СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного курса "Комплексный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс может служить программой для факультативного курса

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного курса "Комплексный анализ текста"»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА


Комплексный анализ текста

(указать предмет, курс, модуль)

Программа курса «Комплексный анализ текста» для учащихся 8 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Комплексный анализ текста» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.


«Комплексный анализ текста» рассчитан на обучающихся 8- х классов. Проводится 1 раз в неделю.

Количество часов в год – 35.


курс непосредственно связан с программой по русскому языку 8 класса. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.


Цель курса: обучение учащихся 8 класса комплексному анализу текста, обеспечение подготовки учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.


Задачи:
  1. расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о тексте как основной лингвистической единице;

  2. формировать умение комплексно анализировать текст;

  3. формировать умение работать с тестовыми заданиями;

  1. формировать умение составлять текст на основе предложенного теста: сжатое изложение, сочинение-рассуждение;

  2. совершенствовать орфографические навыки обучающихся;


Программа курса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Содержание учебного материала структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим на занятиях курса формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его основных признаках и способах их раскрытия. Раскрытие признаков текста базируется на соответствующих им речеведческих понятиях, являющихся теоретическим фундаментом работы над содержанием исходного текста.

В основе уроков-практикумов лежит работа с научным, художественным и публицистическим текстами, представленными как единицы обучения. Задания помогают понять содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование различных приемов компрессии текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.

Комплексный анализ текста - удобная и экономная форма итоговой проверки знаний и умений учащихся.

Предполагаются следующие формы обучения:
    1. установочные лекции по теории: подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов;

    2. применение компьютерных технологий, современных информационных средств;

    3. практические занятия: групповые, индивидуальные;

    4. самостоятельная работа.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:


  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);

  • обобщающий контроль в форме тестирования в формате ОГЭ.

Промежуточная аттестация по курсу


Формой проведения промежуточной аттестации курса является тестирование в форме ОГЭ ( 2 часть). Оценочные материалы для проведения тестирование в

форме ОГЭ представлены в приложении 3 к ООП ООО. Тестирование в форме ОГЭ проводится по демоверсия КИМ ОГЭ по русскому языку текущего

учебного года, критерии оценивания описаны в спецификации КИМ ОГЭ

текущего года. Система оценивания результатов промежуточной аттестации курса – безотметочная. Курс считается освоенным, если учащийся получил за тестирование не менее 15 первичных баллов.


Планируемые результаты: Личностные результаты:
      1. понимание русского языка как одной из основных национально-

культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и

моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

      1. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

      1. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты:
  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,

умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  1. овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты.

Обучающийся научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;5-9

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;


Обучающийся получит возможность научиться:
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;


Содержание программы факультативного курса
    1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ

    1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

    2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная

(последовательная) и параллельная связи.

    1. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

    2. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

    1. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства

синтаксиса.



    1. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
      1. Композиция (план) сочинения

      2. Выявление проблемы текста.

      3. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции3.4. Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.


Тематическое планирование



Тема занятия

Содержание занятия, формы текущего контроля

Используемый дидактический материал

1

Что такое ОГЭ по русскому языку?

Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой

форме по русскому языку».


2

Понятие о тексте. Признаки текста.

Тема, идея, тип речи, стиль речи.

Теоретический материал по теме. Практическое занятие.


3

Ключевые слова. Микротема. Микротекст.

Теоретический материал.

Практическое занятие. Лингвистический анализ текста.


4

Изложение как 1 часть

ОГЭ.

Урок развития речи. Практическое занятие


5

Тест как форма проверки

знаний. Часть 2. ОГЭ.

Решение тестовых заданий.


6

Разделы науки о языке и комплексный анализ текста.

Лингвистический анализ текста.


7

Абзац. Композиционно- содержательный анализ текста.

Теоретический материал. Практическое занятие.


8

Решение тестовых заданий по теме

«Словосочетание»

Самостоятельная работа.


9

Виды и средства связи предложений в тексте.

Теоретический материал. Практическое занятие


10

Языковые приемы сжатия исходного текста.

Алгоритм написания сжатого изложения.

Теоретический материал. Практическое занятие.


11

Лингвистический анализ

текста.

Практическое занятие


12

-13

Решение тестовых

заданий по теме «Главные

Практическое занятие. Самостоятельная работа.



члены предложения»



14 -

15

Урок развития речи. Сжатое изложение.

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Аудио версия.

Интернет источники.

16

Приемы работы,

направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.

Практическое занятие.


17 -

18

Решение тестовых заданий

по теме «Второстепенные члены предложения»

Практическое занятие. Самостоятельная работа.


19

Работа над изложением.

Самооценка, самопроверка сжатого изложения.

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.

Практическое занятие.


20

Лингвистический анализ

текста.

Практическое занятие.


21

Особенности сочинения-

рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Теоретический материал.

Практическое занятие.


22

Составление схемы

рассуждения. Аргументы.

Теоретический материал.

Практическое занятие


23

Решение тестовых заданий по теме

«Односоставные предложения»

Самостоятельная работа.


24

Работа над аргументами в

сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа.


25

Лингвистический анализ

текста.

Практическое занятие.


26

Решение тестовых

заданий по теме

«Предложения с однородными членами и обособленными членами»

Повторение теоретического материала.

Самостоятельная работа.


27

Сочинение-рассуждение

на лингвистическую тему. Роль знаков препинания на письме. Развернутый аргументированный ответ.

Практическое занятие.


28

Сочинение-рассуждение

по прочитанному тексту. Работа над частями

Практическое занятие



сочинения.



29

Решение тестовых заданий по теме

«Предложения с обращениями, вводными конструкциями,

междометиями. Прямая и косвенная речь»

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа


30

Особенности сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Работа над готовыми сочинениями и

составление своих.

Самостоятельная работа.


31

Лингвистический анализ

текста.

Повторение теоретического материала.

Самостоятельная работа.


32

Решение тестовых

заданий по теме

«Повторение изученного в 8 классе»

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа


33

Типы речевых и

грамматических ошибок, способы их устранения. Анализ текстов.

Практическое занятие


34-

35

Обобщение и

систематизация - тестирование в форме ОГЭ

Практическое занятие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!