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий |
Этап №1: организационный. Цель: организованно перейти от отдыха к учебной деятельности. 1-2 минуты |
Приветствие | | | Приветствие | речевое взаимодействие с соблюдением этикета кадетской школы | осознание начала учебной деятельности | активизация внимания в короткий срок |
Этап №2: мотивации и целеполагания. Цель: мотивировать на необходимость полного усвоения темы: «Механическое движение», создать условия для создания навыка структурирования темы. ≈5 минут |
Организует эмоционально благоприятную среду для успешной мотивации полного усвоения темы. Предлагает назвать критерии, по которым следует оценивать степень усвоения. Приложение 1 (слайд 1), приложение 2. | Отвечают на вопрос: «что нужно знать и уметь, чтобы решить задачу на движение», аргументируют ответы, записывают ответы с помощью учителя | разделение деятельности на этапы, структурирование материала и выстраивание иерархии целей | взаимодействие с учителем и классом в ходе фронтальной беседы | излагать свою точку зрения, предлагать варианты, признавать ошибки, слушать других учащихся и учителя, принимать чужую точку зрения | участие в совместном с классом обсуждении, внесение посильного вклада в формирование структуры темы | умение действовать в соответствии с заданной учебной установкой |
Этап №3: применение ранее полученных знаний в новых условиях Цель: обеспечить применение ранее полученных знаний при решении графических, контекстных и экспериментальных задач ≈ 25 минут |
Фронтальное решение графических задач |
Предлагает проанализировать графики движения тел Приложение 1 (слайды 2,3) Приложение 3 | Анализ графиков, обсуждение в форме фронтальной беседы типа движения тела, определение его характеристик | «Чтение» графиков механического движения, устное решение задач | Фронтальная беседа, вычисления вслух | предложение к обсуждению своей точки зрения, внимание по отношению к критике, принятие исправления ошибок при неизменном позитивном настрое | участие в совместном с классом и учителем обсуждении, регулирование интенсивности собственных высказываний | умение высказать свою точку зрения, не помешав остальным |
Решение контекстных задач |
Предлагается контекстная задача (определение размера штрафа за превышение скорости) Приложение 1 (слайды 5, 6, 7) | решают задачу по переводу единиц измерения в СИ, определяют принадлежность полученного значения определенному интервалу | записывать данные задачи, сформулированной нетрадиционным способом, решать задачу, используя стандартное правило | обсуждение условия задачи, вербальное взаимодействие с учителем и классом | формулирование своей точки зрения, обсуждение личностного жизненного опыта | участие в совместном обсуждении | синтез программного, школьного материала и конкретной жизненной ситуации |
Решение контекстных задач |
Предлагается контекстная задача (определение скорости спортивных байдарок на олимпийских играх) Приложение | Решают задачу на вычисление скорости, оформляют в соответствии с требованиями | записывать условие задачи, сформулированной нетрадиционным способом, решать задачу | общение с учителем и соседом по парте, обсуждение решения, допущенных ошибок | умение пояснить решение, рассказать от допущенных ошибках | самоконтроль при решении задачи, взаимоконтроль | умение применять план решения задачи, контролировать его исполнение, осуществлять взаимный контроль |
Разминка ≈ 3 минуты |
Решение экспериментальной задачи |
Предлагает группе учащихся решить экспериментальную задачу по определению средней скорости движения модели парашюта, предлагает учащимся проанализировать работу группы учащихся, измеривших скорость перемещения в столовую (домашнее задание) | Решают экспериментальную задачу в группе, слушают отчет одноклассников о проведенном эксперименте, отвечают на вопросы учителя, обсуждают все этапы решения задачи, получение данных, оценивают погрешность | анализировать этапы решения задачи, оценивать результат | общение с учителем и учащимися, обсуждение | высказывать критические замечания, аргументировать точку зрения | отслеживание этапов решения задачи | умение структурировать информацию, определять этапы решения экспериментального задания |
Этап №4: Рефлексивно-оценочный Цель: формирование навыка предметно-рефлексивного анализа собственного уровня знаний и умений. 4-5 минут |
Предлагает оценить (при помощи приложения 3) уровень усвоения темы | соотносят свои умения со сформированным в начале урока списком | формируют мнение о собственном уровне успеваемости | фронтальное обсуждения уровня усвоение темы классом | слушать, высказывать свое мнение | сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности | осуществляют самоконтроль, формируют собственную коррекционную работу |
Этап №5: Домашнее задание Цель: мотивировать на самостоятельную коррекцию своих знаний, на продолжение домашней тренировки решения задач. 1-2 минуты |
Поясняет домашнее задание | вспоминают типы задач | определяют область полученных знаний | задают вопросы | умение слушать | соотносят свои умения с требующимися для выполнения домашнего задания | определяют степень корректировки пробелов в знаниях |
Этап №7: Подведение итогов урока. Цель: оценочно сориентировать учащихся на их индивидуальных образовательных маршрутах 1-2 минуты |
Выставляет оценки (выборочно), пояснение | слушают учителя | анализируют свои достижения | задают вопросы | умение слушать | сопоставляют собственное представление о качестве своей работы с оценкой учителя | формирование адекватной самооценки |